Изменить. В то же время, составляя одну из сторон взаимодейст-
Вия человека с внешним миром, страсти как составляющая когни-
Тивной оценки окружающего зависят от точности и истинности
Этой оценки. Таким образом, как говорилось выше, закладываются
основы когнитивного подхода к проблеме эмоций.
Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, кото-
Рые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от
Нее. Основное назначение или функцию страстей Декарт видит в
том, ≪что они побуждают и настраивают душу человека желать
Того, к чему эти страсти подготовляют его тело; так, чувство страха
вызывает желание бежать, а чувство отваги - бороться...≫ Страсти
≪приучают душу желать признанного природой полезным и нико-
гда не менять своего желания...≫ В то же время активные страсти
Могут заставить человека совершать поступки, диктуемые разумом
И не связанные с удовлетворением биологически целесообразных
Желаний. Таким образом, эти страсти представляют собой источ-
Ник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохране-
Нию, поведения. Они также отождествляются человеком со стрем-
Лениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от
Тела и служат связующим звеном между ними.
Единственным местом, где душа соединяется с телом, является
В концепции Декарта шишковидная железа (гипофиз). Воздействие
Души на протекание рефлекса заключается в том, что своим жела-
Нием она заставляет колебаться железу, направляя перемещение
Животных духов так, чтобы вызвать нужное действие (поведение),
Которое соответствует этому желанию. Тем самым душа изменяет
Направление рефлекса, делая поведение волевым и целенаправ-
Ленным.
Теория страстей служит у Декарта мостом, соединяющим его
Учение о душе и учение о нравственности. Декарт считал этику
≪высочайшей и совершеннейшей наукой, которая предполагает
Полное знание других наук и является последней ступенью к выс-
шей мудрости≫. Поэтому можно считать закономерным обращение
К этической проблематике именно в его последней работе. Выделяя
Шесть первичных страстей - удивление, любовь, ненависть, жела-
Ние, радость и печаль, Декарт считал все остальные страсти про-
Изводными от них либо их разновидностями.
Он подчеркивал, что возникновение и проявление страстей не
Зависят от непосредственных волевых усилий и желаний человека.
Но душа, какой бы слабой она ни была, в состоянии косвенно по-
Влиять на страсти. Так, чтобы подавить в себе страх и проявить
Храбрость, человеку недостаточно иметь одно только желание. Но
Воля может сдержать те движения тела, которые способна вызвать
страсть (например, помешать бегству при страхе). Однако, как
писал Декарт, ≪силы души без познания истины недостаточно≫.
Поэтому в промежутках между приступами страха воля и разум
Принимают меры к тому, чтобы понять причину страха и сделать
Его новый приступ менее опасным. Вместо того чтобы побеждать
Одну страсть другой, что было бы только мнимой свободой, а в
Действительности означало бы постоянное рабство, душа должна
Бороться со страстями собственным оружием, т.е. твердыми пра-
Вилами, основанными на верном понимании добра и зла. Воля
Побеждает аффекты ясным и отчетливым знанием, которое показы-
Вает, какое обманчивое значение получают вещи при страстном
Возбуждении, открывая настоящую цену окружающих предметов.
В своих письмах к принцессе Елизавете о счастливой жизни и к
Королеве Христине о любви и вечном благе Декарт постоянно воз-
Вращался к мысли о том, что цель человеческих стремлений состоит
В покое совести, достигаемом только решением воли жить доброде-
Тельно, в согласии с самим собой. Таким образом, мудрость состо-
Ит в том, чтобы выполнять то, что признано за лучшее, доброде-
Тель - в твердости, а грех - в непостоянстве.
Этические воззрения Декарта тесно связаны с его теорией по-
Знания. Добродетель одновременно является истиной. Если чело-
Век в своих решениях и поступках исходит из познания истины,
Истинных суждений и твердо следует им, он может быть уверен в
Том, что ему не придется раскаиваться или сожалеть о последст-
Виях. Такой человек обретает господство над своими страстями и
Живет, следуя добродетели. Центральная идея этики Декарта -
Господство над человеческими страстями - и рекомендуемые им