Ных. Можно сказать, что их деятельность положила начало плат-
Ному обучению науке.
Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов
Решения одной и той же задачи получило название софистики.
Доказывая значимость личного мнения конкретного человека и его
Приоритетность над другими убеждениями, Протагор высказал
знаменитое изречение: ≪Человек есть мера всех вещей≫. Исходя из
Этого, он и говорил об относительности и субъективности челове-
Ческих знаний, невозможности выработать общие для всех поня-
Тия, в том числе понятия добра и зла, так как то, что есть добро с
Точки зрения одного человека, другой может оценивать как зло.
В то же время Протагор говорил о том, что с точки зрения обще-
Ства существуют понятия блага и зла, хорошего и плохого поведе-
Ния. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли, пла-
Номерно воздействуя на человека в личном общении, сделать его
Лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности
Жизни. При этом целью такого воздействия было не только со-
Вершенствование человека с точки зрения объективных критериев
Нравственности, но и поиск оптимальных путей адаптации к тем
Социальным условиям, в которых человек живет. С точки зрения
Протагора, естественное развитие души ребенка, без целенаправ-
Ленного социального воздействия на него, не может помочь ему в
Такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые по-
Ставлен вопрос о том, какие условия оптимальны для формирова-
Ния социально активной и адаптированной личности. Протагор
Пришел к выводу, что с точки зрения социальной адаптации наи-
Более важным является именно внешнее влияние, которое заклю-
Чается в обучении людей приемам воздействия на других. В ус-
Ловиях греческой демократии одним из значительных условий
Такого воздействия как раз и было ораторское искусство, способ-
Ность словом увлекать людей и убеждать их в правоте собствен-
Ной точки зрения. Поэтому именно обучение приемам ораторского
Искусства Протагор считал главным в тех уроках, которые давали
Софисты. Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Гре-
Ции и Рима, а потому владение ораторским искусством считалось
Одним из главных критериев одаренности. Способность к красно-
Речию давала возможность более активно участвовать в обществен-
Ной жизни, помогала добиться более высокого статусного места.
Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и упражнению
Человек может стать более нравственным и более гражданственным.
Взгляды первых греческих психологов на отдельные психоло-
гические вопросы были проанализированы и систематизированы
В теории известного греческого философа и психолога Демокрита
(470-370 гг. до н.э.). Он родился в городе Абдеры, на севере Гре-
Ции, в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались
дать ему лучшее образование, однако сам Демокрит счел необхо-
Димым предпринять несколько длительных путешествий для того,
Чтобы получить знания не только в Греции, но и в других странах,
Прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия он
Потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому,
Когда вернулся на родину, его сограждане посчитали его виновным
В растрате состояния и назначили судебное заседание, на котором
Демокрит должен был оправдать свое поведение либо навсегда
Покинуть родной дом. Доказывая пользу полученных им знаний,
Демокрит прочитал народному собранию основные положения
своей книги ≪Большой мирострой≫, которая, по мнению многих
Современников, была его лучшим произведением. Сила убеждения
Демокрита и понимание важности науки были настолько велики,
Что сограждане признали его правоту и посчитали, что деньги
Были им потрачены с пользой. Его не только оправдали, но и на-
Градили 500 таланами (очень большой суммой денег в то время), а
Также воздвигли медные статуи в его честь. Рассказы о нем свиде-
Тельствуют о его глубокой житейской мудрости, наблюдательно-
Сти и обширных знаниях, недаром сограждане обращались к нему
За советами в сложных ситуациях. Путешествия не только дали
Демокриту возможность получить разнообразные знания, но и
Показали их относительность и субъективность. Возможно, бла-
Годаря этому он и стал первым автором теории о первичных и
Вторичных качествах вещей, которая, как будет показано ниже,