Для решения конкретной проблемы знания.

Этот метод, открытый Сократом и применявшийся им в его

размышлениях, его знаменитая диалектика, получил название ме-

То да сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Со-

кратом диалог, основанный на способе ≪наводящих размышле-

ний≫, при помощи которых ученика подводят к определенному

Знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в ко-

Нечной форме, считая, что самое главное - привести человека к

самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе

должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и при-

Водил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипо-

Тезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рожда-

Ет противоречия и, следовательно, необходимость выдвинуть дру-

гую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому

Подводил Сократ своих собеседников, заключалось в том, что

Всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно

выводиться. Сам Сократ говорил о себе, что он является ≪акуше-

ром мысли≫, помогая человеку самому прийти к правильной идее,

найти, ≪родить≫ ее в своей собственной душе.

Фактически это было первой попыткой разработать технологию

Проблемного обучения, так как перед учеником ставили опреде-

Ленную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали

Доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на

Правильный ответ системой вопросов, помогающих выстроить ал-

Горитм решения данной проблемы.

Таким образом, Сократ заложил основы нового понимания

Души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и

Нравственностью человека. Это открывало путь к теории объек-

Тивного идеализма Платона.

Платон (428-348 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье,

Его разносторонние способности стали проявляться очень рано и

Послужили основанием для множества легенд, самая распростра-

Ненная из которых приписывает ему божественное происхожде-

Ние, делая его сыном Аполлона. Платон был прекрасным гимна-

Стом, обладал несомненным поэтическим даром, его философские

Произведения написаны хорошим литературным языком, в них

Много художественных описаний, метафор. Однако увлечение фи-

Лософией, идеями его учителя Сократа отдалило Платона от пер-

Воначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность

Философии и своему наставнику Платон пронес через всю жизнь.

После трагической смерти Сократа Платон покинул Афины, дав

Клятву никогда больше не вступать в этот город, который осудил

На смерть выдающегося ученого.

Его путешествия длились около 10 лет и закончились трагиче-

Ски - он был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием,

Который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве

Идеального государства. Однако, разочаровавшись в знаниях и в

Самом философе, боясь его растущей популярности, Дионисий

Приказал своим придворным изгнать Платона с острова и продать

В рабство. Его друзья, узнав об этом, собрали необходимую для

Выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже выкуплен. Тог-

Да собранные деньги были вручены Платону, и он купил участок

Земли на северо-западной окраине Афин (которые официально не

Входили в черту города, и потому, вступая на эту территорию, он

Не нарушал свою клятву) и основал там свою школу, которую он

Назвал Академией по имени героя и покровителя этой местности

Академа. Трагические события в жизни Платона наложили серьез-

ный отпечаток на его взгляды; как писал В.Соловьев, его ≪отре-

шенный≫ идеализм, в котором идеальный мир резко противопо-

Ставлялся этически несовершенной, дурной действительности, по-

Является именно в это время. В работах Платона, написанных в те

Годы, низшие и высшие части души находятся в постоянном конф-

Ликте друг с другом, а победа разума не окончательна. Тогда же в

Его теории появились мысли о несовершенстве человеческого по-

Знания, которое чаще всего познает лишь тени реальных истин.

Уже в преклонные годы Платон сделал вторую попытку участия

В государственных делах, стремясь воплотить в жизнь разработан-

Ные им теоретические концепции идеального государства совмест-

Но с сыном Дионисия, Дионисием младшим, однако и эта попытка

Была обречена на неудачу. В этих, хотя и нереализованных, попыт-

Ках Платон также оставался последователем Сократа, считавшим,

Наши рекомендации