Анскую науку, так как объясняет библейские тексты, говорящие о
том, что ≪вначале было слово... и слово было Бог≫. Именно о та-
ком понимании слова писал Н. Гумилев:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
С точки зрения Филона, человек состоит из трех элементов -
разума (духа), души и тела. Разум и душа - это психические и пси-
Хофизические элементы, которые, соединяясь со смертным телом,
И создают конкретного человека. Этот процесс связан с тем, что
дыхание божества наполняет материю, тело, наделяя ее пневмой -
Душой, к которой у человека присоединяется еще и дух. Так пси-
хофизическое понятие пневма связывалось с учением о Логосе и
Откровении, получая новую интерпретацию.
Отождествляя понятия Логос и Бог, Филон тем самым вводил
Еще одну, важную для средневековой науки традицию - соедине-
Ние Бога с мировой душой Платона, т. е. с идеальным понятием, к
которому стремится все в мире и в котором есть ответы на все во-
Просы. Филон писал и о том, что один из способов постижения
Этого идеального мира есть путь аскезы и экстаза, в котором душа
человека ≪озаряется божественной истиной, созерцает Бога в Его
чистом единстве и наполняется Им совершенно≫. Мысль о воз-
Можности непосредственного соединения человека с высшим на-
Чалом, при котором отпадает необходимость в посредниках, была
Развита в теории Плотина.
Эта теория является последней значительной вехой на пути раз-
Вития античной психологии. Плотин (205-270) по-новому пред-
Ставил картину мира и роли человека в нем. Его учение в даль-
нейшем было названо неоплатонизмом, поскольку, отправляясь от
Учения Платона, Плотин внес в него собственную трактовку бытия
В целом и возможностей человеческой души.
Одним из главных качеств души, по Плотину, выступает ее един-
Ство. Она сама создает единство и потому не может ни порождаться
Отдельными элементами, ни быть из них построенной. Таким об-
Разом, Плотин ввел важное для современной психологии понятие
холизма - единства, или целостности, сознания и личности чело-
Века, которое формируется в первые годы жизни и является осно-
Вой тождественности (идентичности) человека самому себе.
Не менее важным было и положение Плотина о самосознании
Как основе достижения этого единства. Он доказывал, что мир
Состоит из нескольких концентрических кругов, в центре которых
Размещен всеобщий разум, излучающий знания так же, как солнце
Излучает тепло. Далее по кругам размещаются души, тела людей,
Животных, неодушевленные предметы. Таким образом, в качестве
Вершины бытия выступало высшее единое благо, из которого пу-
тем эманации (истечения от высшего к низшему) происходит ум и
Его идеи, а затем душа и чувственный космос. При этом каждое из
Явлений природы находится на определенном месте по отноше-
Нию к всеобщему благу.
Активность души у Плотина направлена, во-первых, к миро-
Вому разуму, во-вторых, к чувственному миру (включая тело) и,
В-третьих, к самой себе. Если первые два направления унаследо-
Ваны от Платона, то последнее было собственно плотиновским.
Та сторона души, которая обращена к разуму, сильнее освещается
Его светом, более возвышенна по сравнению с телесной стороной
Души, больше склонна к познанию.
В этих обращениях душа черпает различные знания. Плотин вы-
Деляет три пути познания. Обращаясь к телу, душа получает знания
О нем. Этот же путь дает знания о природе, здесь душа познает
Окружающий мир посредством ощущений. Этот путь является ос-
Новой формирования новых знаний, нашего опыта.
Обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в мо-
мент этого слияния (экстаза) знания, находящиеся в мировой душе,
Переливаются в индивидуальную душу, становятся ее достоянием.
В принципе об этом пути говорил и Платон, однако неоплатони-
Сты впервые конкретизировали непосредственный характер пере-
Дачи знания. Плотин, как и Филон, подчеркивал, что этой переда-
че предшествует особое состояние души, так называемый экстаз.
В этом состоянии человек ощущает свое единство с мировым разу-
Мом, дающее уверенность в истинности знаний. Так в концепции
Плотина получает объяснение идея откровения Филона.
Впоследствии в христианстве идея экстаза была заимствована
Некоторыми конфессиями для объяснения возможности непосред-