Вания философии и психологии. Этим разделением Бэкон отстоял
Научный подход к исследованию психики человека.
Чувственная душа, по мысли Бэкона, у животных и человека
Общая. Но если у животных она основная, а ее органом является
Тело, то у человека чувственная душа - это орган мыслящей души.
Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как ра-
Зум, воображение, память, воля, влечение, аффекты. Интересно, что
В основу своей классификации наук он положил фундаментальные
Способности человеческой души - память, воображение, рассудок,
Считая главными науками историю, поэзию и философию. Кроме
Способностей души психология, по мнению Бэкона, должна изу-
Чать произвольные движения, раздражимость и ощущения. Таким
образом, Бэкон разработал план психологических исследований,
Который нашел свое воплощение в работах его последователей
(Гоббса, Локка).
С именем Рене Декарта (1596-1650) связаны многие выдающие-
Ся открытия в различных областях науки - математике, физике, ана-
Томии, биологии, астрономии. От латинизированного имени Де-
карта - Картезий произошел термин картезианство, обозначаю-
Щий направление, сформировавшееся под влиянием его идей.
Рене Декарт происходил из древнего французского дворянского
Рода. Отец отдал его учиться в иезуитскую коллегию де Ла-Флеш,
Которая была в то время одним из лучших религиозных образова-
Тельных центров. Там будущий ученый, проявивший редкую любо-
Знательность и неординарные способности, особенно в изучении
математики, получил блестящее для своего времени образование.
В этом учебном заведении Декарт провел восемь лет, изучая грече-
Ский и латинский языки, литературу, историю, риторику, поэзию,
Философию, в курс которой входили логика, математика, физика,
Этика и метафизика. После окончания коллегии Декарт получил
юридическое образование, а в 1617 г. поступил на военную службу.
Возможно, этот выбор был связан с тем, что догматический под-
ход к обучению, принятый в коллегии и университете, его не уст-
Раивал. Позднее он писал о том, что именно годы, проведенные в
Коллегии, сформировали в нем стойкое неприятие богословской
Схоластики и стремление заменить слепую веру точным знанием.
За время службы в войсках Мориса Нассаусского, а затем в
Войсках баварского курфюрста Декарту удалось побывать во мно-
Гих городах Голландии и Германии, познакомиться с учеными и
Достижениями науки в этих странах, а также составить представ-
ление об атмосфере, царившей в университетах и исследователь-
Ских центрах.
В 1621 г., оставив службу, Декарт отправился путешествовать
По Германии, Италии, Франции, Голландии, Швейцарии. Во время
Странствий он установил личные контакты со многими выдаю-
Щимися учеными того времени. В 1629 г. (по некоторым данным,
В 1628 г.) он переехал в Голландию, считая эту страну наиболее
Благоприятной для научных занятий. Здесь он создал свои основ-
ные произведения - ≪Правила для руководства разума≫ (1628-
1629), ≪Рассуждение о методе≫ (1637), ≪Размышления о первой фи-
лософии≫ (1641), ≪Начала философии≫ (1643), ≪О страстях≫ (1649).
Яростная критика последних произведений Декарта схоластами и
Протестантскими богословами способствовала тому, что он принял
Приглашение шведской королевы Христины переехать в 1649 г. в
Стокгольм. Он должен был стимулировать в Стокгольмском уни-
Верситете научные исследования, однако через несколько месяцев
После приезда простудился и умер.
Если Бэкон основу достоверности знания связывал с непосред-
Ственным чувственным познанием, то для Декарта такой основой
Стал разум. Стремление сделать науку объективной объединяла
Позиции этих двух ученых. Если у Бэкона возможность очищения
От предрассудков и ложных истин средневековой науки воплоти-
лась в его учении об ≪идолах≫, то Декарт выдвинул другой мето-
Дологический принцип - сомневаться во всем. Скепсис Декарта
Отличался от скепсиса ученых периода античности - он стал сред-
Ством приобретения достоверных знаний. Если можно сомневать-
Ся во всем - в истинности наших чувств, существовании Бога, неба
И т.д., не доверять авторитетам, то единственное, что не может
Вызывать сомнения, так это сам акт сомнения, акт мышления, ко-
торый доказывает существование нашего ≪Я≫, которое сомневает-