Рефлексивно-аналитического блока

1. Создание "методической копилки".

Желательно посетить все уроки, внеклассные занятия, классные часы в данном классе, которые проводит учитель начальных классов и учителя-предметники, проанализировать их эффективность. По возможности нужно также посетить занятия в группе продленного дня, занятия кружков и других форм внеурочной деятельности, родительские собрания, которые проводят учителя начальных классов,

Уроки и внеклассные занятия подробно или кратко (по усмотрению студента) записываются в отдельной тетради, которая на проверку не сдается. А в отчете по практике создается методическая копилка, в которой фиксируются наиболее ценные методические приемы, использованные учителем, записываются фрагменты уроков, внеклассных занятий, классных часов, описываются дидактические игры и наглядные пособия и т.п.

Результаты наблюдений студента за деятельностью учителей и анализ ее эффективности рекомендуется оформлять следующим образом:

Дата Ф.И.О. педагога, осуществлявшего деятельность Вид деятельности (урок, внеклассное занятие и т.п.) "Методическая копилка" Анализ эффективности

В третьей колонке записывается, какой вид деятельности выполнял педагог, например: а) урок (указывается учебный предмет и тема урока); б) классный час (указывается тема); в) внеклассное занятие (указывается тема) и т.п.

В четвертой колонке записываются наиболее ценные методические приемы, формы осуществления деятельности, которые использовал учитель.

В пятой колонке выполняется анализ эффективности проведенных учителем уроков, внеклассных занятий и т.п.

2. Выполнение анализа учебно-методического комплекта (УМК), который использует учитель.

Результаты анализа оформляются в отчете по практике в следующей форме:

• название УМК;

• структурные части УМК: перечень всех учебников и пособий (рабочих тетрадей, материалов для контроля знаний учащихся и т.п.) с указанием Ф.И.О. авторов;

• анализ достоинств и недостатков одного из учебников и рабочей тетради (учебный предмет – на выбор студента).

3. Выполнение анализа портфолио учащихся и учителя.

В отчете по практике описывается структура и содержание портфолио ученика (перечисляются разделы портфолио и материалы, представленные в данном разделе), а также структура портфолио учителя (если оно имеется).

4. Выполнение аспектного анализа уроков и внеклассных занятий.

За период практики нужно подробно запротоколировать 3 урока по разным учебным предметам (русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, технологии – на выбор), один классный час и одно внеклассное занятие. В процессе записи нужно фиксировать содержание учебных заданий (можно вставлять их сканы из учебника или тетради), слова учителя, ответы детей, записи на доске, способы организации деятельности учащихся.

Для каждого протокола урока должно быть указано следующее:

• вид аспектного анализа урока;

• название учебного предмета;

• авторы учебника и рабочей тетради;

• тема и цели урока (в варианте, сформулированном учителем).

Для классного часа и внеклассного занятия нужно указать следующее:

• вид занятия (например, классный час, праздник, этическая беседа и т.п.);

• тема занятия;

• воспитательные цели занятия (в варианте, сформулированном учителем);

• место проведения;

• оборудование.

Протокол и анализ урока, классного часа или внеклассного занятия оформляется в виде таблицы:

Протокол урока, классного часа или внеклассного занятия (с выделением этапов ) Анализ урока
   
   

Аналитические суждения должны относиться строго к той части протокола, которая идет параллельно анализу. Для этого этапы урока, классного часа или внеклассного занятия следует записывать в отдельных частях таблицы. Общая оценка урока классного часа или внеклассного занятия (выводы) даются под таблицей. Там же можно записать суждения, относящиеся к уроку, классному часу или внеклассному занятию в целом, а не к отдельным его этапам.

Для каждого урока, классного часа или внеклассного занятия выполняется только один вид аспектного анализа. Учебный предмет для проведения каждого вида анализа выбирается по усмотрению студента.

1 вид аспектного анализа

Анализ урока с точки зрения дидактических принципов:

• определить, реализованы ли на уроке основные дидактические принципы: научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей; наглядности; прочности; связи теории с практикой, обучения с жизнью;

• охарактеризовать способы реализации дидактических принципов;

• оценить обучающий эффект урока;

• сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом.

2 вид аспектного анализа

Анализ развивающего потенциала урока:

• определить, с помощью каких приемов учитель формировал у детей положительную учебную мотивацию;

• определить способы развития мышления учащихся, основных логических действий (сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, классификация, обобщение и др);

• определить, формировались ли у детей регулятивные действия: целеполагание, планирование, самоконтроль и самооценка;

• оценить развивающий эффект урока в целом;

• сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом.

3 вид аспектного анализа

Анализ урока с точки зрения форм и методов обучения:

• проанализировать, какие методы обучения использованы на уроке на основе двух классификаций: а) по источнику знаний (словесные, наглядные, практические - назвать конкретные методы); б) по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский);

• выявить, какие формы учебной работы применялись на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;

• определить, какие формы и методы контроля использовались на уроке;

• оценить правильность выбора учителем форм и методов обучения и контроля: их соответствие поставленным целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям детей, особенностям класса (уровню сформированности коллектива, дисциплинированности, организованности и др.);

• определить способы поддержания на уроке сознательной дисциплины

• сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом.

4 вид аспектного анализа

Анализ классного часа с точки зрения его воспитательных возможностей:

• проанализировать, какие воспитательные задачи решались на данном классном часе и с помощью каких педагогических средств это достигалось;

• оценить целесообразность отбора содержания классного часа;

• оценить целесообразность выбора форм и методов проведения классного часа;

• сделать вывод о воспитательном эффекте классного часа;

• сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить в проведении этого классного часа и каким образом.

5 вид аспектного анализа.

Анализ внеклассного занятия с точки зрения его развивающего и воспитательного эффекта:

• определить, какие воспитательные задачи решались на внеклассном занятии и с помощью каких педагогических средств это достигалось;

• определить, какие развивающие задачи решались на внеклассном занятии и с помощью каких педагогических средств это достигалось;

• оценить развивающий и воспитательные эффекты внеклассного занятия;

• сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить в проведении этого внеклассного занятиия и каким образом.

5. Выполнение самоанализа студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики (педагогическое сочинение).

В отчете по практике необходимо в свободной форме записать свои впечатления о практике и размышления об организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Нужно выполнить анализ собственной педагогической деятельности, особенностей взаимодействия с детьми и др. Записи могут быть выполнены в публицистическом жанре в виде педагогического сочинения.

Наши рекомендации