Обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел
к очень важному для психологии выводу о роли катарсиса (очище-
Ния). Он писал, что аффект нельзя победить в том случае, если он
Уже наступил, но можно предупредить его, очиститься от аффекта,
Т. е. от накопившегося эмоционального напряжения. Это очищение,
Разрядку можно вызвать специально, и роль искусства как раз и
Заключается в подобном катарсисе. При чтении книги или особен-
Но при восприятии пьесы зрители идентифицируют себя с ее героя-
Ми, переживая вместе с ними их проблемы, страдая и радуясь вме-
Сте с ними. Это и является катарсисом, так как собственные пере-
Живания сливаются с переживаниями героев и переносятся на них.
Так, эмоциональное напряжение человека снижается при слезах
Радости или печали, вызываемых пьесой. Роль драматического ис-
Кусства при этом, по мнению Аристотеля, особенно высока, так как
Актеры, играющие на сцене, вызывают дополнительные (к самой
Фабуле пьесы и словам) переживания, помогая появлению эмоцио-
Нального контакта. Фактически в этих исследованиях Аристотеля
Впервые прозвучали мысли о психотерапевтической роли искусст-
Ва, а также об особой роли театра как наиболее синтетического
Искусства, влияющего на эмоциональное состояние зрителей.
В работах Аристотеля эмоции, переживания, связанные с конк-
Ретной ситуацией, впервые соотносились с мотивацией поведения
Человека. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом,
Причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная
Реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди
Поступают дурно. Соотнося мотивацию с нравственной оценкой
Поступка, Аристотель писал, что всякий может гневаться или тра-
тить деньги, но не всегда это соответствует ситуации. Например,
Если аффект (эмоциональное состояние) и действие адекватны си-
Туации, то расходование денег принято называть щедростью, если
Не адекватны (дурные, порочные), то либо расточительством, ли-
Бо скупостью. Правильный способ реагирования необходимо вы-
Рабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным тру-
Дом. При этом ученый опять возвращается к идее о том, что разум-
Ная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв
Собственные чувства, выработать в себе определенные правила по-
Ведения, воспитать себя собственными поступками.
Таким образом, теория Аристотеля охватывала широкий круг
Проблем, наиболее актуальных, как оказалось впоследствии, не
Только для психологии того времени. Часть из них отошла на вто-
рой план в период эллинизма, однако взгляды Платона и Аристо-
Теля наложили несомненный отпечаток на все последующие кон-
Цепции психики.
Психологические концепции эллинизма
После появления наиболее полных и разносторонних психоло-
Гических теорий Платона и Аристотеля античная психология в
Период эллинизма была ориентирована на исследование более ло-
Кальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое,
Сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это
Время становится проблема развития нравственности, формиро-
Вания нравственного поведения. Как уже говорилось выше, суще-
ствовало несколько точек зрения на эти вопросы.
Школа киников (циников) исходила из того, что каждый чело-
Век самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной
Жизни в себе самом. Однако, как подчеркивал один из ведущих
Ученых этой школы - Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н.э.),
Не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и
Довольствоваться только тем, что он имеет в себе самом. Люди
Привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту.
Поэтому единственный путь для нравственного самосовершен-
Ствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и
Зависимость от внешнего мира. Путь нравственного развития и
Обучения киников состоял из трех ступеней - аскезы, ападейкии и
Автаркии. Первый этап состоял в отказе от комфорта и благ, ко-
Торые дает общество. Киники, как правило, ходили в ветхой оде-
Жде, лохмотьях в любую погоду, даже в дождь и холод не призна-
Вали теплых вещей, очень мало и плохо ели, не имели постоянно-
Го жилья, могли спать и под открытым небом, не мыться. Они от-
Рицали все достижения культуры, стремясь почти к анекдотиче-
Скому опрощению. Таким образом, с их точки зрения, преодолева-