Для решения конкретной проблемы знания.
Этот метод, открытый Сократом и применявшийся им в его
размышлениях, его знаменитая диалектика, получил название ме-
То да сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Со-
кратом диалог, основанный на способе ≪наводящих размышле-
ний≫, при помощи которых ученика подводят к определенному
Знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в ко-
Нечной форме, считая, что самое главное - привести человека к
самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе
должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и при-
Водил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипо-
Тезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рожда-
Ет противоречия и, следовательно, необходимость выдвинуть дру-
гую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому
Подводил Сократ своих собеседников, заключалось в том, что
Всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно
выводиться. Сам Сократ говорил о себе, что он является ≪акуше-
ром мысли≫, помогая человеку самому прийти к правильной идее,
найти, ≪родить≫ ее в своей собственной душе.
Фактически это было первой попыткой разработать технологию
Проблемного обучения, так как перед учеником ставили опреде-
Ленную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали
Доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на
Правильный ответ системой вопросов, помогающих выстроить ал-
Горитм решения данной проблемы.
Таким образом, Сократ заложил основы нового понимания
Души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и
Нравственностью человека. Это открывало путь к теории объек-
Тивного идеализма Платона.
Платон (428-348 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье,
Его разносторонние способности стали проявляться очень рано и
Послужили основанием для множества легенд, самая распростра-
Ненная из которых приписывает ему божественное происхожде-
Ние, делая его сыном Аполлона. Платон был прекрасным гимна-
Стом, обладал несомненным поэтическим даром, его философские
Произведения написаны хорошим литературным языком, в них
Много художественных описаний, метафор. Однако увлечение фи-
Лософией, идеями его учителя Сократа отдалило Платона от пер-
Воначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность
Философии и своему наставнику Платон пронес через всю жизнь.
После трагической смерти Сократа Платон покинул Афины, дав
Клятву никогда больше не вступать в этот город, который осудил
На смерть выдающегося ученого.
Его путешествия длились около 10 лет и закончились трагиче-
Ски - он был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием,
Который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве
Идеального государства. Однако, разочаровавшись в знаниях и в
Самом философе, боясь его растущей популярности, Дионисий
Приказал своим придворным изгнать Платона с острова и продать
В рабство. Его друзья, узнав об этом, собрали необходимую для
Выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже выкуплен. Тог-
Да собранные деньги были вручены Платону, и он купил участок
Земли на северо-западной окраине Афин (которые официально не
Входили в черту города, и потому, вступая на эту территорию, он
Не нарушал свою клятву) и основал там свою школу, которую он
Назвал Академией по имени героя и покровителя этой местности
Академа. Трагические события в жизни Платона наложили серьез-
ный отпечаток на его взгляды; как писал В.Соловьев, его ≪отре-
шенный≫ идеализм, в котором идеальный мир резко противопо-
Ставлялся этически несовершенной, дурной действительности, по-
Является именно в это время. В работах Платона, написанных в те
Годы, низшие и высшие части души находятся в постоянном конф-
Ликте друг с другом, а победа разума не окончательна. Тогда же в
Его теории появились мысли о несовершенстве человеческого по-
Знания, которое чаще всего познает лишь тени реальных истин.
Уже в преклонные годы Платон сделал вторую попытку участия
В государственных делах, стремясь воплотить в жизнь разработан-
Ные им теоретические концепции идеального государства совмест-
Но с сыном Дионисия, Дионисием младшим, однако и эта попытка
Была обречена на неудачу. В этих, хотя и нереализованных, попыт-
Ках Платон также оставался последователем Сократа, считавшим,