Этому следующему поколению передается разумная душа уже с

другим содержанием. Таким образом, Аристотель не только под-

Черкивал изменчивость и развитие всеобщего разума, но и настаи-

Вал на способности человека как к репродуктивному, так и к твор-

Ческому мышлению.

Процесс познания, описываемый Аристотелем, также сущест-

Венно отличается от того, что описывали ученые, в частности Пла-

Тон, до него. Прежде всего, Аристотель отказывается от рациона-

лизма Платона. Полученное биологическое образование и те све-

Дения, которые были им почерпнуты из присланных Александром

Македонским рукописей, показали значение чувственного опыта

В формировании обобщенной картины мира. Исследования Ари-

Стотеля привели его к созданию первой в психологии развернутой

Теории познания, в которой не только раскрывается специфика

Каждого этапа, но и анализируется процесс перехода от единич-

Ного знания, знания даже не о предмете, но о каком-то одном его

Свойстве, к обобщенному суждению и понятию.

Для объяснения этого перехода Аристотель ввел понятия общего

чувствилища и ассоциаций, которые, по его мнению, представляют

Собой важный механизм переработки знаний. Первым этапом по-

Знания, по Аристотелю, становится ощущение, которое он понимал

Как активный процесс взаимодействия органов чувств с внешним

Миром. При этом душа уподобляется форме того тела, которое

Воспринимает, хотя и не является пассивным слепком с этого тела.

Необходимо подчеркнуть, что Аристотель одним из первых ученых

Доказывал, что не только мышление (как думал Платон), но и ощу-

Щения активны, а потому практически невозможно разграничить

Качества воспринимаемых предметов на первичные и вторичные.

На следующем этапе - памяти - психика сохраняет те первичные

Знания, которые она получила при восприятии внешнего мира. При

Этом Аристотель, выделив несколько видов памяти, подчеркивал,

Что первичная переработка опыта начинается уже на данной ступе-

Ни. Эта переработка возможна потому, что следы впечатлений хра-

Нятся в общем чувствилище. В общем чувствилище происходит и

Первое сравнение и соотнесение между собой полученных в чувст-

Венном опыте знаний. Он писал, что для того, чтобы отличить горь-

Кое от синего, необходимо иметь эталоны того и другого, а кроме

Того, эталоны цвета и вкуса как таковых. То есть на этапе перера-

Ботки знаний в общем чувствилище происходит выделение модаль-

Ностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение

И объединение в образы предметов и в их первичные схемы.

Сличение и переработка осуществляются в чувствилище при по-

Мощи ассоциаций. Так впервые в психологии появляется понятие

об ассоциациях как механизмах психической жизни, механизмах

познания. Почти через 20 веков, в XVIII в., английский психолог

Д. Гартли, продолжая эти рассуждения Аристотеля, создал первую

Психологическую школу ассоцианизма.

Аристотель выделял несколько видов ассоциаций - по сходству,

Контрасту и смежности в пространстве и времени. Именно эти ассо-

Циации рассматривались и впоследствии, в ассоцианистической пси-

Хологии, в качестве важнейших. Благодаря ассоциациям в общем

Чувствилище появляются первые обобщенные образы окружающе-

Го - представления и схемы. Эти образы человек может подвергнуть

дальнейшей обработке, используя, например, воображение и фан-

Тазию. Аристотель разделял эти два процесса, указывая, что при

Воображении используются в качестве исходного материала реаль-

Ные представления. В результате возникают воображаемые образы,

В которых соединяются несоединимые в жизни вещи. Фантазия же

Не имеет прямого отношения к действительности, в ней не только

результаты, но и исходные продукты являются воображаемыми.

Если ассоциации представляют собой механизмы переработки

Знаний на низших уровнях познания, то логика - на высших. Ло-

Гические операции - это операции мышления, они и помогают

образованию понятий, заканчивая процесс восхождения от частно-

Го к общему.

Однако, несмотря на такое стройное и развернутое описание про-

Цесса индуктивного мышления при переходе от частного к общему,

Главной операцией мышления для Аристотеля, как и для большин-

Ства греческих психологов, остается дедукция, т. е. переход от об-

Щего к частному. В этом также одно из противоречий его теории.

Наши рекомендации