Раздел 1. Теоретические основы специальной психологии
Общее (по всем темам)
Раздел 1. Теоретические основы специальной психологии
Тема 1. Специальная психология как наука
Отклонения в нервно-психическом здоровье детей как психологическая проблема. Закономерности проявления, психологической диагностики и коррекции нарушений психического развития - предмет специальной психологии. Структура специальной психологии, ее цель и задачи.
История возникновения и развития СП. Роль отечественных ученых в становлении СП (Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Я.Рубинштейн, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная, В.В.Лебединский, И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков,Т.В.Розанова, В.Г.Петрова, К.С.Лебединская, Ф.Ф.Рау).
Место СП среди других наук, ее внутри- и межсистемные связи: СП в структуре клинической психологии; СП и общая психология; СП и психология развития; СП и педагогическая психология; СП и психодиагностика; СП и медицина; СП и педагогика.
Роль знаний по СП для профессиональной подготовки психолога.
Тема 2. Психический дизонтогенез как объект и предмет специальной психологии
Дискуссионность вопроса об использовании понятий "нарушенное развитие", "аномальное развитие", "отклоняющееся развитие", "трудности развития" в современной специальной психологии (В.И.Лубовский, Е.Л.Гончарова, В.М.Сорокин, Е.Л.Инденбаум, С.А.Домишкевич).
Психический дизонтогенез (аномальное развитие) как объект специальной психологии: понятие, клинический и психологический смыслы. Параметры дизонтогенеза, факторы и условия психического дизонтогенеза. Виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, развитие в условиях сложных недостатков в развитии.
Изучение закономерностей проявления, диагностики и коррекции психического дизонтогенеза - предмет специальной психологии.
Тема 3. Общие теоретические основы специальной психологии
Л.С.Выготский о дивергенции биологического и социального путей аномального развития.
Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Общие и специфические закономерности развития психики при психическомдизонтогенезе (В.И.Лубовский, В.В.Лебединский).
Общепсихологические, психофизилогические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.
Раздел 2. Психическое развитие при разных вариантах дизонтогенеза
Психическое развитие при дизонтогенезе по типу ретардации
Тема 1. Общее интеллектуальное недоразвитие (умственная отсталость)
Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиогенетическому принципу.
Особенности развития познавательной сферы при умственной отсталости.Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы при ОИН.Характеристика деятельности детей и подростков с ОИН.
Тема 2. Задержанное психическое развитие (ЗПР)
Причины и механизмы ЗПР. Задержанное развитие как психолого-педагогическая проблема. Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.Особенности деятельности детей с задержанным развитием.Вопросы психодиагностики и коррекции ОИН и ЗПР.
Психическое развитие при дизонтогенезедефицитарного типа
Тема 1. Психология детей с нарушениями слуха
Причины нарушений слуха. Психолого-педагоическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер у детей с нарушениями слуха. Особенности развития личности и деятельности при дефектах слухового восприятия. Психологическая диагностика и коррекция при дефектах слуховой функции.
Тема 2. Психология детей с нарушениями зрения
Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сфер, личности и деятельности при дефектах зрения. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях зрительного восприятия.
Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения
Тема 1. Вопросы психодиагностики отклонений в психическом развитии
Принципы психологической диагностики при нарушениях развития. Организация психодиагностического процесса, его этапы. Включение психодиагностики в комплексе психолого-медико-педагогического обследования. Методы психологического исследования нарушений психического развития детей и подростков. Методики психодиагностики. Проблема дифференциальной психодиагностики нарушений развития (В.И. Лубовский).
Темы семинарских занятий
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологической теории и практики: ее гуманистический и социальный смыслы
Тема 2. Понятие "нарушенное развитие" в современной СП
Тема 3. Закономерности нарушенного развития
Тема 4. Принципы специальной психологии
Тема 5. Проблема интеллектуальной недостаточности на современном этапе развития СП
Тема 6. Проблема психического развития при дизонтогениях по дефицитарному типу и при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения
Тема 7. Проблема сложных недостатков развития на современном этапе развития СП
Тема 8. Психодиагностика нарушений психического развития
Тема 9. Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития
3.3. Тематика заданий для самостоятельной работы
1. Подготовить рефераты на предложенные темы.
2. Законспектировать статью В.И. Лубовского об общих и специфических закономерностях аномального развития.
3. Составить таблицу "Различия в становлении познавательной деятельности при ОИН и ЗПР".
4. Подготовить методику психолого-педагогического обследования детей раннего возраста (проф. Е.А. Стребелева);
5. Подготовить комплекс патопсихологических методик для обследования детей старшего дошкольного возраста (проф. И.А.Коробейников);
6. Составить методику психолого-педагогического обследования детей младшего школьного возраста;
7. Решить комплекс практических задач по специальной психологии.
Примерный список вопросов к экзамену
1. Предмет, объект специальной психологии, ее теоретические и практические задачи.
2. История возникновения и развития специальной психологии.
3. Структура современной специальной психологии,ее междисциплинарные связи.
4. Понятие психического дизонтогенеза, его факторы.
5. Параметры и типология психическогодизонтогенеза.
6. Л.С. Выготский о структуре аномального развития психики.
7. Общие и специфические закономерности аномального развития (В.И. Лубовский).
8. Умственная отсталость - причины, формы и степени.
9. Характеристика познавательной сферы ребенка с общим интеллектуальным недоразвитием.
10. Особенности развития эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости.
11. Особенности деятельности лиц с ОИН.
12. Особенности социально-психологической адаптации лиц с ОИН.
13. Типология задержанного развития (по К.С.Лебединской).
14. Психологическая характеристика детей с ЗПР.
15. Особенности школьной адаптации детей с ЗПР.
16. Причины и психологическая характеристика поврежденного развития.
17. Особенности психического развития при разных формах патологии речи.
18. Социально-психологические проблемы лиц с речевыми нарушениями.
19. Психологическая характеристика лиц с нарушениями слуха.
20. Психологическая характеристика лиц с нарушениями зрения.
21. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями функций слуха и зрения.
22. Психологическая характеристика лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
23. Социально-психологические проблемы лиц с последствиями синдрома ДЦП.
24. Синдром раннего детского аутизма: причины, характеристика особенностей психического развития и социально-психологической адаптации.
25. Особенности личности детей и подростков с дисгармоническимдизонтогенезом, проблемы социально-психологической адаптации.
26. Социально-психологическая депривация как фактор нарушений процесса формирования личности и поведения.
27. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) как фактор трудностей развития.
28. Психологическая характеристика детей со сложными формами психическогодизонтогенеза.
29. Социально-психологическе проблемы лиц с сочетанными нарушениями слуха и зрения.
30. Общие принципы диагностики психическогодизонтогенеза.
31. Место и задачи психологического обследования в комплексной диагностике отклоняющегося развития.
32. Типология методов психологического изучения лиц с нарушениями развития.
33. Анамнестический метод как средство психологического изучения психического дизонтогенеза.
34. Метод беседы в психологическом обследовании ребенка (подростка) с нарушенным развитием.
35. Тестирование как психодиагностический метод в специальной психологии.
36. Требования к методу эксперимента в практике диагностики психического дизонтогенеза.
37. Наблюдение как метод изучения особенностей проявления психического дизонтогенеза.
38. Соотношение качественного и количественного анализа психодиагностической информации при изучении психического дизонтогенеза.
39. Проблема дифференциации различных форм психическогодизонтогенеза (В.И.Лубовский).
40. Критерии дифференциальной психодиагностики ОИН, ЗПР и общего недоразвития речи.
41. Цели и принципы консультативно-коррекционной помощи лицам с нарушениями психического развития.
42. Психопрофилактика нарушений развития: принципы и формы организации.
43. Психологические проблемы организации помощи лицам разных возрастов с нарушениями развития.
44. Психопрофилактика отклонений в развитии личности у детей с разными формами психическогодизонтогенеза.
45. ПМПК (психолого-медико-педагогические консультации и комиссии) - как форма организации помощи детям и подросткам с нарушениями развития.
46. Роль знаний по специальной психологии для профессиональной подготовки психолога.
Общее (по всем темам)
Раздел 1. Теоретические основы специальной психологии