Анализ психофизического здоровья учащихся.

§ Анализ результатов медицинского обследования учащимися класса (ме­дицинские группы).

§ Фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внима­нии учителей-предметников.

§ Отношение больного ребенка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни.

Характеристика интересов учащихся

§ Сформированность или несформированность познавательной и учеб­ной мотивации учащихся.

§ Отношение учащихся к собственному учению.

§ Отношение учащихся к учебным предметам.

Характеристика интеллектуальных умений учащихся

§ Желание работать с книгой и читать ее.

§ Уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

§ Отношение учащихся к выполнению домашних заданий.

§ Степень вовлеченности ребят класса во внешкольную интеллектуаль­ную деятельность с учетом их интересов (кружки, факультативы, спецкурсы).

Характеристика сформированности классного коллектива

§ Определение в детском коллективе лидеров и изолированных. Причины их разделения.

§ Определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам).

6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состоя­ния детского коллектива

§ Открытость, закрытость, тревожность учащихся.

§ Наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности.

§ Степень или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексив­ных умений.

§ Степень конфликтности учащихся, ее причины.

§ Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педа­гогами и одноклассниками.

Характеристика семей учащихся

§ Возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях.

§ Отношение родителей к школе и учебным успехам ученика.

§ Характеристика взаимоотношения детей и родителей.

§ Ценностные ориентации семей учащихся.

Мониторинг жизнеспособности классного коллектива

§ Анализ педагогической диагностики класса, проведенный классным руково­дителем.

§ Положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и под­держке.

§ Отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуж­даются в коррекции.

Структура классного коллектива

§ Актив класса.

§ Поручения учащихся класса.

§ Микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел).

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень базовых УМК Начальная школа Основная школа Старшая школа
Перечень дополнительных учебных пособий      
Перечень дидактических материалов      

ЗАДАНИЕ 3. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(опираясь на следующие ориентиры, напишите рецензию на используемый УМК)

· Название учебника

· Авторы

· Адресность

· Компоненты УМК и их назначение

· Реализуемые принципы и концептуальные положения

· Структура учебника

· Структура урока

· Система заданий

· Контроль и оценивание

· Положительные стороны УМК

· Отрицательные стороны УМК

· Рекомендации по использованию

Рецензия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НА НЕДЕЛЮ

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ*
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ    
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ    
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКАЯ    

ЗАДАНИЕ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  Тема/ ситуации учебного общения Материал для формирования языковой компетенции Материал для формирования речевой компетенции Материал для формирования социокультурной компетенции
в чтении и аудировании в письме в говорении
Материалы учебника (номера упражнений)            
Дополни-тельные материалы            

ЗАДАНИЕ 6. СТЕНОГРАММЫ ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ И ИХ АНАЛИЗ

Дата урока:

Класс:

ФИО учителя:

Тема урока:

УМК:

Действия учителя (речевые/неречевые) Действия учащихся (речевые/неречевые) Комментарии
   

Дата урока:

Класс:

ФИО учителя:

Тема урока:

УМК:

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 1

1. Подготовленность учителя (студента-практиканта) по теме урока и готовность к его проведению:

· осознанность целей, реализуемых в ходе урока;

· продуманность системы знаний по теме урока в контексте учебной про­граммы;

· четкость определения системы знаний, умений и навыков и динамики ее формирования на уроке;

· осведомленность учителя об уровне обученности детей и возможностях усвоения предъявляемых знаний;

· качество поурочного планирования;

· состояние учебно-материальной базы, ее соответствие нормативам.

2 Анализ задач урока (коммуникативных, образовательных, воспитательных, развивающих):

· правильность и обоснованность задач урока с учетом программных тре­бований, необходимого уровня компетенций учащихся, учебного материала, места урока в системе уроков по данной теме;

· формы и методы предъявления задач урока, раскрытие их учащимся;

· степень достижения поставленных задач.

3. Анализ структуры и организации урока:

· соответствие структуры задачам и типу урока;

· логическая последовательность распределения времени по этапам;

· рациональность выбора форм обучения;

· рациональная организация труда преподавателя и учащихся;

· организация начала и конца урока, оптимальный темп ведения урока;

· наличие плана урока, степень его выполнения.

4. Анализ содержания урока:

· соответствие содержания урока требованиям программы, реальным учебным возможностям класса;

· логичность, доступность изложения материала,

· связь содержания урока с жизнью, его личностна ориентация.

5. Анализ методики проведения урока:

· правильность отбора методов и средств обучения с учетом задач и со­держания урока;

· активизация познавательной деятельности учащихся;

· организация самостоятельной работы учащихся,

· развитие умений и навыков (компетенций);

· нацеленность урока на конечный результат.

6. Анализ домашнего задания:

· методы и приемы проверки домашнего задания;

· мотивировка домашнего задания;

· связь домашнего задания с последующим уроком.

7. Анализ деятельности учащихся на уроке:

· владение способами учебной деятельности, умение систематизировать знания, высказывать суждения, делать умозаключения;

· внимание, активность, работоспособность класса на разных этапах уро­ка;

· качество знании, умений и навыков в различных ситуациях.

8. Стиль работы учителя:

· умение устанавливать, поддерживать и коммуникативно оправданно со­вершать контакты (периоды общения) с классом,

· умение осуществлять деловые и личные отношения с учащимися класса,

· владение техникой педагогического воздействия;

· поведение преподавателя на уроке (требовательность, находчивость, пе­дагогический такт, умение быстро перестраиваться);

· речь учителя (темп, дикция, образность, точность терминов);

· внешний вид преподавателя.

9. Выводы и предложения;

· оценка самоанализа урока, общая оценка степени достижения постав­ленных задач;

· аргументированная характеристика достоинств урока;

· недостатки урока, диагностика причин недостатков;

· конкретные предложения по устранению недостатков, рекомендации.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 2

Содержание анализа Комментарий
1. Целенаправленность и результативность урока В каждый момент урока наблюдателю понятно или не понятно, • зачем учитель делает то, что он делает, и чему учатся школьники: • какие виды РД развиваются, • какие языковые средства с этой целью предъявляются и активизируются, • в каком отношении расширяется страноведческий кругозор и развивается межкультурная компетенция.  
2. Содержательность урока • Тема, тексты, ситуации и задания интересны учащимся, соответствуют их возрастным и личностным особенностям. • Темы, тексты, ситуации и задания имеют практическую (коммуникативную), страновед­ческую, образовательную, воспитательную, развивающую ценность  
3. Технология обучения Соблюдаются фазы работы над материалом, например; 3.1 При работе с диалогом-образцом: • мотивация, •глобальное/селективное понимание на слух, • снятие языковых трудностей, • чтение по образцу, • работа над фонетикой, • чтение в парах, • репродукция по убывающим опорам, • трансфер и/или творческая переработка. 3.2 При работе с текстом: на предтекстовом этапе • мотивация, •содержательная и языковая подготовка к чтению/аудированию (построение гипотез., активизация фоновых знаний, снятие языковых трудностей и пр.), на «текстовом» этапе - • выбор стратегий чтения/аудирования, адекватных данному типу текста, на послетекстовом этапе • творческая переработка текста, • обмен мнениями, лингвистический комментарий. 3.3 При работе с языковыми средствами: • мотивация, • мультисенсорное предъявление в ситуативном контексте, семантизация, • осознание, • (интерактивная) тренировка в коммуникативных заданиях с убывающими опорами, • включение нового материала в более широкий контекст. 3.4 Использование современных нетрадиционных, технологий обучения и средств контроля и оценки: • проектная методика, • метод портфолио, • развивающее образование, •информационные и коммуникационные технологии, стандартизированные тесты. Учитель • владеет разнообразными приемами семантизации, • умеет кратко и понятно формулировать задания, •умеет организовать самостоятельную, в том числе поисковую работу учащихся, • дает краткие и понятные пояснения, • осмысленно использует учебные средства (учебно-методический комплект, магнитофон, видео, доску, презентационный стенд или проектор, рабочие листы, карточки, картинки, игрушки, мяч), • владеет психологически щадящими приемами исправления ошибок.  
4. Речевое поведение учителя Учитель • хорошо владеет иностранным языком и ведет урок на иностранном языке, • говорит на уроке меньше, чем ученики, • содержательно реагирует на высказывания учеников, • не повторяет реплики учащихся, • реплики учителя по ходу урока психологически поддерживают усилия учеников и стимулируют их активность, • учитель не делает замечаний, унижающих достоинство учеников.  
5. Неречевое поведение учителя • Учитель доброжелателен и терпелив. • Учителю интересны его ученики. • Учитель гибко реагирует на ход урока и способен к импровизации. Голос, мимика, жестика, позы, движение учителя по классу целесообразны. Перед посещением каждого конкретного урока полезно определить, что именно вы хотите затем обсудить подробно. Вы можете также распределить отдельные аспекты наблюдения между собой.  

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА №3

(объект анализа: формы управления учебной деятельностью)

Дата урока: Класс: УМК: Тема урока: ФИО учителя:
Формы управления Действия/речь учителя Неиспользованные/ упущенные воз­можности
1. Речевые установки, их направленность на: а) вид речевой деятельности; б) групповую работу; в) индивидуальную работу; г) фронтальную работу. 2. Управление временем и темпом выполнения зада­ния. 3. Организация технологий выполнения задания: а) предоставление опор; б) предоставление дополнительных средств обучения; в) предоставление четких инструкций; г) организация форм взаи­модействия учеников и т. д. 3 Организация технологий выполнения задания: а) предоставление опор; б) предоставление дополни­тельных средств обучения; в) предоставление четких инструкций; г) организация форм взаи­модействия учеников и т, д. 4. Мониторинг учебной де­ятельности: • получение и использова­ние обратной связи; • контроль и оценивание; • поощрение; • иные способы управления деятельностью учащихся. 5. Использование визуаль­ных и технических средств. 6. Организация рабочих мест учащихся. 7. Поддержание дисципли­ны на уроке (способы, приемы). 8. Работа с доской    

Выводы по просмотренному уроку…………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА №4

(Объект анализа: формы взаимодействия учителя и учащихся)

Дата урока: Класс: УМК: Тема урока: ФИО учителя::
Приёмы, задания. Формы взаимо­действия учите­ля с учащимися Формы взаимодействия учащихся с учителем Формы взаимодействия учащихся между собой
Вопросы: а) уточнения; б) переспросы; в) другие.      
Проектные фор­мы работы        
коллективные формы работы      
Использование юмора на уроке      
Невербальные формы общения      
Язык общения      
Провоцирование различных эмоций на уроке      

Выводы по просмотренному уроку___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА №5

(Объект анализа: используемые материалы )

Дата: Класс: УМК: Тема: ФИО учителя
Какие материалы используются    
С какой целью?    
Адекватность уровню обученности учащихся?    
Аутентичность материалов?    
Занимательность?    
Эффективность    

Выводы по просмотренному уроку:……………………………………..

……………………………………………………………………………….

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 6

(Объект анализа: обратная связь между учителем и учащимися (поощрения, порицания)

  Дата: Класс: УМК: Тема: ФИО учителя  
Действия учителя (вербальные, невер­бальные)   Направленность дей­ствий учителя: а) конкретным учени­кам; б) всему классу; в) группе учащихся Неиспользованные возможности: а) игнорирование уча­щихся; б) чрезмерная похва­ла/порицание отдель­ного учащегося; в) однообразие форм похвалы/порицания; г) узость объектов вы­бора для похвалы/по­рицания.  
1. Похвала за: а) удачную/смелую попытку; б) достижения (про­гресс); в) правильный ответ; г) оригинальную идею; д) внимательность; е) воображение; ж) вежливое обраще­ние и т. д.      
2. Порицание за: а) невыполнение до­машнего задания; б) неготовность рабоче­го места к уроку; в) неправильный от­вет; г) невнимательность; д) плохую дисципли­ну; е) отсутствие инициа­тивы и т. д.      
         

Во время урока обратите внимание на характер устанавливаемой обратной связи между учителем и учениками.

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 7

(Объект анализа: язык учителя.)

Дата: Класс: УМК: Тема: ФИО учителя
Степень естественности/неестественности  
Соответствие нормам языка  
Процентное соотношение речи учителя и ученика  
Процентное соотношение используемо­го на уроке родного и иностранного  
Лаконичность/многословие речевых установок, степень их конкретности  
Соответствие возрасту к речевым особенностям  

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 8

(Объект анализа: Объяснение нового материала)

Характер нового материала   Выбор метода предъявления (индуктивный, дедуктивный) Типы упражнений (формулировка заданий) Результат (высокий, средний) средний, низкий Комментарии  
                 

Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 9.

(Объект анализа: контроль и оценивание на уроке)

Объекты контроля: виды речевой деятельности, аспекты языка, содержание учебного материала. Формы контроля: устный и письменный Типы контрольных заданий Контроль без видимого контроля Образовательная и воспитательная ценность контрольных заданий.
           
                   

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 7. ЭССЕ «МОЯ ПЕРВАЯ ГРУППА»

Используйте таблицу критериев языкового портфеля в качестве опоры, а также следующие ориентиры, напишите сочинение «Моя первая группа»:

· Что Вы узнали о мотивации учащихся к изучению ИЯ?

· Что Вы узнали о способностях Ваших учащихся к изучению ИЯ? Какие трудности они испытывают? Что им удается лучше (языковые компетенции, речевые и т.д)?.

· Каков опыт изучения и использования ИЯ у Ваших уч-ся?

· Пришлось ли Вам адаптировать свой язык во время первого занятия, как?

· Какие задания имели особый успех/неуспех у Ваших учеников ?

· Были ли неожиданные ситуации на уроке, как Вы с ними справились?

· Какие эмоции вызвала у Вас группа после первого урока?

· На что предполагаете обратить особое внимание в последующей работе с группой?

Таблица критериев обученности учащихся (на основе материалов Европейского языкового портфеля. Страсбург, февраль 1997, и материалов ‘Modern Languages In My Life Self-Educational Kit’. – М.:Еврошкола, 2001.)

Критерии обученности учащихся ПОНИМАНИЕ СООБЩЕНИЙ
Устных Письменных
A1. BREAK-THROUGH Может узнавать знакомые слова и самые простые фразы, касающиеся его, его семьи, а также ближайшего конкретного окружения, когда лю­ди говорят медленно и отчетливо.   Учащийся может понимать знако­мые имена, слова и очень простые предложения, например, на объяв­лениях, плакатах и в каталогах.  
A2. WAYSTAGE Учащийся может понимать фразы и наиболее часто встречающиеся слова из области непосредственного лично­го окружения (например, очень про­стые основные сведения о своей семье, магазине, местности, работе). Уча­щийся может понять основной смысл в коротком ясном простом сообщении и объявлении.   Учащийся может читать очень ко­роткие простые тексты. Учащийся может найти конкретную предска­зуемую информацию в простых ежедневных материалах, таких, как реклама, проспекты, меню, расписания. Учащийся может по­нять короткие простые личные по­слания.
B1. THRESHOLD Учащийся может понять основной смысл ясной и стандартной речи на знакомые темы, с которыми он обыч­но сталкивается на работе, вовремя отдыха и т.д. Учащийся может по­нять основной смысл многих радио- и телевизионных программ по текущим событиям или темам, представляю­щим для него личный или профессио­нальный интерес, когда говорят мед­ленно и отчетливо. Учащийся понимает тексты, состо­ящие в основном из наиболее упо­требительной лексики или темати­чески связанные с его работой. Уча­щийся понимает частные письма с описаниями событий, чувств, же­ланий.  
B2. VANTAGE Учащийся может понять длинную речь или лекцию и следить даже за сложной линией спора, если тема ему в достаточной степени знакома. Мо­жет понять большинство телевизион­ных новостей, программ о текущих событиях. Может понять большинст­во фильмов на стандартном диалекте.   Учащийся может читать статьи и репортажи по современным пробле­мам, в которых автор занимает определенную позицию и имеет определенную точку зрения. Может по­нять современную литературную прозу.
C1. MASTERY Учащийся понимает пространные сообщения, даже если они нечетко структурированы, а связи не экс­плицированы. Без особых труднос­тей понимает телевизионные про­граммы и фильмы.   Учащийся может понимать длинные и сложные фактуальные и художест­венные тексты, улавливая при этом различия в стилях. Может понимать статьи на узкоспециальные темы также длинные технические инст­рукции, даже если они не относятся к его области.
 
  УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
  ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ   МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ    
А.1 Учащийся может вести не­сложную беседу, если его собеседник будет перефра­зировать или говорить в бо­лее медленном темпе от­дельные высказывания и помогать ему в выражении собственных мыслей. Уча­щийся может задавать/от­вечать на вопросы, связан­ные со знакомыми темами. Учащийся может исполь­зовать ряд простых фраз и предложений для опи­сания места, где он жи­вет, людей, которых он знает. Учащийся может писать короткие простые от­крытки, например, посы­лая поздравление с празд­ником. Учащийся может заполнить формуляр, где требуются личные сведе­ния, например, написать имя, национальность, ад­рес на регистрационной карточке в гостинице.
А.2   Учащийся может общать­ся в несложных обыден­ных ситуациях, требую­щих прямого обмена ин­формацией на известные темы. Может обменяться несколькими репликами в коротком разговоре, хо­тя обычно не достаточно хорошо понимает собе­седника, чтобы самому поддержать беседу.   Учащийся может использовать ряд фраз и предло­жений для того, чтобы в простых слонах описать семью, других людей, ус­ловия проживания, рас­сказать о своей учебе и о своей текущей работе.   Учащийся может писать короткие и простые запис­ки и послания в области непосредственных потреб­ностей. Учащийся может написать очень простое личное письмо, напри­мер, кого-нибудь за что-нибудь поблагодарить.  
В.1   Умеет общаться в большинстве ситуаций, кото­рые могут возникнуть во время поездки по стране изучаемого языка. Мо­жет вступать в короткий разговор на знакомые, бытовые или интересую­щие его темы (например, семья, хобби, работа, те­кущие события).   Учащийся может соединять фразы простым спо­собом для описания того, что с ним произошло, со­бытия, его мечты и жела­ния. Учащийся может кратко объяснить и обос­новать свое мнение и пла­ны. Может пересказать рассказ или передать содержание книги или фильма и оценить их.   Учащийся может напи­сать простой связанный текст по темам, которые ему знакомы или пред­ставляют личный инте­рес. Учащийся может на­писать личное письмо с описанием событий из его жизни и впечатле­ния.  
.В2   Учащийся говорит достаточно быстро и спонтанно, чтобы полноценно общаться с носителями языка. Может принять активное участие в дискуссии на известные темы, объясняя и отстаивая свое мнение.   Учащийся может представить четкое детальное описание большого ряда предметов, относящихся к области его интересов. Может объяснить свою точку зрения по вопросу, представив достоинства и недостатки различных позиций.   Учащийся может написать четкий подробный текст по большому кругу предметов, относящихся к области его интересов. Может написать сочинение или доклад, передавая информацию или объясняя что-либо, приводя доводы в поддержку и против какой-то точки зрения. Может написать письма, подчеркнув личное значение событий.
С1   Учащийся может бегло объясняться без всякой подготовки, при этом очень долго выбирая выражения. Может гибко и эффективно использовать язык для общения и в профессиональных целях. Учащийся может четко сформулировать мысли или выразить точку зрения, умело помогая другим участникам беседы.   Учащийся может представить четкое детальное описание сложных предметов, используя подтемы, развивая определенные моменты и делая соответствующие ВЫВОДЫ.   Учащийся может написать четкий, хорошо организованный текст с пространным изложением своего мнения. Может подробно объяснить сложные вопросы в форме эссе, доклада, письма, выделяя важнейшие идеи. Может составлять различные тексты с расчетом на определенного читателя.
С.2   Учащийся может принимать участие в любой дискуссии, не испытывая при этом каких-либо трудностей, хорошо владея разговорной лексикой. Может бегло выразить свою мысль, точно передавая при этом тончайшие оттенки значения. Даже если у него возникают проблемы, он может изменить структуру выступления и обойти неудачный момент так гладко, что другие могут этого даже не заметить. Учащийся может представить четкое, гладко составленное описание или довод стилем, соответствующим контексту, с удобной логической структурой, которая поможет слушателю отметить и запомнить важные моменты.     Учащийся может написать четкий, стройный текст выдержанный в нужном стиле. Умеет писать сложные по форме письма, доклады, эссе, эффективно располагая материалом , чтобы писатель быстрее заметил и запомнил основные моменты. Может писать рефераты, обзоры технических и художественных книг.  

ЗАДАНИЕ 8. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата урока:

Класс:

Тема урока:

Время:

Результаты урока:

Задачи урока:

Личные цели:

Прогнозируемые трудности:

Возможные решения:

Дидактические материалы:

Время Этап Задачи этапа Деятельность Результат деятельности Формы взаимодействия
           

Рефлексия после урока

Решение задач урока Да Нет Комментарии
Эффективность использования времени на уроке Да Нет Комментарии
Целесообразность использования дидактических средств и оборудования Да Нет Комментарии
Задачи для саморазвития

ЗАДАНИЕ 9. САМОАНАЛИЗ УРОКА

Наши рекомендации