Отчет-самоанализ деятельности
СТУДЕНТОМ-ПРАКТИКАНТОМ
Ф.И.О._________________________________________группа________
С учетом реализации задач основных направлений учебно-педагогической практики отметьте, что получилось и в чем испытывали трудности
Учебно-методическая работа |
Воспитательная работа |
Учебно-исследовательская работа |
Сравните Ваши ощущения в начале и в конце практики. Изменилось ли Ваше отношение к профессии учителя? |
Что дала Вам педпрактика в профессиональном и личностном плане? |
Какие перспективы профессионального роста Вы видите в будущем? |
Предложения (по организации, содержанию практики) |
ИТОГОВЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
студента _____________________________________________________
Ф.И.О.
факультет ____________________________________________________
группа____________________
Учебно-методическая работа(оценивает учитель иностранного языка)
1. Умение планировать учебные занятия по иностранному языку: планирует самостоятельно, требуется консультация, не умеет планировать.
2. Умение организовывать педагогический процесс по ИЯ: умеет организовывать самостоятельно; испытывает затруднения; не умеет.
3. Умение анализировать педагогический процесс по ИЯ: умеет, испытывает затруднения; не умеет.
4. Владение иностранным языком: владеет свободно, испытывает затруднения (постоянно, в нестандартных ситуациях), владеет слабо.
5. Творческая самостоятельность и инициатива: проявил, не проявил.
6. Отношение к работе: ответственное, равнодушное, безответственное.
7. Преобладающий стиль общения с учащимися: авторитарный, демократический, либеральный.
8. Оценка за уроки ________________________________________________
/роспись учителя ИЯ/
Общая оценка за учебно-методическую работу _______________________
Рекомендации учителя иностранного языка студенту-практиканту:
Воспитательная работа (оценивает организатор воспитательного процесса):
1. Умения воспитателя-исследователя: умение организовать исследование классного коллектива, обобщить полученные данные, выделить педагогические задачи (нужное подчеркнуть): умеет, требуется консультация, не умеет.
2. Умения планировать и грамотно формулировать воспитательные задачи: умеет, требуется консультация, не умеет.
3. Умение организовать воспитательную работу в классном коллективе:
§ использует различные формы воспитательной работы: индивидуальная, групповая, фронтальная;
§ владеет методикой проведения воспитательных мероприятий: владеет хорошо, владеет, владеет слабо.
4. Умение анализировать воспитательную работу: умеет, требуется консультация, не умеет.
5. Творческая самостоятельность и инициатива: проявил, не проявил.
6. Отношение к работе: ответственное, равнодушное, безответственное.
7. Преобладающий стиль общения с коллегами и учащимися: авторитарный, демократический, либеральный.
8. Зачетное воспитательное мероприятие:
Тема __________________________________________________________
Форма _________________________________________________________
Оценка_________________________________________________________
/роспись классного руководителя /
Общая оценка за воспитательную работу ___________________________
Рекомендации классного руководителя студенту-практиканту:
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ____________
(выставляется координатором по методике преподавания ИЯ)
· СОВЕТЫ И ПАМЯТКИ
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Характерной чертой развития системы образования в настоящий момент является противоречивость.
С одной стороны, разрабатываются образовательные стандарты, что подчёркивает как значимость качественных знаний и умений, так и их одинаковость, единообразие; вводится тестирование, обеспечивающее, по замыслу, равные возможности поступления в вуз всем выпускникам, но ориентирующее учащегося не на системное, а нередко на частное знание, не позволяющее учесть и оценить особенности личности (стиль мышления, оригинальность).
С другой стороны, все более привлекательным и неизбежным представляется переход к гуманистической парадигме, которая отдаёт приоритет целостной личности, а не одной из её сторон («ЗУНы») или выполняемых функций (исполнитель).
Современный урок отражает в себе указанные противоречия.
Характеризуя современный модернизированный урок, будем учитывать две аксиомы:
- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;
- урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.
Что меняется в современном модернизированном уроке в отличие от традиционного?
В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.
Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.
Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.
Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.
Усиливается внимание к развивающим, образовательным и воспитательным задачам (результатам) урока и универсальным учебным действиям как результату урока.
Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.
Для современного урока характерна ориентация на практико-ориентированное использование знаний, навыков и умений.
В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.
Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.
Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.
Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока.
На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.
Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.
Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.
Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы, динамичность.
Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Вероятно, это урок переходного периода. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ
1. Вчитайся в раздел программы, который надлежит изучить на данном уроке, а в некоторых случаях – и в объяснительную записку к программе.
2. Изучи материал этого раздела, вопроса, темы.
3. Сформулируй замысел урока, ответив на вопрос, что бы ты хотел достигнуть в результате его.
4. Мысленно представь коллектив данного класса, конкретных учеников. Анализируя психологию этих учеников, используя искусство педагогического перевоплощения, постарайся наметить их путь к поставленной цели.
5. Выбери из всего арсенала методических приемов самые результативные для изучения материала и для данных учащихся.
6. Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, смоделируй свои действия на уроке.
7. Продумай структуру урока и зафиксируй всё найденное в плане-конспекте.
8. Подготовь наглядные и учебные пособия, не забудь проверить исправность ТСО.
9. Повтори про себя или вслух условные элементы плана.
10. Спроси себя: «Ты готов к уроку?»
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка с целью проверки подготовленности технических и наглядных средств. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времени на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее следует отметить заранее.
3. Не задавайте ученикам вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" Это приучает к мысли, будто невыполнение задания - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик был занят делом. Помните, безделье, скука – бич дисциплины.
4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте учащимся поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
5. 0бращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут отвлекаться и заняться посторонними делами.
6. Мотивируйте оценку деятельности ученика и ее результат, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования. Укажите ученику достоинства его работы и то, над чем ему следует потрудиться. Обращайте внимание на речь учащихся, ее лексический запас, а также на культуру труда, общения и поведения.
7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят; если у Вас нет оснований похвалить результаты работы, оцените положительно доказанные усилия.
8. Удерживайтесь от излишних и частых замечаний. Ирония и сарказм хороши лишь в устах авторитетного учителя.
9. Прекращайте урок со звонком.