Принципы психологической науки
Предмет и методы истории психологии
История психологии изучает закономерности формирования и
развития взглядов на психику на основе анализа различных под-
ходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как извест-
но, психология связана чрезвычайно многообразными узами с
различными областями науки и культуры. С самого своего воз-
никновения она была ориентирована на философию и на протя-
жении нескольких столетий фактически была одним из разделов
этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении
всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь
(как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).
Не меньшее влияние на психологию оказывало и оказывает раз-
витие естествознания и медицины. В то же время в работах многих
психологов четко просматривается связь с этнографией, социоло-
гией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой,
языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются ее
связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменя-
лось в процессе развития психологической науки, хотя приоритет-
ное значение философии и естествознания оставалось неизменным.
Естественно, что изменялись и взгляды на предмет психологии,
на методы изучения психики, ее содержание. Анализ этих измене-
ний также является предметом исследования истории психологии.
Методы, используемые в историко-психологических исследова-
ниях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В исто-
рии психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из
основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни
тестированием, ни экспериментом. Область применения этих мето-
дов ограничивается только узким кругом современных (для исто-
рика психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных
для этого времени проблем, в то время как возраст психологиче-
ской науки измеряется веками.
Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разра-
батывают собственные методы исследования или заимствуют их
из смежных дисциплин - науковедения, истории, социологии. Эти
методы адекватны задаче не только воссоздания истории разви-
тия отдельного психологического направления, но и включения
его в общий контекст психологической науки, исторической си-
туации и культуры. Так, в истории психологии используются ис-
торико-генетический метод, согласно которому изучение идей
прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в
определенный исторический период, и историко-функциональный
метод, благодаря которому анализируется преемственность вы-
сказываемых идей. Большое значение имеют биографический ме-
тод, позволяющий выявить возможные причины и условия фор-
мирования научных взглядов ученого, а также метод систематиза-
ции психологических высказываний.
В последние десятилетия все большее применение находят ме-
тоды категориального анализа, введенные известным историком
науки М. Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался в
рамках исторической психологии науки М.Г. Ярошевским. Он
предполагает учет социально-исторических условий, определив-
ших появление и развитие данной научной школы, а также изуче-
ние идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социаль-
ной перцепции и других детерминант, обусловивших появление
значимых для психологии идей.
Источниками для истории психологии служат прежде всего
труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и
деятельности, а также анализ историко-социологических мате-
риалов и даже художественной литературы, помогающей воссоз-
дать дух определенного времени.
Этапы развития психологии
В своем развитии психология прошла несколько этапов.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э.,
т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее
содержания и функций. В этот период представления о душе ос-
новывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и
первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с
определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до
н. э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а
потому он получил условное название философского периода.
Также несколько условно устанавливается и его длительность - до
появления первой психологической школы (ассоцианизма) и оп-
ределения собственно психологической терминологии, отличаю-
щейся от принятой в философии или естествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, есте-
ственной практически для любого исторического исследования,
возникают некоторые разночтения при установлении временных
границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной пси-
хологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с нача-
лом развития экспериментальной психологии. Однако психологи-
ческая наука определилась как самостоятельная значительно рань-
ше, с осознания независимости своего предмета, уникальности
своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и
естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние
(поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное поло-
жение психологии было зафиксировано и с появлением ее как пред-
мета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в.
Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как
самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середи-
не XIX в. становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существо-
вания психологии как самостоятельной науки значительно меньше,
чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот
период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психо-
логическая наука претерпела существенные изменения. Изменя-
лись и предмет психологии, и содержание психологических иссле-
дований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
На протяжении длительного времени предметом психологии
была душа (см. табл. 1), однако в разное время в это понятие
вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа по-
нималась как первооснова тела, по аналогии с понятием ≪архе≫ -
первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит
все сущее. При этом главной функцией души считалось придание
телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов,
тело является инертной массой, которую приводит в движение
именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и
направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.
Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким об-
разом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов
познания, которое в скором времени стало одной из важнейших
проблем психологической науки.
В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде
всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возмож-
ности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет
психологической науки не изменился, фактически в область ис-
следования в то время входило изучение видов активности тела и
особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.
Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление
считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной,
а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни
не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма
и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).
Таблица 1