Они являются, объясняет, по его предположению, причину мира-

Жей, когда мы видим предметы, которых нет в действительности.

Сновидения также связаны с эйдолами, которые попадают к чело-

Веку во время его сна. Таким образом, теория истечений Демокрита

Объясняла на уровне науки того времени практически все феноме-

Ны восприятия, о которых говорит и современная психология.

Обобщая данные нескольких органов чувств, человек строит

Картину мира, переходя на следующий уровень - понятийный, ко-

Торый представляет собой результат деятельности мышления. Та-

Ким образом, в теории Демокрита существуют две ступени в позна-

Вательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают

Одновременно и развиваются параллельно. При этом он подчер-

Кивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения.

Так, ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но путем раз-

Мышления мы приходим к выводу об их существовании, т. е. более

Крупные объекты можно познать при помощи ощущения, а более

Мелкие - посредством мышления. Иначе говоря, как и в понима-

Нии души, разница между разными видами познания количест-

Венная, но не качественная. Теория истечений (хотя и с некоторы-

Ми модификациями) была признана в качестве основы формиро-

Вания наших чувственных знаний о предметном мире всеми мате-

Риалистами Древней Греции.

Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств

Предметов. Первичные - это те качества, которые действительно

Существуют в предметах: масса, фактура поверхности (гладкая

Или шероховатая), форма. Вторичные качества - это цвет, запах,

Вкус. Перечисленных свойств нет в предметах, их придумали люди

для своего удобства, так как ≪только во мнении есть кислое и

Сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пус-

тота и атомы≫, писал Демокрит. Таким образом, он впервые ска-

Зал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно

Познать окружающий мир, а чтобы компенсировать свое незнание,

Он придумывает какие-то свойства для разных предметов. В то же

Время Демокрит подчеркивал, что это не пустое фантазирование,

Вторичные качества хотя и субъективны (то, что одному кажется,

например, слишком сладким, другому может казаться кисловатым

И т.д.), но базируются на совокупности нескольких первичных

Качеств.

Впоследствии идея о том, что на основе обобщения данных

Наших органов чувств мы не можем полностью и адекватно узнать

Окружающий мир, стала доминировать в теории познания почти

Всех сенсуалистов. Высказанная Демокритом концепция о двух

Видах качеств приобрела более законченный вид у Д. Локка, кото-

Рый к двум видам качеств добавил третье, что еще больше затруд-

Нило правильное понимание мира.

Сильное влияние на развитие теории регуляции поведения ока-

Зали взгляды Демокрита на роль эмоций в этом процессе. Он счи-

Тал, что именно эмоции руководят поведением, так как человек (и

Любое другое живое существо) стремится к тому, что приносит

Удовольствие, избегая того, что несет неудовольствие, страдание.

Впоследствии эти взгляды Демокрита были развиты Эпикуром в

теории гедонизма (наслаждения), в которой доказывалось, что по-

Ведение человека побуждается и направляется предметами окру-

Жающего мира, вызывающими у него определенные эмоциональ-

Ные переживания. Сам же Демокрит писал о том, что эмоции лишь

Регулируют деятельность, но направляется она всеобщим зако-

Ном, Логосом.

Невозможность понять до конца окружающую действитель-

Ность относится и к пониманию законов, которые управляют ми-

Ром и судьбой человека. Демокрит утверждал, что в мире нет слу-

Чайностей и все происходит по заранее заданной причине. Он писал

О том, что люди придумали случай, чтобы прикрыть незнание дела

И неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все при-

чинно обусловлено. Такой подход носит название всеобщего де-

терминизма, а признание необходимости всех совершающихся в

Мире событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании

Человеческой жизни, отрицает свободу воли человека. Критики

Демокрита, анализируя эти взгляды, подчеркивали, что при таком

Понимании невозможно не только управлять собственным поведе-

Нием, но и оценивать поступки людей, так как они зависят не от

Их нравственных принципов, но от судьбы. Особенно негативно

Оценивались эти взгляды Демокрита с точки зрения развития

Наши рекомендации