В частности характер питания.
Уарте считал, что особенно важно установить внешние при-
Знаки, по которым можно было бы различать качества мозга, оп-
Ределяющие характер дарования. И хотя его собственные наблю-
Дения о соответствиях между телесными признаками и способно-
стями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких при-
Знаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о
Корреляции между внутренним и внешним была, как показал по-
Следующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональ-
Ной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в
государственном масштабе: ≪Для того чтобы никто не ошибался в
Выборе той профессии, которая больше всего подходит к его при-
Родному дарованию, государю следовало бы выделить уполномо-
Ченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каж-
Дого его дарования еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы
его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит≫.
Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху
Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был
Однороден по своим достижениям и содержанию психологических
Исследований. Взаимоотношения церкви и науки неоднократно
Менялись в течение этого длительного отрезка времени, причем
Наибольшие гонения на знания и на систему научных доказа-
Тельств происходили в период ослабления власти церкви, кото-
Рая, как правило, рассматривала науку не саму по себе, но как ис-
Точник (или препятствие) для достижения определенных целей.
Среди важнейших исследований, которые проводились в это
Время как арабскими учеными, так и европейскими церковными и
Светскими мыслителями, необходимо отметить первые труды, свя-
Занные с изучением психологии масс, разработкой методов убеж-
Дения людей. Обращают на себя внимание и работы, которые
Позднее были названы психотерапевтическими, их целью была
Психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный
Дискомфорт, напряжение, невроз.
В период Возрождения, напротив, психологические исследова-
Ния возвратились к проблемам, которые были подняты в антич-
Ности. Это связано и с появлением возможности полностью чи-
Тать работы ученых того времени (а не только избранные вещи
Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к изучению
Этапов познания, способностей человека, в том числе и способно-
Сти строить объективную картину мира, осознавать его как целое.
Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший
Название Нового времени.
Контрольные вопросы
Какие новые проблемы появились в психологии Средневековья?
Какие этапы в развитии психологии можно выделить, как развивались
Отношения науки и церкви в это время?
В чем состояли основные отличия сознания средневекового человека?
Какие исследования обусловили развитие психофизиологии в Х-XI вв.?
В чем состояла сущность экспериментов, проведенных Ибн Синой?
Чем отличалась трактовка теории Аристотеля в работах Ибн Рушда и
Ф. Аквинского?
В чем отличия в понимании общих понятий номиналистов и реалистов?
Какие проблемы поднимали исследователи в эпоху Возрождения?
Примерные темы рефератов
Зарождение сакрального подхода к проблеме души.
Сравнительная характеристика номинализма и реализма.
Сравнительный анализ исповеди Августина и Абеляра.
Общая характеристика достижений духовной психологии.
Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ран-
Ней и поздней схоластике.
Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Сред-
Невековье и в период Возрождения.
Рекомендуемая литература
Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья. - М., 1987.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.
Ибн Сына. Канон врачебной науки. -Ташкент, 1954. - Кн. 1.
Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. - М., 1962.
Леонардо да Винчи. Избранное. - М, 1952.
Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.
Уарте X. Исследование способностей к наукам. - М., 1960.
Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Глава 4
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ*
Общая характеристика психологии в Новое время
Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв.,
Связанных со стремлением к рациональности и доказательности
Теоретических положений, ознаменовало наступление нового эта-