Философия Лейбница (1646—1716).

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Мир состоит из мельчайших элементов, или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, т.е. аристотелевский принцип самодвижения сущего. Однако Лейбниц «изъял» из единой субстанции .Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека — ясного понимания, осмысления. Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой — защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства, как одного из основных приемов рационального познания. Он является одним из зачинателей современной символической и математической логики.

Период до 1680 в жизни Лейбница был периодом его освобождения от неосхоластики; до этого времени он занимался политикой, теологией, естественными науками и математикой. Только после 1680 он выступает и со своими философскими работами и мыслями, облеченными в форму писем и журнальных статей; вышедшая при его жизни «Теодицея» («Theodizee»), объясняющая и защищающая этот мир как лучший из возможных и Бога как его творца, представляет собой, по суш дела, теологию (естественную); философское соч. «Новый опыт о человеческом разуме» («Neuere Versuche uber den menschlichen Verstand») появилось в печати только после смерти Лейбница (1765, окончено 1704).

Взгляды Лейбница не раз претерпевали изменения, но они шли в направлении создания законченной системы, примиряющей противоречия, стремящейся учесть все детали действительности, — как наглядной, так и абстрактной, — системы, которую Лейбниц, конечно, представлял лишь фрагментарно. Оси. мысли Лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность Вселенной; 2) значительность ин­дивидуального, личного в этой Вселенной;

3) гармоничность Вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие Вселенной; 5) динамичность осн. состояния Вселенной.

Исходя из схоластического учения о всеобщей метафизической сущности (formae substantiales), Лейбниц поднимается до принципа наличия творческого мышления у индивидуальных субстанций. Математический метод здесь казался ему вполне достаточным, пока он не уяснил себе его ограниченность. В тесной связи с учением Декарта о ясном и отчетливом познании, или мышлении, нерешенными проблемами которого он занимался, Лейбниц развивает аналитическую теорию о мыслящем, или познающем, сознании. В области естественнонаучной он отходит от механики и подходит к энергетике (здесь сыграли роль результаты наблюдений с помощью микроскопа жизненных процессов, протекающих в организме). С др. стороны, он дошел до различения абстрактных истин и истинности фактов. Наиболее знаменито учение Лейбница о монадах (монадология); монадами он называет простые телесные, душевные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. Различие монад состоит в различии их представлений. Бог есть первомонада, все др. монады — ее излучения. То, что нам кажется телом, в действительности есть совокупность монад. Душа — тоже монада. Минералы и растения — как бы спящие монады с бессознательными представлениями; души животных обладают ощущениями и памятью; человеческие души способны к ясным и отчетливым представлениям. Бог же обладает исключительно адекватными, т. е. наиболее осознанными и наиболее объективными, представлениями. Ход представления каждой монады замкнут в самом себе; ничто из нее не выходит и ничто не входит в нее. Учение Лейбница о монадах дополняется его учением о лпредустановленной гармонии». Согласно ему, Бог создал все субстанции т. о., что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. И учение о мона­дах, и учение о предустановленной гармонии имеют значение, по Лейбницу, для всех существ телесного, душевного и духовного склада — как для них самих, так и .для их отношений между собой, в частности для соотношения тела, души и духа внутри человеческой личности. Кроме школы Лейбница — Вольфа, он оказал влияние также на Гердера, Гёте, Шиллера и нем. идеализм, а позднее — на Гербарта и Лотце. Идеалистический плюрализм. Предпосылки - против систем Декарта и Спинозы; столкновение картезианской (Декарт) и ньютоновской картины мира. Мир делится на сущность и явления. Подчеркивает разобщенность материи и духа. Сущностей много, они просты и неделимы, непротяженны. Сущности — энергия и дух. Явления — чувственное обнаружение духовной энергии. Всякий дух есть сила, всякая сила-субстанция.

Произведения: «Монадология», «Рассуждение о благости божьей, свободе человеческой и начале зла», «Теодецея», «Новые опыты о человеческом разуме».

Принципы:

1. всеобщих различий. Все в мире различно и неповторимо.

2. тождества неразличимых вещей

3. непрерьшноеги. Все вещи восходят вверх по ступеням к совершенству плавно, чем ближе точки в их
последовательности, тем меньше различия между ними, но не сводятся к нулю, нет пропусков на линии.
Ложь — минимальная степень истины. Зло — наименьшее добро. Значит ряд всех вещей не ограничен с
обеих сторон, мир бесконечен и в количественном и качественном отношении. Каждая вещь — это не
единица, а малая индивидуальность.

4. Дискретности. Принцип монадности. Индивидуализация объектов действительности и знаний о них.
Монады - духовные атомы, обладают неисчерпаемым содержанием и активностью. Действительность
состоит из ярких малых скачков, а не из туманных переходов.

5. полноты

совершенства


Наши рекомендации