Этому следующему поколению передается разумная душа уже с
другим содержанием. Таким образом, Аристотель не только под-
Черкивал изменчивость и развитие всеобщего разума, но и настаи-
Вал на способности человека как к репродуктивному, так и к твор-
Ческому мышлению.
Процесс познания, описываемый Аристотелем, также сущест-
Венно отличается от того, что описывали ученые, в частности Пла-
Тон, до него. Прежде всего, Аристотель отказывается от рациона-
лизма Платона. Полученное биологическое образование и те све-
Дения, которые были им почерпнуты из присланных Александром
Македонским рукописей, показали значение чувственного опыта
В формировании обобщенной картины мира. Исследования Ари-
Стотеля привели его к созданию первой в психологии развернутой
Теории познания, в которой не только раскрывается специфика
Каждого этапа, но и анализируется процесс перехода от единич-
Ного знания, знания даже не о предмете, но о каком-то одном его
Свойстве, к обобщенному суждению и понятию.
Для объяснения этого перехода Аристотель ввел понятия общего
чувствилища и ассоциаций, которые, по его мнению, представляют
Собой важный механизм переработки знаний. Первым этапом по-
Знания, по Аристотелю, становится ощущение, которое он понимал
Как активный процесс взаимодействия органов чувств с внешним
Миром. При этом душа уподобляется форме того тела, которое
Воспринимает, хотя и не является пассивным слепком с этого тела.
Необходимо подчеркнуть, что Аристотель одним из первых ученых
Доказывал, что не только мышление (как думал Платон), но и ощу-
Щения активны, а потому практически невозможно разграничить
Качества воспринимаемых предметов на первичные и вторичные.
На следующем этапе - памяти - психика сохраняет те первичные
Знания, которые она получила при восприятии внешнего мира. При
Этом Аристотель, выделив несколько видов памяти, подчеркивал,
Что первичная переработка опыта начинается уже на данной ступе-
Ни. Эта переработка возможна потому, что следы впечатлений хра-
Нятся в общем чувствилище. В общем чувствилище происходит и
Первое сравнение и соотнесение между собой полученных в чувст-
Венном опыте знаний. Он писал, что для того, чтобы отличить горь-
Кое от синего, необходимо иметь эталоны того и другого, а кроме
Того, эталоны цвета и вкуса как таковых. То есть на этапе перера-
Ботки знаний в общем чувствилище происходит выделение модаль-
Ностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение
И объединение в образы предметов и в их первичные схемы.
Сличение и переработка осуществляются в чувствилище при по-
Мощи ассоциаций. Так впервые в психологии появляется понятие
об ассоциациях как механизмах психической жизни, механизмах
познания. Почти через 20 веков, в XVIII в., английский психолог
Д. Гартли, продолжая эти рассуждения Аристотеля, создал первую
Психологическую школу ассоцианизма.
Аристотель выделял несколько видов ассоциаций - по сходству,
Контрасту и смежности в пространстве и времени. Именно эти ассо-
Циации рассматривались и впоследствии, в ассоцианистической пси-
Хологии, в качестве важнейших. Благодаря ассоциациям в общем
Чувствилище появляются первые обобщенные образы окружающе-
Го - представления и схемы. Эти образы человек может подвергнуть
дальнейшей обработке, используя, например, воображение и фан-
Тазию. Аристотель разделял эти два процесса, указывая, что при
Воображении используются в качестве исходного материала реаль-
Ные представления. В результате возникают воображаемые образы,
В которых соединяются несоединимые в жизни вещи. Фантазия же
Не имеет прямого отношения к действительности, в ней не только
результаты, но и исходные продукты являются воображаемыми.
Если ассоциации представляют собой механизмы переработки
Знаний на низших уровнях познания, то логика - на высших. Ло-
Гические операции - это операции мышления, они и помогают
образованию понятий, заканчивая процесс восхождения от частно-
Го к общему.
Однако, несмотря на такое стройное и развернутое описание про-
Цесса индуктивного мышления при переходе от частного к общему,
Главной операцией мышления для Аристотеля, как и для большин-
Ства греческих психологов, остается дедукция, т. е. переход от об-
Щего к частному. В этом также одно из противоречий его теории.