Причины и способы коррекции негативных проявлений в поведении
Причины | Способ коррекции Рекомендации и мероприятия |
I группа. Отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально типологические особенности, вплоть до акцентуаций характера, психопатий. | Направить к патопсихологу или психоневрологу. Организовать комплекс медикопедагогических воздействий. |
II группа. Педагогически неверные формы и методы воздействия. | Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогический такт в общении с ребенком. Пересмотр позиции и поиск выхода из создавшейся ситуации. |
III группа. Значительные пробелы в овладении этическими знаниями. посредством внешних стимулов. Несформированность нравственных представлений, навыков поведения. | Помощь в избавлении от недостатков посредством внешних стимулов. Кропотливая работа по восполнению пробелов в воспитании. Систематический контроль, постоянная поддержка ребенка в его стремлении овладеть своим поведением. |
IV группа. Изменения личности связаны с искажением ее представлений о взаимоотношениях с окружающими. Уверенность в своей правоте, не видит своих отрицательных качеств. Ищет причину своих недостатков во внешних обстоятельствах. | Перевоспитание личности. Налаживание взаимоотношений со школьником, начиная с корректировки своего собственного отношения к нему. Создание условий, благоприятных для такой работы. |
ЗАДАНИЕ 14. СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ
Прочитайте две статьи, описывающие модели поведения учителя, лидера. Какие из них проявляются в Вашей личной практической педагогической деятельности? Хорошо это или плохо? К каким трудностям Вас приводит подобное поведение, чему оно препятствует? Как Вы думаете, что Вам лично нужно делать, чтобы преодолеть эти стереотипы, ошибки?
В.А. Кан-Калик приводит восемь моделей стереотипов поведения учителя, объясняющих столь мучительные для каждого начинающего педагога «не получается», «не слушаются», «не хотят ничего делать».
- «Монблан». Подобно горной вершине возвышается такой учитель над классом. Он парит в мире знаний, науки, он находится на недосягаемой высоте, его мало интересует личность ребенка, и свои функции он видит лишь в сообщении информации.
- «Китайская стена». Она как бы вырастает между учителем и классом. Такой педагог не преминет подчеркнуть свое информационное превосходство над ребятами, снисходительно-покровительственно относится к ним. И они отвечают равнодушием и отчужденностью. О творческом контакте и речи быть не может.
- «Локатор». Учитель увлечен только сильными – теми, кто интересуется его предметом, готов их спрашивать без конца, вести кружки, факультативы. Другой «локатор» озабочен, наоборот, слабыми. Дополнительные занятия, консультации, индивидуальные тетради поглощают всё его время и внимание. Беда такого педагога в том, что он не может работать с коллективом в целом.
- «Тетерев». Учитель слышит только себя и не заботится о том, как его слово отзывается в душах детей. Личностное влияние такого учителя слишком мало.
- «Робот». У робота есть подробный план действий, сформулированы педагогические задачи, продумана логика решения. Он озабочен непременной реализацией намеченного, не чувствует настроения детей. Не способен уловить изменения в обстоятельствах и перестроиться на решение иных педагогических задач.
- «Я сам». Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие инициативы. Вопросы, задачи, установки, оценки, суждения – всё исходит только от него, а ребята приучаются к одному – ждать требований и инструкций. Об их самостоятельности говорить не приходится.
- «Гамлет». Он постоянно сомневается: правильно ли его поймут, верно ли истолкуют замечания, не обидится ли кто. Не столько содержательной стороной озабочен учитель, сколько отношенческими аспектами.
- «Приятель». Дружеские отношения для него – основа педагогического общения. Деловой контакт вторичен. Этот учитель явно недооценивает значение своей личности. Забыто, что человеческая и гражданская культура в единстве с профессиональными знаниями – движущая сила педагогического творчества.
Психолог Дэвид Джэкс также приводит свою классификацию типов лидерства и руководства:
- Ведущий или Инструктор.Это «лидер, дающий директиву», полностью управляющий процессом и содержанием встречи. Опасность этой роли заключается в том, что она развивает зависимость членов группы.
- Нейтральный председатель. Его стиль заключается в руководстве без определения содержания. Планированием занимается группа.
- Создатель благоприятных условий. Эта роль включает в себя внимательное слушание и выявление идей и знаний других людей, а не навязывание собственных.
- Советник. Такая роль больше подходит для тесной группы, где целью лидера является выявление эмоциональных проблем на основах, требующих их разделения с группой.
- Комментатор. Он находится вне группы и время от времени комментирует динамику работы или сказанное членами группы. Он избегает становиться центром внимания или арбитром.
- Блуждающий менестрель. Он движется между парами и группами, наблюдая за ними и помогая при необходимости.
- Отсутствующий друг. Во многих группах бывают такие случаи, когда лидер не может посещать занятия. «Отсутствующий друг» - лидер, доверяющий группе эффективно функционировать без необходимости в его физическом присутствии.
А теперь при помощи приведенного ниже опросника определите индивидуальный стиль Вашей педагогической деятельности. Прочитайте характеристику стиля и рекомендации по его совершенствованию. Какие из названных достоинств и недостатков вы часто замечали у себя в ходе проведения уроков? Приведите примеры. Что еще Вам нужно делать (на Ваш взгляд) для дальнейшего педагогического совершенствования? Что нового вы раскрыли в себе в ходе практики? Чего вы ожидаете от других педагогических практик? Изложите свои мысли в форме сочинения, эссе.
Инструкция: Ответы на нижеследующие вопросы помогут выявить индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом опроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух – трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).
ВОПРОСЫ | Варианты ответов | |||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | |
1. Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да |
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет |
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? | да | да | да | нет |
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | да |
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет |
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да |
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да |
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | нет | нет | да | да |
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | да | нет |
12. Вы часто меняете формы работы на уроке? | да | да | нет | нет |
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | да | да | нет | нет |
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | нет | нет | нет |
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | да | да | нет | нет |
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | да | да | нет | нет |
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет |
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да |
19. Вы всегда строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да |
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да |
21. Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет |
22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? | да | да | да | нет |
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | да |
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся? | нет | да | нет | да |
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да |
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | да | да | нет | нет |
27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | да | нет |
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | нет |
31. Вы всегда требуете соблюдения четкой дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да |
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | нет | да | нет | да |
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
РЕЗУЛЬТАТ: |
Примечание:ЭИС – эмоционально-импровизационный стиль, ЭМС – эмоционально-методичный, РИС – рассуждающе-импровизационный, РМС – рассуждающее-методичный.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым материалом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличаются благоприятным психологическим климатом.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.
Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал. Для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы. Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенными, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя больше внимания закреплению и повторению.
Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.
Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предметов, умелое использование и вариьирование форм и методов обучения.
В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения.
Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давать возможность в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ.
РАССУЖДАЮЩЕ-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.
У Ваших учащихся интерес к изучаемым предметам сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформулировал свой ответ.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое вариьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.
Советуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам удастся решить эту проблему.
РАССУЖДАЮЩЕ-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.
В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету, отсутствует благоприятный психологический климат.
Рекомендуем Вам шире применять поощрение хороших ответов, не следует в очень резкой форме порицать плохие.
Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, не ограничивайтесь лишь репродуктивными методами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил.
ЗАДАНИЕ 15. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Анализ трудностей
Объекты | Трудности |
При использовании УМК и других средств обучения | |
При планировании уроков | |
При проведении уроков | |
При анализе/самоанализе уроков | |
При общении с детьми | |
При общении с коллегами | |
При заполнении документации | |
Другие трудности |