Они являются, объясняет, по его предположению, причину мира-
Жей, когда мы видим предметы, которых нет в действительности.
Сновидения также связаны с эйдолами, которые попадают к чело-
Веку во время его сна. Таким образом, теория истечений Демокрита
Объясняла на уровне науки того времени практически все феноме-
Ны восприятия, о которых говорит и современная психология.
Обобщая данные нескольких органов чувств, человек строит
Картину мира, переходя на следующий уровень - понятийный, ко-
Торый представляет собой результат деятельности мышления. Та-
Ким образом, в теории Демокрита существуют две ступени в позна-
Вательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают
Одновременно и развиваются параллельно. При этом он подчер-
Кивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения.
Так, ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но путем раз-
Мышления мы приходим к выводу об их существовании, т. е. более
Крупные объекты можно познать при помощи ощущения, а более
Мелкие - посредством мышления. Иначе говоря, как и в понима-
Нии души, разница между разными видами познания количест-
Венная, но не качественная. Теория истечений (хотя и с некоторы-
Ми модификациями) была признана в качестве основы формиро-
Вания наших чувственных знаний о предметном мире всеми мате-
Риалистами Древней Греции.
Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств
Предметов. Первичные - это те качества, которые действительно
Существуют в предметах: масса, фактура поверхности (гладкая
Или шероховатая), форма. Вторичные качества - это цвет, запах,
Вкус. Перечисленных свойств нет в предметах, их придумали люди
для своего удобства, так как ≪только во мнении есть кислое и
Сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пус-
тота и атомы≫, писал Демокрит. Таким образом, он впервые ска-
Зал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно
Познать окружающий мир, а чтобы компенсировать свое незнание,
Он придумывает какие-то свойства для разных предметов. В то же
Время Демокрит подчеркивал, что это не пустое фантазирование,
Вторичные качества хотя и субъективны (то, что одному кажется,
например, слишком сладким, другому может казаться кисловатым
И т.д.), но базируются на совокупности нескольких первичных
Качеств.
Впоследствии идея о том, что на основе обобщения данных
Наших органов чувств мы не можем полностью и адекватно узнать
Окружающий мир, стала доминировать в теории познания почти
Всех сенсуалистов. Высказанная Демокритом концепция о двух
Видах качеств приобрела более законченный вид у Д. Локка, кото-
Рый к двум видам качеств добавил третье, что еще больше затруд-
Нило правильное понимание мира.
Сильное влияние на развитие теории регуляции поведения ока-
Зали взгляды Демокрита на роль эмоций в этом процессе. Он счи-
Тал, что именно эмоции руководят поведением, так как человек (и
Любое другое живое существо) стремится к тому, что приносит
Удовольствие, избегая того, что несет неудовольствие, страдание.
Впоследствии эти взгляды Демокрита были развиты Эпикуром в
теории гедонизма (наслаждения), в которой доказывалось, что по-
Ведение человека побуждается и направляется предметами окру-
Жающего мира, вызывающими у него определенные эмоциональ-
Ные переживания. Сам же Демокрит писал о том, что эмоции лишь
Регулируют деятельность, но направляется она всеобщим зако-
Ном, Логосом.
Невозможность понять до конца окружающую действитель-
Ность относится и к пониманию законов, которые управляют ми-
Ром и судьбой человека. Демокрит утверждал, что в мире нет слу-
Чайностей и все происходит по заранее заданной причине. Он писал
О том, что люди придумали случай, чтобы прикрыть незнание дела
И неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все при-
чинно обусловлено. Такой подход носит название всеобщего де-
терминизма, а признание необходимости всех совершающихся в
Мире событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании
Человеческой жизни, отрицает свободу воли человека. Критики
Демокрита, анализируя эти взгляды, подчеркивали, что при таком
Понимании невозможно не только управлять собственным поведе-
Нием, но и оценивать поступки людей, так как они зависят не от
Их нравственных принципов, но от судьбы. Особенно негативно
Оценивались эти взгляды Демокрита с точки зрения развития