Па в процессе становления психологии. Развитие этих подходов
Стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологиче-
Ские концепции в Новое время.
Психология в этот период, так же как и на первых этапах разви-
Тия античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяс-
Нялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собствен-
ного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоласти-
Ческих догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на фи-
Лософию в то время сужала предмет психологии, которая рассмат-
Ривала в основном общие закономерности развития психики чело-
Века, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то
Время еще не давало возможности выстроить полноценную кон-
цепцию психического (особенно психики человека) на его основе.
Однако тесная связь с философией не означала, что психология
В это время не искала собственного предмета исследования, конк-
ретного определения области своей деятельности. Эта область по-
Нималась прежде всего как исследование путей становления у чело-
Века картины окружающего мира и самого себя. Причем эта кар-
Тина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осоз-
нанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья,'
Ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так
Уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о
Сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся
Психологией античности, - о познании, о движущих силах и зако-
Номерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на
первый план выходили именно проблемы познания.
Это было связано с несколькими причинами. Первая, о кото-
Рой говорилось выше, - стремление доказать возможности чело-
Века в постижении истины на основе знания, а не веры. В связи с
Глава написана при участии Н. С. Полевой.
этим вставали вопросы об этапах формирования знания, его объ-
Ективности и соотнесенности того образа, который выстраивает
Человек в своем сознании, с реальной картиной мира.
Ограничение предмета психологии сознанием выводило из об-
Ласти психического внешнюю активность, поведение, которое
Рассматривалось психологами античности как одна из состав-
Ляющих душевной жизни. Таким образом, из исследования на не-
Которое время выпадали проблемы движущих сил и регуляции
внешней деятельности. В то же время вопросы о содержании и
Функциях сознания подвели ученых к изучению его роли в челове-
Ческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Так вновь
Перед психологией вставала необходимость проанализировать
Разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведе-
Нием, границы свободы человека.
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот
Период дает противоречивую картину. С одной стороны, методоло-
Гически психология ограничивалась вопросами сознания и путей
Его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой
Стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к
Фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции
Не только внутренней, но и внешней активности в круг исследова-
Ния ведущих психологов того времени.
При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проб-
Лемы предмета психологии, объективности методов исследования
Психики, анализа полученных данных, которые были центральны-
Ми для теории Ф.Бэкона, то, начиная с Р.Декарта, не менее зна-
Чимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании
И поведении.
Тот факт, что это время - время расцвета механики, появления
Физики И. Ньютона, не мог не наложить отпечаток и на психоло-
Гию. Отличительная черта этого периода заключается в том, что
Подчас не наука определяла развитие производства, а, наоборот,
Успехи в производственной деятельности, особенно в области ме-
Ханики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так,
В XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом
Как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в
Учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной ма-
Шиной-автоматом, функционирующей по принципу любого меха-
Низма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный
принцип, получивший название механистический детерминизм,
Именно в этот период господствует в психологии.
В исследовании процессов познания психологи, работавшие в