Зал же принцип активности с истинностью и объективностью по-
Знаваемого и дал характеристику первичным и вторичным каче-
Ствам предметов только Г. В. Лейбниц.
Одной из последних концепций средневековой психологии была
Теория У. Оккама (1285-1349), который продолжил изучение со-
Отношения общего и частного в предметах. Развивая идеи номи-
Нализма, У. Оккам утверждал, что в основе понятий лежат знаки
Вещей, т. е. общее - это знак многих объектов, в реальности его не
Существует. Понятие не произвольно, оно рассматривается им как
Результат абстракции, причем эта логическая операция происхо-
Дит на основании сходства между предметами. Оккам также писал
О существовании понятий разного уровня - одни из них являются
Знаками вещей, а другие - знаками понятий, т.е. знаками знаков.
Отсюда и знание он делил на наглядное и отвлеченное.
У. Оккам известен и своим афоризмом, получившим название
≪бритва Оккама≫ и гласившим: ≪Сущностей не следует умножать
без необходимости≫. Иначе говоря, если в какой-нибудь науке все
Может быть истолковано без допущения той или иной гипотетиче-
Ской сущности, то и нет никакой нужды ее допускать. Этот афоризм
Оказал значительное влияние на развитие логики и использовался
В рассуждениях ученых Средневековья и Нового времени, доказы-
Вавших, что, исходя из этого, душа как недоказуемая и не пости-
Гаемая разумом сущность должна быть исключена из научного
Рассмотрения и отдана чистому богословию.
Таким образом, знания о психике и путях ее изучения обогати-
Лись в Средние века многими важными данными, в частности ме-
Тодами экспериментального исследования и регуляции эмоцио-
Нальных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же
Время полученные результаты требовали осмысления в новых ка-
Тегориях, без обращения к схоластическим проблемам (в частно-
Сти, к проблеме универсалий) и к вере.
Развитие психологии в эпоху Возрождения
В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психоло-
Гией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в пери-
Од становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э.
Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, ко-
Торая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что
Период Возрождения был по сути временем возвращения (возрож-
Дения) важнейших принципов античной науки, отхода от догма-
Тизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследо-
Вания психических (душевных) состояний. В это же время зародился
Новый предмет психологической науки как науки о сознании, окон-
Чательно сформулированный уже в Новое время.
XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства,
Прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Огромное
Значение имела и Реформация, изменившая не только церковную
Жизнь, но и сознание людей. Открытие Америки, расширение гео-
Графических понятий также не могли не сказаться на общем ми-
Ровоззрении и привели к активному развитию научных знаний.
Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии
(Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике, физике (Л. да Вин-
Чи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Мон-
Тень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).
В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики,
так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне
Круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских
Работ того времени стало исследование проблемы способностей,
Которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.
Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей рабо-
Те Бернардино Телезио (1509-1588). Стремясь объяснить психиче-
Ское из природных законов, он организовал первое общество ес-
Тествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу
Во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый
план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющих-
Ся источником энергии для разных форм развития. В качестве ос-
Новных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к
Расширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио,
Находятся во взаимном проникновении, создавая новые образова-
Ния, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба проти-
Воположных сил и есть источник всякого развития.
Телезио также считал, что главной целью природы является со-