Этому. Следовательно, добродетели не даются нам от природы и не
Возникают помимо природы, но мы от природы имеем возможность
Приобрести их, путем же привычек приобретаем их в совершенстве.
Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получа-
Ем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в дей-
Ствительность. Такое внимание к привычкам, формирующимся в пер-
Вые годы жизни, было связано и с тем, что Аристотель, в отличие
От Платона, считал привычное поведение таким же волевым, как и
Сознательно регулируемое, мотивируя свой подход тем, что при-
Вычки, так же как и образцы для подражания, человек сознательно
Выбирает и потому может отвечать за собственные поступки.
Исследуя проблему регуляции поведения, Аристотель пришел к
Выводу о том, что возможна двойная регуляция - как эмоциями, так
И разумом. Он, так же как Платон, был убежден, что истинную сво-
Боду и ответственность может дать только разумная регуляция, но
Его опыт (как теоретический, так и медицинский и педагогический)
Показывал, что бороться с эмоциями бесполезно. Аристотель впер-
Вые выделил несколько видов эмоций, разделив чувства и аффекты
по степени их влияния на поведение. Чувства, с его точки зрения,
Могут быть осознаны разумом и потому не обязательно сказываются
На поведении, придавая нашим разумным поступкам лишь некото-
Рый эмоциональный контекст. В то же время положительные чувст-
Ва помогают совершать определенные действия, в то время как отри-
Цательные, наоборот, мешают. Тот факт, что ассоциации связаны с
Чувствами удовольствия и неудовольствия, позволяет использовать
Их при формировании социально одобряемых форм поведения.
Чувства и произведения искусства, которые их вызывают, по
Мнению Аристотеля, являются как бы ступеньками в процессе по-
Знания, они дают возможность перейти от частного к общему,
Формируя основу чистого разума. Именно благодаря познаватель-
Ной составляющей, имеющейся в каждой эмоции, человек и полу-
Чает удовольствие от произведений искусства, от созерцания кар-
Тин и скульптур, от спектаклей или стихов. При этом не надо бо-
Яться показывать и дурные образцы, считал ученый, так как чело-
Век должен знать и о них, и лучше пережить их в воображении,
Чем стремиться к ним в реальной жизни, как часто бывает при со-
Крытии дурного от детей. Поэтому, в отличие от Платона, кото-
Рый считал необходимым жестко регламентировать чтение и про-
Слушивание музыки, Аристотель был убежден в необходимости
Разнообразных жанров, а не только маршей или гимнов, воодушев-
Ляющих людей на работу.
Он также говорил о необходимости совершенствования техниче-
Ской стороны искусства, важности обучения с ранних лет живописи
И музыке, так как считал, что в произведениях важна не только
Содержательная сторона, но и качество их выполнения. Именно
Техническая сторона связана с эмоциями, подчеркивал он, а потому
Совершенное произведение легче воспринимается и глубже про-
Никает в душу человека.
Поэтому, особенно если мы хотим, чтобы человек лучше понял
Определенное понятие, надо его подавать в совершенном виде, в
виде, например, хорошо написанной и сыгранной пьесы, после ко-
Торой возникает желание быть такими же нравственными и добры-
Ми, как ее положительные герои, либо рождается негодование и
Стремление не быть похожими на отрицательных героев. Особенно
Важно искусство для воспитания нравственности, так как понятия
О добре и зле, будучи абстрактными и чисто разумными, могут не
Вызвать в ребенке желания следовать нравственным нормам, но,
Получив положительную или отрицательную окраску, вызовут же-
Лание вести себя соответствующим образом.
В отличие от чувств аффекты как наиболее сильные и ярко вы-
Раженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмысле-
Нию, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению
Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к
изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последст-
вия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека:
Таким образом, развивая положения Сократа и Платона, Аристо-
Тель также говорил о том, что истинной свободы не может быть у
Человека, поддающегося эмоциям. Свобода возможна только при
Разумной регуляции поведения.
Исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для