Некоторые другие особенности этих четырех стадий

Дже Гьяре поясняет:

На стадии сосредоточения

Внутренние ощущения рождаются и исчезают;

Карма накапливается,

Ведь это путь преходящего мира.

На стадии неразличения воспринимаешь

Вещи прямо, подобно тому как всегда видишь родной дом,

Чередуя медитацию

На погружении и состоянии после погружения.

На стадии одного вкуса

Видимость появляется как медитация,

Которая длится

В течение непрерывного периода времени.

Стадия немедитации –

Это престол Дхармакаи.

Значение этого – лишь чистое понятие

Для большинства медитаторов данного уровня.

Таким образом стадия сосредоточения названа путем преходящего мира. Стадия неразличения – это [трансцендентальный путь], на котором медитатор воспринимает пребывающую природу экзистенциального основания [ума]. Стадия одного вкуса – когда явления познаются, как медитационное состояние. Стадия немедитации – истинная Дхармакая. Считается, что для большинства современных медитаторов эта стадия немедитации остается лишь концептуальным обозначением.

Дже Гьяре объясняет далее:

Медитируя долгое время на йоге сосредоточения,

Медитатор неизбежно уничтожит

Свою привязанность к чувственным удовольствиям

И обретет известные силы достигнутые старыми аскетами,

Например, силу сверхпознания, превращения и т.п.

Сохраняя осознавание йоги неразличения,

Медитатор увидит великое зрелище

Изменчивой реальности и ее ложное обличие.

Он получит известные важнейшие качества Бодхисаттвы,

Например, сострадание без всякой озабоченности собой,

В соответствии с интенсивностью его подготовки

И уровнем его интеллекта.

Удерживая долгое время состояние одного вкуса,

Он увидит великое зрелище чистых земель Будд.

Не имеет значения, что он делает, сидит ли облокачиваясь,

Стоит ли на голове или ходит,

[Его погружение] недвижно, подобно крепко восседающему царю;

[Он воспринимает] взаимосвязанное единство

Видимой и абсолютной реальностей,

Видом похожее на волшебный шелк в лучах солнца.

Он добивается известных качеств просветления,

И тогда претворяет надежды бесчисленных чувствующих существ.

Когда медитатор достигает высочайшего уровня немедитации,

Он обретает трансцендентальные качества,

И тогда доводит свою духовную деятельность

До абсолютного завершения.

Эти строфы описывают то, как в медитаторе возникают внутренние знаки, и зарождаются великие способности, на каждой из четырех стадий йоги Махамудры.

Дже Янггонпа дает дальнейшее описание:

На стадии сосредоточения освободишься

От влияния психофизических скоплений

И очистишь пять чувственных сознаний.

На стадии неразличения освободишься

От скоплений ощущений и познаний,

А также очистишь ментальное сознание.

На стадии одного вкуса освободишься

От разнообразных ментальных событий

И очистишь заблуждающийся источник ума.

На стадии немедитации освободишься

От ментального сознания

И очистишь источник сознания.

Предыдущий лтрывок показывает то, как восьмиричное сознание[301] может быть очищено в медитации четырех стадий йоги.

Дже Янггонпа разъясняет по отдельности внутреннее ощущение и понимание, которые возникают из четырех чистых состояний:

На стадии сосредоточения

Внутреннее ощущение и понимание запятнаны.

На стадии йоги неразличения

Внутреннее ощущение и понимание отличаются.

На стадии одного вкуса

Они воспринимаются как единое.

На стадии немедитации, пробужденный ум

Остается во всестороннем осознании

В продолжение всего цикла времени.

Янггонпа указывает на факторы причины и результата четырех стадий йоги:

Реализм, как следствие внутреннего заблуждения,

Проявляется в йоге сосредоточения.

Восприятие всего, как подобного иллюзии –

Следствие медитации йоги неразличения.

Восприятие всего, как подобного пространству –

Следствие медитации йоги одного вкуса.

Высочайшее знание, достигаемое посредством йоги немедитации,

Есть постижение, которое воспринимает реальность, как чистую относительность

Без какого-либо внутреннего фундамента.

Касательно данного описания, некоторые люди утверждали, что коль скоро медитатор раскрыл внутреннее существо своего ума, он не может более посеять кармических семян, равно как нельзя посеять семена в пространстве. Настоящее утверждение абсолютно неверно. Термин "раскрытие существа ума" употребляется в связи с медитации йоги сосредоточения. Медитатор [на этой стадии] продолжает создавать карму вследствие восприятия реальности твердой, главным образом из-за не вычищенного ментального цепляния. Хотя и говорится, что такое самораскрытие может быть достигнуто на стадии йоги неразличения, медитатор все еще может создавать заметную карму в течение нестабильной медитации, коя попеременно то угасает то возникает снова. Сказано, что даже медитатор, который осуществил йогу одного вкуса, мгновениями воспринимает твердую реальность и тем самым создает новую карму. До тех пор пока ум липнет к чему бы то ни было, человек все еще создает карму. «Ратнавали» разъясняет это:

Пока сохраняется цепляние к психофизическим скоплениям,

Останется и цепляние к «я».

Из этого цепляния проистекает карма;

Из-за кармы возникнет перерождение.

Дже Гампопа настаивает:

Коль скоро крючок для цепляния не устранен,

Дуалистическое мышление будет продолжать создавать новую карму.

Следи за собой с нерасеиваемым вниманием!

Таковым вот образом создается карма в зависимости или от сильного или слабого цепляния ума. Пока не осознал все явления как иллюзию, будешь создавать карму из-за прилипания или привязанности к твердой видимости реальности. С того момента как осознал иллюзорную природу явлений и до мгновения, когда достигаешь ее свершения, будет присутствовать вероятность [для медитатора] создать карму, либо через несовершенное познание реальности либо через несовершенное восприятие явлений. Дже Гампопа поясняет то, как соотносится карма со стадиями реализации:

Что касается разделительной черты между действенностью и не действенностью закона причинности, то карма, берущая происхождение из привязанности, останется действенной до того времени, пока не достигают прямого постижения истинной реальности и совершенного, подобного иллюзии восприятия всех явлений. Карма, проистекающая из того, как [такие продвинутые медитаторы] воспринимают простые явления, продолжит действовать, пока он не доведет до совершенства достигнутое им постижение присущей реальности и иллюзорной природы всех явлений. Короче говоря, карма останется действенной вплоть до момента, когда медитатор реализует Дхармакаю. Коль скоро это было достигнуто, закон причинности прекращает существовать, даже в понятии.

Некоторые люди говорят, что благородные Архаты не могут создавать какой бы то ни было новой кармы, так как они реализовали пустотность [реальности], на что указывает высказывание: "Возвышенные Архаты полностью удалили болезнь, распад, несчастье и смерть". Тем самым демонстрируется их запутанность в понимании подразделений уровней страданий – тех, которые уже были удалены, и тех, которые все еще устраняются. Медитатор, который упрочил четкое постижение пустоты и уничтожил сильнейшее цепляние к субстанциональной действительности, более не будет создавать какой-либо заметной кармы. Он будет, тем не менее, продолжать создавать, подобную иллюзии, едва уловимую карму до тех пор, пока не устранит все свои скрытые психические отпечатки. «Бодхичарьяватара» объясняет этот момент:

Усваивая пустотность действительности,

Устраняют психические отпечатки субстанциальности.

Этот взгляд пустоты, который уже был усвоен,

Так же будет сведен на нет.

Тот же самый текст говорит далее:

Маг создает призрак женщины,

А затем чувствует к ней желание.

Потому что маг сам не отбросил

Врожденное цепляние к чувственным объектам,

Его склонность к пустоте – ничтожна,

Пусть даже он и видит женщину, как нереальную.

На этом я завершаю общее описание четырех стадий йоги и путей их реализации.

Наши рекомендации