Основные этапы развития психологии
Этап и
Время
Донаучный,
до VIIVI
вв. до н.э.
Философ-
ский, VII—VI вв. до
н.э. - конец
XVIII-на-
чало XIX в.
Ассоциани-
стическая
психология,
конец
XVIII-на-
чало XIX в. -
середина
XIX в.
Предмет психоло-
гии, его содержание
Душа - без раскры-
тия ее конкретного
содержания и
функций
Антич-
ная
психо-
логия
Психо-
логия
Средне-
вековья
Психо-
логия
Возрож-
дения и
Нового
времени
Душа-
источник
активности
тела, обла-
дает функ-
циями по-
знания и
регуляции
поведения
Душа, ис-
следование
видов ак-
тивности
тела и осо-
бенностей
познания,
прежде все-
го чувствен-
ного позна-
ния мира
Сознание -
его содер-
жание и
пути его
формиро-
вания
Сознание, состоя-
щее из ощущений,
представлений и
чувств. Таким обра-
зом, предмет психо-
логии - прежде все-
го познавательные
процессы, а также
(в конце этого пе-
риода) поведение
Методы исследо-
Вания психики
Нет
Специальных ме-
тодов нет, исполь-
зуются методы
других наук - фи-
лософии, медици-
ны, математики -
при исследовании
содержания и
функций души
Появление собст-
венно психологи-
ческого метода -
интроспекции
Интроспекция и
частично логика -
методы индукции,
дедукции,анализа
и т. д.
Интроспекция,
логика, начало ис-
пользования мето-
дов естественных
наук, в частности
метода проб и
ошибок (при фор-
мировании пове-
дения)
Основные
Достижения
Общее представле-
ние об охранитель-
ной и активной роли
души
Определение основ-
ных проблем психо-
логии, связанных с
исследованием по-
знания, активности
тела, способов регу-
ляции поведения и
пределов свободы
человека
Развитие психофи-
зических исследова-
ний и первых работ
по психологии масс
Развитие рационали-
стического и сенсуа-
листического (эмпи-
рического) подхода
к психике, появление
первых теорий эмо-
ций и теории рефлек-
са, а также первой
попытки ввести в
предмет психологии
бессознательное
Появление первой
психологической шко-
лы, новых подходов к
предмету и методам
психологии, концеп-
ции об адаптацион-
ной функции психи-
ки, развитие теории
рефлекса, естественно-
научного подхода к
изучению психики,
дальнейшее развитие
концепций бессозна-
тельного
Продолжение таблицы
Этап и
Время
Эксперимен-
тальная
психология,
середина
XIX - нача-
ло XX в.
Методоло-
гический
кризис и
разделение
психологии
на отдель-
ные школы,
10-30-е го-
ды XX в.
Дальнейшее
развитие
психоло-
гических
школ, 40-
60-е годы
XX в.
Предмет психоло-
гии, его содержание
Элементы психики,
отождествляемой
главным образом с
сознанием, их связи
и законы
Появление несколь-
ких предметов пси-
хологии. Вначале -
элементы психики
(структурализм),
функции психики,
≪поток сознания≫
(функционализм).
Затем - глубинные
структуры психики
(глубинная психо-
логия), поведение
(бихевиоризм),
структуры психики
(гештальтпсихоло-
гия), высшие психи-
ческие функции и
деятельность (со-
ветская психология)
Появление новых
направлений, для
которых предмет
психологии связы-
вается с внутренней
сущностью лично-
сти (гуманистиче-
ская, экзистенци-
альная психология),
познавательными
процессами, разви-
тием интеллекта и
этапов переработки
информации (гене-
тическая и когни-
тивная психология)
Методы исследо-
Вания психики
Эксперименталь-
ный метод, а также
интроспекция и
анализ результатов
творческой дея-
тельности как че-
ловека, так и на-
рода в целом,по-
явление первых
тестов
Появление новых
методов, важней-
шие из которых -
психоанализ и
проективные мето-
ды (глубинная
психология), экспе-
риментальное изу-
чение процесса
научения, формиро-
вание связи между
стимулом и реак-
цией (бихевиоризм),
экспериментальное
исследование по-
знавательных про-
цессов и потреб-
ностей (гештальт-
психология), инст-
рументальный ме-
тод (советская пси-
хология)
Появление опрос-
ников, новых экс-
периментальных
методов изучения
интеллекта, в том
числе и искусст-
венного интеллекта
Основные
Достижения
Появление экспери-
ментальной психо-
логии, первых тео-
рий ≪психологии на-
родов≫, новых дан-
ных о психических
процессах (прежде
всего памяти). По-
явление новых под-
ходов к психологии,
первых симптомов
методологического
кризиса
Появление первых
концепций лично-
сти, теории созна-
ния, в том числе и
измененного созна-
ния, теорий науче-
ния и развивающего
обучения, творче-
ского мышления.
Появление первых
экспериментальных
исследований лич-
ности, введение в ее
исследование куль-
туры и социального
окружения как но-
вых парадигм. Раз-
витие отраслей пси-
хологии
Дальнейшее разви-
тие теоретических
концепций в русле
основных проблем
психологии,разви-
тие и совершенство-
вание психотерапев-
тических технологий
Окончание таблицы
Этап и
Время
Современная
психология,
60-е годы -
конец XX в.
Предмет психоло-
гии, его содержание
Развитие предмета
психологии в рам-
ках отдельных пси-
хологических школ
Методы исследо-
Вания психики
Совершенствование
методов экспери-
ментального иссле-
дования психики,
появление разно-
образных диагно-
стических методик
Основные
Достижения
Появление тенден-
ции к объединению,
синтезу наиболее
значительных до-
стижений отдельных
школ
В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от
диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период ан-
тичности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е.
основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема
предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это
время еще было невозможно полностью отказаться от богословско-
го подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой
предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и
путях его формирования. Это позволило отделить предмет психо-
логии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти-
ческим предметом психологии стали познавательные процессы, в
то время как поведение, а также эмоциональные процессы, лич-
ность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение
области исследования на первых порах имело и положительное
значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возмож-
ность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и
экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в
самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область иссле-
дования от предмета философии. С другой стороны, такой подход
начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к се-
редине XIX в. он был пересмотрен.
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции
Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психо-
логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с
естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы-
ведя его, как сказал И. М. Сеченов, ≪из поля сознания в поле пове-
дения≫. Таким образом, кроме познавательных процессов в пред-
мет психологии были включены поведение и эмоциональные про-
цессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не при-
вело еще к появлению новых методов исследования психики, так
как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция.
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением
экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психоло-
гию не только самостоятельной, но и объективной, эксперимен-
тальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото-
рого и выстраивал свою модель психологии В.Вундт, не мог уже
объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распростра-
нен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний,
творческой активности человека. Ограниченным было и приме-
нение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психо-
логии в начале XX в.
Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы
исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время
(структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуще-
ствовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не
существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать
психология. Так начался период исканий психологии, адекватной
новой ситуации и требованиям времени, который получил назва-
ние периода методологического кризиса (см. табл. 1).
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому,
что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на не-
сколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и
свой метод исследования того, что понималось данным психоло-
гическим направлением под психикой. Так, в психологии появля-
ются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология,
марксистская психология, а также такие школы, как французская
социологическая, или понимающая, психология (см. табл. 1).
Во второй половине XX в. возникают новые школы и направ-
ления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо-
логическая) психология, а также когнитивная психология, которая
сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в
XX в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, мож-
но сказать, что с середины XX в. психология вступила в совре-
менный нам этап своего развития, для которого характерно уже
не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.