Ственного контакта человека с Богом. Некоторые из этих направ-
лений назвали мистикой. Мистики отрицали необходимость по-
средника (священника) между человеком и Богом и настаивали на
том, что в момент кульминации молитвенного состояния (экстаза)
Божественное откровение снисходит на человека и ему открыва-
Ются истины. Мистика стала основой для возникновения различ-
Ных ересей, так как настаивала на праве каждого человека трак-
Товать открывшуюся ему истину по-своему, что и привело к воль-
Ным интерпретациям библейских текстов.
Наиболее важным для психологии был третий путь познания,
Открытый Плотином, - возможность души обращаться к себе и
Таким образом получать знания о своей духовной жизни. Эти
Знании, открываемые человеком, позволяли ему выстроить пред-
Ставления о себе, своих переживаниях и мыслях, своих индивиду-
Альных особенностях в единую систему, т. е. сознать себя цельным
И уникальным субъектом.
Так в психологии появился метод самонаблюдения, интроспек-
ции, который стал важнейшим методом изучения психики, а на
Протяжении нескольких веков и единственным методом психоло-
Гической науки. Идея о самонаблюдении как важнейшем инстру-
Менте осознания своей цельности и уникальности стала путевод-
ной и для возникшей впоследствии психологии личности.
Выделяя обращенность души на себя в качестве одного из на-
Правлений ее активности, Плотин понимал психическое действие
любого уровня как чисто духовное. Не только ≪чистое≫ мышле-
Ние, но и все другие проявления жизни он трактовал как произ-
Водное души.
По Плотину, уже в ощущениях душа действует, а не только ис-
Пытывает. В процессах же памяти, где нет непосредственной зави-
Симости от внешнего, она получает полный простор. Память - это
Не запас впечатлений, она есть не что иное, как знание души о своих
Прежних действиях, поэтому она является основой целостности
Сознания, соединяя в нем прошлое и настоящее. Но душа обладает
Не только памятью на совершенные действия. Ей свойственно зна-
Ние и о тех актах, которые она производит в данный момент, будь
То акты чувственного или интеллектуального характера. В ней воз-
Никает образ, отображение ее собственной работы. К ходу ее дейст-
Вий как бы пристраивается отражательный аппарат, дублирую-
Щий этот ход в виде представления о нем, именуемого фантазией.
Таким образом, у человека существует сопровождающее все пси-
Хические функции внутреннее представление, способность к осоз-
Нанию которого необходимо развивать уже у детей.
Так, у Плотина психология впервые становится наукой о явле-
Ниях сознания, понятого как самосознание, а самосознание - глав-
Ным гарантом и основой единства сознания, личности человека,
способного к интроспекции - наблюдению за собственным состоя-
Нием и анализу его.
Возникновение этой концепции в III в. ознаменовало появле-
Ние новых взглядов на психику и предназначение человека. Хотя в
ней еще сохранялись традиционные для античной науки вопросы
Развития познания, новый подход к их решению способствовал
распространению христианства и появлению сакральной (основан-
Ной не на разуме, а на вере) психологии.
Таким образом, концепция неоплатонизма (так же как и кон-
цепция Филона) завершает этап античной психологии. Дальней-
Шее развитие учения о самосознании и познавательной активно-
Сти души связано с именем известного римского ученого и бого-
Слова Августина Аврелия, который известен в истории науки как
Августин Блаженный. Его учение ознаменовало переход от ан-
Тичной традиции к средневековому христианскому мировоззре-
Нию, им открывается новый этап в развитии психологии - эпоха
Средневековой психологии.
Анализ развития психологии с VII-VI вв. до н.э. до III—V вв.
Н.э. показывает, что именно в этот период были сформулированы
основные вопросы психологической науки, появилась идея о ме-
Тоде исследования психики, развивался сам предмет психологиче-
Ской науки.
Ведущие проблемы, которые ставили психологи античности, -
Движущие силы и механизмы психического развития, регуляция
Поведения человека, качественные отличия его психики от психи-
Ки других живых существ, особенности процесса познания - стали
Главными и для психологов последующих поколений, определили
Место психологии в системе других наук.