Лась зависимость от общества, которое в обмен на комфорт тре-
Бовало от человека ухода от себя. На следующей ступени человеку
Внушали мысль о необходимости игнорировать знания, накоп-
Ленные обществом; при этом утверждалось, что неграмотность
Также может являться достоинством. На третьей ступени незави-
Симости человека приучали не обращать внимания на обществен-
Ное мнение, на похвалу и порицание людей. С этой целью было
Даже придумано специальное упражнение: ученик должен был про-
сить подаяние у мраморной статуи, которую невозможно разжало*
Бить. При этом успешным считалось поведение, при котором уче-
Ник продолжал свою речь, несмотря на каменное, холодное мол-
Чание статуи. Точно так же учеников приучали не обращать внима-
Ния на насмешки, оскорбления и угрозы, которыми сопровожда-
Лось их появление в городах в рванной и грязной одежде. Факти-
Чески киники, стремясь к независимости, демонстрировали не
Столько самодостаточность, сколько негативную реакцию, негати-
Визм по отношению к обществу, эпатируя общественное мнение.
Не достигалась чаще всего и та нравственная цель, которую они
Ставили перед собой, - обретение свободы и покоя.
Естественно, что такое понимание этических норм не могло
Получить большого распространения. Страницы многих книг того
Времени наполнены анекдотами про бродячую, скитальческую
Жизнь киников и их стремление при помощи различных внешних
Приемов привлечь к себе общественное внимание. Более распро-
Страненным был подход известного греческого философа и пси-
Холога Эпикура, который доказывал, что не негативизм, но отчуж-
Дение, уход от общества есть наиболее этически верный путь духов-
Ного саморазвития и самосовершенствования.
В центре научных интересов Эпикура (341-270 гг. до н.э.) стоя-
Ла проблема исследования критериев нравственного и безнравст-
Венного, на основе которых можно оценивать поведение человека.
Большое значение для этической концепции, развиваемой Эпику-
ром, имел пример его собственной жизни, которую он (как в свое
Время Сократ) стремился выстроить по законам, развиваемым в его
Теории. Он родился и вырос на острове Самос, где его отец был
Военным поселенцем. Начав заниматься науками с 14-летнего воз-
Раста, Эпикур в 18 лет приехал в Афины, учился некоторое время
В Академии, которую возглавлял тогда ученик Платона Ксено-
Крат. Путешествия, преподавательская работа в Малой Азии рас-
3 Ма|>цинконская 63
Ширили его кругозор. Он познакомился с трудами многих крупных
Ученых, однако, называя себя самоучкой, а не последователем опре-
Деленной философской школы, Эпикур подчеркивал оригиналь-
Ность своей концепции, существенно отличающейся от теории Де-
Мокрита, продолжателем учения которого он являлся. В 306 г. Эпи-
Кур окончательно переселился в Афины, где купил дом с большим
Садом, в котором открыл свою школу. Она получила название
≪Сад Эпикура≫. По обычаю того времени на ее воротах была по-
мещена надпись: ≪Странник, тебе здесь будет хорошо: здесь удо-
вольствие - высшее благо≫. Школа Эпикура отличалась от учебных
Заведений Платона и Аристотеля немногочисленностью и своеоб-
Разными отношениями между преподавателями и учениками. Это
Были отношения друзей и соратников, сплоченных общими идея-
Ми и чаяниями, а не учеников и наставников. Недаром сам Эпикур
Считал, что наибольшим благом в жизни является дружба и ду-
Ховное общение.
Будучи последовательным материалистом, Эпикур стремился
Модернизировать учение Демокрита так, чтобы оно отвечало тре-
Бованиям времени, прежде всего новому пониманию места чело-
Века в окружающей среде и роли души в его психической органи-
Зации.
Исследовав разницу между душой животного и человека, Эпи-
Кур выделил четыре части души, три из которых существуют как у
Животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма,
Обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвер-
тая часть - ≪душа души≫ есть только у человека и связана с чисто
Психическими, а не психофизическими функциями души - чувст-
Вами, мышлением, нравственностью. Таким образом, Эпикур в
Соответствии с задачами психологии своего времени модернизи-
Ровал учение Демокрита, продемонстрировав, как с позиции ато-
Мистической теории можно проанализировать качественные от-
Личия между психикой человека и животных. После работ Платона