Нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной (интеллигибель-

Ной) интуиции.

Согласно воззрениям Спинозы, ≪познание второго и третьего

рода необходимо истинно≫, только с его помощью мы можем от-

Личить истинное от ложного. Это адекватное познание рассматри-

Вает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая

Законы мира, субстанции.

Как и все представители рационализма, Спиноза утверждал

Приоритет именно интуитивного знания, интуиции, связывал с ней

Безграничные возможности познания человеком себя и окружаю-

Щего мира. Поскольку законы души и тела одни и те же, познавая

себя, человек познает природу, и наоборот: ≪дух тем лучше пони-

мает себя, чем больше он понимает природу≫, ≪идея находится в

таком же положении объективно, в каком ее содержание находится

реально≫. Критерий истинности и достоверности знания Спиноза,

Как и Декарт, видел в самом разуме. Таким образом, то, что истин-

Но и достоверно, одновременно являлось для Спинозы и объектив-

ным: ≪Разум заключает в себе достоверность...≫

Большой вклад внес Спиноза в изучение проблем свободы воли

И природы человеческих чувств. Постановка указанных вопросов

И подходы к их решению в работах Спинозы неразрывно связаны

С его теорией познания. Все писавшие до него о страстях человека де-

Лали их предметом насмешки или сожаления. В отличие от них Спи-

Ноза не хотел ни осуждать, ни высмеивать человеческие поступки и

Страсти, но стремился понять их на основании законов природы.

Он рассматривал ненависть, гнев, зависть и другие аффекты не

Как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства чело-

Веческой природы. Под аффектами Спиноза понимал состояния

Тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают

Активность человека. Он выделял три вида аффектов - влечение или

Желание как проявление сущности человеческой природы и стрем-

Ления к самосохранению. Желание отличается от влечения своей

осознанностью: ≪Желание есть влечение с осознанием его≫, хотя

Принципиальной разницы между ними Спиноза не отмечал, по-

Скольку влечение остается одним и тем же, вне зависимости от того,

Осознается оно человеком или нет. Второй и третий виды аффек-

Тов - это аффекты удовольствия и неудовольствия (радость и пе-

Чаль). Удовольствие увеличивает способность человека к действию,

Неудовольствие уменьшает.

Кроме этих трех, Спиноза не признавал других аффектов, считая

Все остальные производными от них. Он утверждал, что видов аф-

Фектов столько, сколько существует видов объектов, со стороны

Которых мы подвергаемся воздействию. Отсюда аффект (как и

Страсть), в понимании Спинозы, это пассивное, страдательное со-

Стояние, связанное с неадекватными или смутными идеями. Разни-

Цу между страстью и аффектом он видел в степени их интенсивно-

Сти. Поскольку все, что способствует самосохранению, необходимо

Вызывает удовольствие, полезно и не может быть не нравственно,

То все радостные чувства облегчают человеческое существование, в

То время как огорчения и страдания затрудняют его. Отсюда Спи-

Ноза делал вывод: человек активен и естественным образом стре-

Мится к тому, что вызывает удовольствие, и отвращается от всего,

Что причиняет ему страдание.

Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аф-

Фекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием

Души, ее стремлением к познанию истинных или адекватных идей.

Поскольку ограничение способности души к мышлению или позна-

Нию вызывает неудовольствие, то познание как проявление актив-

Ности души связано только с аффектами удовольствия и желания.

Таким образом, результатом взаимодействия человека с объек-

Тами окружающего мира становятся, с одной стороны, знание об

Этих объектах, с другой - отношение к ним. Эта эмоционально-ра-

Циональная двойственность свойственна всем нашим страстям - и

Активным, и пассивным. Разница в том, что стимулом в развитии

Пассивных аффектов становятся события внешнего мира, а знания о

Них остаются смутными и неадекватными. В активных же аффектах

Стимулом для их возникновения является сама душа, которая в

Результате приобретает отчетливые понятия.

Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, по-

Скольку он - часть природы. Он не может не подчиняться ее по-

Рядкам и законам и бессилен перед ними. Спиноза подчеркивал

Наши рекомендации