Нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной (интеллигибель-
Ной) интуиции.
Согласно воззрениям Спинозы, ≪познание второго и третьего
рода необходимо истинно≫, только с его помощью мы можем от-
Личить истинное от ложного. Это адекватное познание рассматри-
Вает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая
Законы мира, субстанции.
Как и все представители рационализма, Спиноза утверждал
Приоритет именно интуитивного знания, интуиции, связывал с ней
Безграничные возможности познания человеком себя и окружаю-
Щего мира. Поскольку законы души и тела одни и те же, познавая
себя, человек познает природу, и наоборот: ≪дух тем лучше пони-
мает себя, чем больше он понимает природу≫, ≪идея находится в
таком же положении объективно, в каком ее содержание находится
реально≫. Критерий истинности и достоверности знания Спиноза,
Как и Декарт, видел в самом разуме. Таким образом, то, что истин-
Но и достоверно, одновременно являлось для Спинозы и объектив-
ным: ≪Разум заключает в себе достоверность...≫
Большой вклад внес Спиноза в изучение проблем свободы воли
И природы человеческих чувств. Постановка указанных вопросов
И подходы к их решению в работах Спинозы неразрывно связаны
С его теорией познания. Все писавшие до него о страстях человека де-
Лали их предметом насмешки или сожаления. В отличие от них Спи-
Ноза не хотел ни осуждать, ни высмеивать человеческие поступки и
Страсти, но стремился понять их на основании законов природы.
Он рассматривал ненависть, гнев, зависть и другие аффекты не
Как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства чело-
Веческой природы. Под аффектами Спиноза понимал состояния
Тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают
Активность человека. Он выделял три вида аффектов - влечение или
Желание как проявление сущности человеческой природы и стрем-
Ления к самосохранению. Желание отличается от влечения своей
осознанностью: ≪Желание есть влечение с осознанием его≫, хотя
Принципиальной разницы между ними Спиноза не отмечал, по-
Скольку влечение остается одним и тем же, вне зависимости от того,
Осознается оно человеком или нет. Второй и третий виды аффек-
Тов - это аффекты удовольствия и неудовольствия (радость и пе-
Чаль). Удовольствие увеличивает способность человека к действию,
Неудовольствие уменьшает.
Кроме этих трех, Спиноза не признавал других аффектов, считая
Все остальные производными от них. Он утверждал, что видов аф-
Фектов столько, сколько существует видов объектов, со стороны
Которых мы подвергаемся воздействию. Отсюда аффект (как и
Страсть), в понимании Спинозы, это пассивное, страдательное со-
Стояние, связанное с неадекватными или смутными идеями. Разни-
Цу между страстью и аффектом он видел в степени их интенсивно-
Сти. Поскольку все, что способствует самосохранению, необходимо
Вызывает удовольствие, полезно и не может быть не нравственно,
То все радостные чувства облегчают человеческое существование, в
То время как огорчения и страдания затрудняют его. Отсюда Спи-
Ноза делал вывод: человек активен и естественным образом стре-
Мится к тому, что вызывает удовольствие, и отвращается от всего,
Что причиняет ему страдание.
Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аф-
Фекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием
Души, ее стремлением к познанию истинных или адекватных идей.
Поскольку ограничение способности души к мышлению или позна-
Нию вызывает неудовольствие, то познание как проявление актив-
Ности души связано только с аффектами удовольствия и желания.
Таким образом, результатом взаимодействия человека с объек-
Тами окружающего мира становятся, с одной стороны, знание об
Этих объектах, с другой - отношение к ним. Эта эмоционально-ра-
Циональная двойственность свойственна всем нашим страстям - и
Активным, и пассивным. Разница в том, что стимулом в развитии
Пассивных аффектов становятся события внешнего мира, а знания о
Них остаются смутными и неадекватными. В активных же аффектах
Стимулом для их возникновения является сама душа, которая в
Результате приобретает отчетливые понятия.
Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, по-
Скольку он - часть природы. Он не может не подчиняться ее по-
Рядкам и законам и бессилен перед ними. Спиноза подчеркивал