Т.е. в личине другого человека. Поэтому нарушение правил не
Вызывало тревоги и осознания своей греховности, оно приписы-
Валось другому лицу.
К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой
От богословия психологии, появлялось все больше ученых, обра-
Щавшихся к психологической проблематике - Р. Бэкон, X. Вивес,
Х.Уарте, У. Оккам. Однако в светской психологии на первый
план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы
Личности (которые еще долгое время оставались проблемами бого-
Словия), а исследования познавательного развития, речи и способ-
Ностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании
И о тех процессах познания окружающего, которые являются пре-
имущественным содержанием сознания.
Развитие европейской психологии в IV-XI веках
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), кото-
Рый вошел в историю науки под именем Августина Блаженного,
Ознаменовала переход от античной традиции к средневековому
Христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что
Ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основопо-
ложником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат.
Voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит
От божественной и действует в двух направлениях: управляет движе-
Нием души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходя-
Щие с телом, становятся психическими благодаря волевой активно-
Сти субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств,
Воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая
Живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из
Души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием ис-
Тинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачива-
Ется к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собствен-
Ную деятельность и ее незримые продукты. Значит, мера истины - в
Нашем самосознании. Как бы ни было сильно сомнение, не прихо-
Дится сомневаться в том, что мы живем, двигаемся, существуем, име-
Ем суждения, сомневаемся. Таким образом, даже сомневающийся об-
Ладает истиной, в которой он не сомневается, и для ее обретения нет
Необходимости выходить за пределы души. В некоторой степени эти
Рассуждения Августина спустя время продолжил Р.Декарт, утвер-
Ждавший, что сомнение есть доказательство нашего существования.
Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладаю-
Щем высшей истинностью, имела у Августина теологический
Смысл, поскольку предполагалось, что истинность даруется Богом.
Богом даруется и воля - источник активности человека. В споре с
Пелагием (ученым, современником Августина) он доказывал, что
человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к
Нравственности, к высшему счастью и постижению Благодати.
Августин, как и Пелагий, отстаивал положение о свободе воли,
Даруемой человеку Богом. Для объяснения этого противоречия
Августин доказывал, что человек еще на заре своего существова-
Ния не смог распорядиться свободой, дарованной ему Богом. По-
Этому после Адама и Евы человек должен ограничивать собствен-
Ную свободу, направляя свою волевую активность на постижение
Веры. Под верой Августин понимал мысль, сопровождаемую со-
Гласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Та-
Ким образом, хотя веру Августин ставил выше разума, оценку ее
Содержания он все же оставлял за разумом. Но воля, как говори-
Лось выше, предшествует разуму, познанию, т. е. человек сначала
Решает что-либо узнать, а затем приступает к исследованию. При
этом главные ответы дает исследование себя, а не окружающего.
Вслед за Плотином Августин сосредоточился на вопросе о по-
Знаваемости субъектом собственных психических актов и состоя-
Ний, отличном от восприятия предметов посредством внешних
Органов чувств, остановив внимание на проблеме самосознания.
В то же время он ввел понятие о врожденной активности души как
Основе развития души. Именно активность, направляя и транс-
Формируя познание и поведение человека, является основой его
Воли. В дальнейшем эта идея Августина реализовалась в концеп-
Ции саморазвития психики, в которой утверждалось, что генезис
Психики не зависит от внешнего воздействия и направляется соб-
Ственной, врожденной активностью, устремленной на развитие.