Принципы психологической науки

Предмет и методы истории психологии

История психологии изучает закономерности формирования и

развития взглядов на психику на основе анализа различных под-

ходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как извест-

но, психология связана чрезвычайно многообразными узами с

различными областями науки и культуры. С самого своего воз-

никновения она была ориентирована на философию и на протя-

жении нескольких столетий фактически была одним из разделов

этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении

всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь

(как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).

Не меньшее влияние на психологию оказывало и оказывает раз-

витие естествознания и медицины. В то же время в работах многих

психологов четко просматривается связь с этнографией, социоло-

гией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой,

языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются ее

связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменя-

лось в процессе развития психологической науки, хотя приоритет-

ное значение философии и естествознания оставалось неизменным.

Естественно, что изменялись и взгляды на предмет психологии,

на методы изучения психики, ее содержание. Анализ этих измене-

ний также является предметом исследования истории психологии.

Методы, используемые в историко-психологических исследова-

ниях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В исто-

рии психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из

основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни

тестированием, ни экспериментом. Область применения этих мето-

дов ограничивается только узким кругом современных (для исто-

рика психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных

для этого времени проблем, в то время как возраст психологиче-

ской науки измеряется веками.

Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разра-

батывают собственные методы исследования или заимствуют их

из смежных дисциплин - науковедения, истории, социологии. Эти

методы адекватны задаче не только воссоздания истории разви-

тия отдельного психологического направления, но и включения

его в общий контекст психологической науки, исторической си-

туации и культуры. Так, в истории психологии используются ис-

торико-генетический метод, согласно которому изучение идей

прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в

определенный исторический период, и историко-функциональный

метод, благодаря которому анализируется преемственность вы-

сказываемых идей. Большое значение имеют биографический ме-

тод, позволяющий выявить возможные причины и условия фор-

мирования научных взглядов ученого, а также метод систематиза-

ции психологических высказываний.

В последние десятилетия все большее применение находят ме-

тоды категориального анализа, введенные известным историком

науки М. Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался в

рамках исторической психологии науки М.Г. Ярошевским. Он

предполагает учет социально-исторических условий, определив-

ших появление и развитие данной научной школы, а также изуче-

ние идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социаль-

ной перцепции и других детерминант, обусловивших появление

значимых для психологии идей.

Источниками для истории психологии служат прежде всего

труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и

деятельности, а также анализ историко-социологических мате-

риалов и даже художественной литературы, помогающей воссоз-

дать дух определенного времени.

Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э.,

т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее

содержания и функций. В этот период представления о душе ос-

новывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и

первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с

определенными живыми существами (тотемами).

Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до

н. э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а

потому он получил условное название философского периода.

Также несколько условно устанавливается и его длительность - до

появления первой психологической школы (ассоцианизма) и оп-

ределения собственно психологической терминологии, отличаю-

щейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, есте-

ственной практически для любого исторического исследования,

возникают некоторые разночтения при установлении временных

границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной пси-

хологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с нача-

лом развития экспериментальной психологии. Однако психологи-

ческая наука определилась как самостоятельная значительно рань-

ше, с осознания независимости своего предмета, уникальности

своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и

естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние

(поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное поло-

жение психологии было зафиксировано и с появлением ее как пред-

мета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в.

Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как

самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середи-

не XIX в. становление экспериментальной психологии.

Но в любом случае необходимо признать, что время существо-

вания психологии как самостоятельной науки значительно меньше,

чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот

период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психо-

логическая наука претерпела существенные изменения. Изменя-

лись и предмет психологии, и содержание психологических иссле-

дований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

На протяжении длительного времени предметом психологии

была душа (см. табл. 1), однако в разное время в это понятие

вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа по-

нималась как первооснова тела, по аналогии с понятием ≪архе≫ -

первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит

все сущее. При этом главной функцией души считалось придание

телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов,

тело является инертной массой, которую приводит в движение

именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и

направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.

Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким об-

разом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов

познания, которое в скором времени стало одной из важнейших

проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде

всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возмож-

ности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет

психологической науки не изменился, фактически в область ис-

следования в то время входило изучение видов активности тела и

особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление

считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной,

а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни

не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма

и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

Таблица 1

Наши рекомендации