Анализ психофизического здоровья учащихся.
§ Анализ результатов медицинского обследования учащимися класса (медицинские группы).
§ Фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметников.
§ Отношение больного ребенка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни.
Характеристика интересов учащихся
§ Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся.
§ Отношение учащихся к собственному учению.
§ Отношение учащихся к учебным предметам.
Характеристика интеллектуальных умений учащихся
§ Желание работать с книгой и читать ее.
§ Уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
§ Отношение учащихся к выполнению домашних заданий.
§ Степень вовлеченности ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учетом их интересов (кружки, факультативы, спецкурсы).
Характеристика сформированности классного коллектива
§ Определение в детском коллективе лидеров и изолированных. Причины их разделения.
§ Определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам).
6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива
§ Открытость, закрытость, тревожность учащихся.
§ Наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности.
§ Степень или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений.
§ Степень конфликтности учащихся, ее причины.
§ Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.
Характеристика семей учащихся
§ Возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях.
§ Отношение родителей к школе и учебным успехам ученика.
§ Характеристика взаимоотношения детей и родителей.
§ Ценностные ориентации семей учащихся.
Мониторинг жизнеспособности классного коллектива
§ Анализ педагогической диагностики класса, проведенный классным руководителем.
§ Положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и поддержке.
§ Отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.
Структура классного коллектива
§ Актив класса.
§ Поручения учащихся класса.
§ Микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел).
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Перечень базовых УМК | Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
Перечень дополнительных учебных пособий | |||
Перечень дидактических материалов |
ЗАДАНИЕ 3. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(опираясь на следующие ориентиры, напишите рецензию на используемый УМК)
· Название учебника
· Авторы
· Адресность
· Компоненты УМК и их назначение
· Реализуемые принципы и концептуальные положения
· Структура учебника
· Структура урока
· Система заданий
· Контроль и оценивание
· Положительные стороны УМК
· Отрицательные стороны УМК
· Рекомендации по использованию
Рецензия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НА НЕДЕЛЮ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ | СОДЕРЖАНИЕ | АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ* |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ | ||
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ | ||
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКАЯ |
ЗАДАНИЕ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема/ ситуации учебного общения | Материал для формирования языковой компетенции | Материал для формирования речевой компетенции | Материал для формирования социокультурной компетенции | |||
в чтении и аудировании | в письме | в говорении | ||||
Материалы учебника (номера упражнений) | ||||||
Дополни-тельные материалы |
ЗАДАНИЕ 6. СТЕНОГРАММЫ ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ И ИХ АНАЛИЗ
Дата урока:
Класс:
ФИО учителя:
Тема урока:
УМК:
Действия учителя (речевые/неречевые) | Действия учащихся (речевые/неречевые) | Комментарии |
Дата урока:
Класс:
ФИО учителя:
Тема урока:
УМК:
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 1
1. Подготовленность учителя (студента-практиканта) по теме урока и готовность к его проведению:
· осознанность целей, реализуемых в ходе урока;
· продуманность системы знаний по теме урока в контексте учебной программы;
· четкость определения системы знаний, умений и навыков и динамики ее формирования на уроке;
· осведомленность учителя об уровне обученности детей и возможностях усвоения предъявляемых знаний;
· качество поурочного планирования;
· состояние учебно-материальной базы, ее соответствие нормативам.
2 Анализ задач урока (коммуникативных, образовательных, воспитательных, развивающих):
· правильность и обоснованность задач урока с учетом программных требований, необходимого уровня компетенций учащихся, учебного материала, места урока в системе уроков по данной теме;
· формы и методы предъявления задач урока, раскрытие их учащимся;
· степень достижения поставленных задач.
3. Анализ структуры и организации урока:
· соответствие структуры задачам и типу урока;
· логическая последовательность распределения времени по этапам;
· рациональность выбора форм обучения;
· рациональная организация труда преподавателя и учащихся;
· организация начала и конца урока, оптимальный темп ведения урока;
· наличие плана урока, степень его выполнения.
4. Анализ содержания урока:
· соответствие содержания урока требованиям программы, реальным учебным возможностям класса;
· логичность, доступность изложения материала,
· связь содержания урока с жизнью, его личностна ориентация.
5. Анализ методики проведения урока:
· правильность отбора методов и средств обучения с учетом задач и содержания урока;
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· организация самостоятельной работы учащихся,
· развитие умений и навыков (компетенций);
· нацеленность урока на конечный результат.
6. Анализ домашнего задания:
· методы и приемы проверки домашнего задания;
· мотивировка домашнего задания;
· связь домашнего задания с последующим уроком.
7. Анализ деятельности учащихся на уроке:
· владение способами учебной деятельности, умение систематизировать знания, высказывать суждения, делать умозаключения;
· внимание, активность, работоспособность класса на разных этапах урока;
· качество знании, умений и навыков в различных ситуациях.
8. Стиль работы учителя:
· умение устанавливать, поддерживать и коммуникативно оправданно совершать контакты (периоды общения) с классом,
· умение осуществлять деловые и личные отношения с учащимися класса,
· владение техникой педагогического воздействия;
· поведение преподавателя на уроке (требовательность, находчивость, педагогический такт, умение быстро перестраиваться);
· речь учителя (темп, дикция, образность, точность терминов);
· внешний вид преподавателя.
9. Выводы и предложения;
· оценка самоанализа урока, общая оценка степени достижения поставленных задач;
· аргументированная характеристика достоинств урока;
· недостатки урока, диагностика причин недостатков;
· конкретные предложения по устранению недостатков, рекомендации.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 2
Содержание анализа | Комментарий |
1. Целенаправленность и результативность урока В каждый момент урока наблюдателю понятно или не понятно, • зачем учитель делает то, что он делает, и чему учатся школьники: • какие виды РД развиваются, • какие языковые средства с этой целью предъявляются и активизируются, • в каком отношении расширяется страноведческий кругозор и развивается межкультурная компетенция. | |
2. Содержательность урока • Тема, тексты, ситуации и задания интересны учащимся, соответствуют их возрастным и личностным особенностям. • Темы, тексты, ситуации и задания имеют практическую (коммуникативную), страноведческую, образовательную, воспитательную, развивающую ценность | |
3. Технология обучения Соблюдаются фазы работы над материалом, например; 3.1 При работе с диалогом-образцом: • мотивация, •глобальное/селективное понимание на слух, • снятие языковых трудностей, • чтение по образцу, • работа над фонетикой, • чтение в парах, • репродукция по убывающим опорам, • трансфер и/или творческая переработка. 3.2 При работе с текстом: на предтекстовом этапе • мотивация, •содержательная и языковая подготовка к чтению/аудированию (построение гипотез., активизация фоновых знаний, снятие языковых трудностей и пр.), на «текстовом» этапе - • выбор стратегий чтения/аудирования, адекватных данному типу текста, на послетекстовом этапе • творческая переработка текста, • обмен мнениями, лингвистический комментарий. 3.3 При работе с языковыми средствами: • мотивация, • мультисенсорное предъявление в ситуативном контексте, семантизация, • осознание, • (интерактивная) тренировка в коммуникативных заданиях с убывающими опорами, • включение нового материала в более широкий контекст. 3.4 Использование современных нетрадиционных, технологий обучения и средств контроля и оценки: • проектная методика, • метод портфолио, • развивающее образование, •информационные и коммуникационные технологии, стандартизированные тесты. Учитель • владеет разнообразными приемами семантизации, • умеет кратко и понятно формулировать задания, •умеет организовать самостоятельную, в том числе поисковую работу учащихся, • дает краткие и понятные пояснения, • осмысленно использует учебные средства (учебно-методический комплект, магнитофон, видео, доску, презентационный стенд или проектор, рабочие листы, карточки, картинки, игрушки, мяч), • владеет психологически щадящими приемами исправления ошибок. | |
4. Речевое поведение учителя Учитель • хорошо владеет иностранным языком и ведет урок на иностранном языке, • говорит на уроке меньше, чем ученики, • содержательно реагирует на высказывания учеников, • не повторяет реплики учащихся, • реплики учителя по ходу урока психологически поддерживают усилия учеников и стимулируют их активность, • учитель не делает замечаний, унижающих достоинство учеников. | |
5. Неречевое поведение учителя • Учитель доброжелателен и терпелив. • Учителю интересны его ученики. • Учитель гибко реагирует на ход урока и способен к импровизации. Голос, мимика, жестика, позы, движение учителя по классу целесообразны. Перед посещением каждого конкретного урока полезно определить, что именно вы хотите затем обсудить подробно. Вы можете также распределить отдельные аспекты наблюдения между собой. |
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА №3
(объект анализа: формы управления учебной деятельностью)
Дата урока: Класс: УМК: Тема урока: ФИО учителя: | ||
Формы управления | Действия/речь учителя | Неиспользованные/ упущенные возможности |
1. Речевые установки, их направленность на: а) вид речевой деятельности; б) групповую работу; в) индивидуальную работу; г) фронтальную работу. 2. Управление временем и темпом выполнения задания. 3. Организация технологий выполнения задания: а) предоставление опор; б) предоставление дополнительных средств обучения; в) предоставление четких инструкций; г) организация форм взаимодействия учеников и т. д. 3 Организация технологий выполнения задания: а) предоставление опор; б) предоставление дополнительных средств обучения; в) предоставление четких инструкций; г) организация форм взаимодействия учеников и т, д. 4. Мониторинг учебной деятельности: • получение и использование обратной связи; • контроль и оценивание; • поощрение; • иные способы управления деятельностью учащихся. 5. Использование визуальных и технических средств. 6. Организация рабочих мест учащихся. 7. Поддержание дисциплины на уроке (способы, приемы). 8. Работа с доской |
Выводы по просмотренному уроку…………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА №4
(Объект анализа: формы взаимодействия учителя и учащихся)
Дата урока: Класс: УМК: Тема урока: ФИО учителя:: | |||
Приёмы, задания. | Формы взаимодействия учителя с учащимися | Формы взаимодействия учащихся с учителем | Формы взаимодействия учащихся между собой |
Вопросы: а) уточнения; б) переспросы; в) другие. | |||
Проектные формы работы | |||
коллективные формы работы | |||
Использование юмора на уроке | |||
Невербальные формы общения | |||
Язык общения | |||
Провоцирование различных эмоций на уроке |
Выводы по просмотренному уроку___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА №5
(Объект анализа: используемые материалы )
Дата: Класс: УМК: Тема: ФИО учителя | |
Какие материалы используются | |
С какой целью? | |
Адекватность уровню обученности учащихся? | |
Аутентичность материалов? | |
Занимательность? | |
Эффективность |
Выводы по просмотренному уроку:……………………………………..
……………………………………………………………………………….
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 6
(Объект анализа: обратная связь между учителем и учащимися (поощрения, порицания)
Дата: Класс: УМК: Тема: ФИО учителя | ||||
Действия учителя (вербальные, невербальные) | Направленность действий учителя: а) конкретным ученикам; б) всему классу; в) группе учащихся | Неиспользованные возможности: а) игнорирование учащихся; б) чрезмерная похвала/порицание отдельного учащегося; в) однообразие форм похвалы/порицания; г) узость объектов выбора для похвалы/порицания. | ||
1. Похвала за: а) удачную/смелую попытку; б) достижения (прогресс); в) правильный ответ; г) оригинальную идею; д) внимательность; е) воображение; ж) вежливое обращение и т. д. | ||||
2. Порицание за: а) невыполнение домашнего задания; б) неготовность рабочего места к уроку; в) неправильный ответ; г) невнимательность; д) плохую дисциплину; е) отсутствие инициативы и т. д. | ||||
Во время урока обратите внимание на характер устанавливаемой обратной связи между учителем и учениками.
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 7
(Объект анализа: язык учителя.)
Дата: Класс: УМК: Тема: ФИО учителя | |
Степень естественности/неестественности | |
Соответствие нормам языка | |
Процентное соотношение речи учителя и ученика | |
Процентное соотношение используемого на уроке родного и иностранного | |
Лаконичность/многословие речевых установок, степень их конкретности | |
Соответствие возрасту к речевым особенностям |
Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 8
(Объект анализа: Объяснение нового материала)
Характер нового материала | Выбор метода предъявления (индуктивный, дедуктивный) | Типы упражнений (формулировка заданий) | Результат (высокий, средний) средний, низкий | Комментарии |
Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА № 9.
(Объект анализа: контроль и оценивание на уроке)
Объекты контроля: виды речевой деятельности, аспекты языка, содержание учебного материала. | Формы контроля: устный и письменный | Типы контрольных заданий | Контроль без видимого контроля | Образовательная и воспитательная ценность контрольных заданий. | |||||
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 7. ЭССЕ «МОЯ ПЕРВАЯ ГРУППА»
Используйте таблицу критериев языкового портфеля в качестве опоры, а также следующие ориентиры, напишите сочинение «Моя первая группа»:
· Что Вы узнали о мотивации учащихся к изучению ИЯ?
· Что Вы узнали о способностях Ваших учащихся к изучению ИЯ? Какие трудности они испытывают? Что им удается лучше (языковые компетенции, речевые и т.д)?.
· Каков опыт изучения и использования ИЯ у Ваших уч-ся?
· Пришлось ли Вам адаптировать свой язык во время первого занятия, как?
· Какие задания имели особый успех/неуспех у Ваших учеников ?
· Были ли неожиданные ситуации на уроке, как Вы с ними справились?
· Какие эмоции вызвала у Вас группа после первого урока?
· На что предполагаете обратить особое внимание в последующей работе с группой?
Таблица критериев обученности учащихся (на основе материалов Европейского языкового портфеля. Страсбург, февраль 1997, и материалов ‘Modern Languages In My Life Self-Educational Kit’. – М.:Еврошкола, 2001.)
Критерии обученности учащихся | ПОНИМАНИЕ СООБЩЕНИЙ | |
Устных | Письменных | |
A1. BREAK-THROUGH | Может узнавать знакомые слова и самые простые фразы, касающиеся его, его семьи, а также ближайшего конкретного окружения, когда люди говорят медленно и отчетливо. | Учащийся может понимать знакомые имена, слова и очень простые предложения, например, на объявлениях, плакатах и в каталогах. |
A2. WAYSTAGE | Учащийся может понимать фразы и наиболее часто встречающиеся слова из области непосредственного личного окружения (например, очень простые основные сведения о своей семье, магазине, местности, работе). Учащийся может понять основной смысл в коротком ясном простом сообщении и объявлении. | Учащийся может читать очень короткие простые тексты. Учащийся может найти конкретную предсказуемую информацию в простых ежедневных материалах, таких, как реклама, проспекты, меню, расписания. Учащийся может понять короткие простые личные послания. |
B1. THRESHOLD | Учащийся может понять основной смысл ясной и стандартной речи на знакомые темы, с которыми он обычно сталкивается на работе, вовремя отдыха и т.д. Учащийся может понять основной смысл многих радио- и телевизионных программ по текущим событиям или темам, представляющим для него личный или профессиональный интерес, когда говорят медленно и отчетливо. | Учащийся понимает тексты, состоящие в основном из наиболее употребительной лексики или тематически связанные с его работой. Учащийся понимает частные письма с описаниями событий, чувств, желаний. |
B2. VANTAGE | Учащийся может понять длинную речь или лекцию и следить даже за сложной линией спора, если тема ему в достаточной степени знакома. Может понять большинство телевизионных новостей, программ о текущих событиях. Может понять большинство фильмов на стандартном диалекте. | Учащийся может читать статьи и репортажи по современным проблемам, в которых автор занимает определенную позицию и имеет определенную точку зрения. Может понять современную литературную прозу. |
C1. MASTERY | Учащийся понимает пространные сообщения, даже если они нечетко структурированы, а связи не эксплицированы. Без особых трудностей понимает телевизионные программы и фильмы. | Учащийся может понимать длинные и сложные фактуальные и художественные тексты, улавливая при этом различия в стилях. Может понимать статьи на узкоспециальные темы также длинные технические инструкции, даже если они не относятся к его области. |
УСТНАЯ РЕЧЬ | ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ | ||
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ | МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ | ||
А.1 | Учащийся может вести несложную беседу, если его собеседник будет перефразировать или говорить в более медленном темпе отдельные высказывания и помогать ему в выражении собственных мыслей. Учащийся может задавать/отвечать на вопросы, связанные со знакомыми темами. | Учащийся может использовать ряд простых фраз и предложений для описания места, где он живет, людей, которых он знает. | Учащийся может писать короткие простые открытки, например, посылая поздравление с праздником. Учащийся может заполнить формуляр, где требуются личные сведения, например, написать имя, национальность, адрес на регистрационной карточке в гостинице. |
А.2 | Учащийся может общаться в несложных обыденных ситуациях, требующих прямого обмена информацией на известные темы. Может обменяться несколькими репликами в коротком разговоре, хотя обычно не достаточно хорошо понимает собеседника, чтобы самому поддержать беседу. | Учащийся может использовать ряд фраз и предложений для того, чтобы в простых слонах описать семью, других людей, условия проживания, рассказать о своей учебе и о своей текущей работе. | Учащийся может писать короткие и простые записки и послания в области непосредственных потребностей. Учащийся может написать очень простое личное письмо, например, кого-нибудь за что-нибудь поблагодарить. |
В.1 | Умеет общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время поездки по стране изучаемого языка. Может вступать в короткий разговор на знакомые, бытовые или интересующие его темы (например, семья, хобби, работа, текущие события). | Учащийся может соединять фразы простым способом для описания того, что с ним произошло, события, его мечты и желания. Учащийся может кратко объяснить и обосновать свое мнение и планы. Может пересказать рассказ или передать содержание книги или фильма и оценить их. | Учащийся может написать простой связанный текст по темам, которые ему знакомы или представляют личный интерес. Учащийся может написать личное письмо с описанием событий из его жизни и впечатления. |
.В2 | Учащийся говорит достаточно быстро и спонтанно, чтобы полноценно общаться с носителями языка. Может принять активное участие в дискуссии на известные темы, объясняя и отстаивая свое мнение. | Учащийся может представить четкое детальное описание большого ряда предметов, относящихся к области его интересов. Может объяснить свою точку зрения по вопросу, представив достоинства и недостатки различных позиций. | Учащийся может написать четкий подробный текст по большому кругу предметов, относящихся к области его интересов. Может написать сочинение или доклад, передавая информацию или объясняя что-либо, приводя доводы в поддержку и против какой-то точки зрения. Может написать письма, подчеркнув личное значение событий. |
С1 | Учащийся может бегло объясняться без всякой подготовки, при этом очень долго выбирая выражения. Может гибко и эффективно использовать язык для общения и в профессиональных целях. Учащийся может четко сформулировать мысли или выразить точку зрения, умело помогая другим участникам беседы. | Учащийся может представить четкое детальное описание сложных предметов, используя подтемы, развивая определенные моменты и делая соответствующие ВЫВОДЫ. | Учащийся может написать четкий, хорошо организованный текст с пространным изложением своего мнения. Может подробно объяснить сложные вопросы в форме эссе, доклада, письма, выделяя важнейшие идеи. Может составлять различные тексты с расчетом на определенного читателя. |
С.2 | Учащийся может принимать участие в любой дискуссии, не испытывая при этом каких-либо трудностей, хорошо владея разговорной лексикой. Может бегло выразить свою мысль, точно передавая при этом тончайшие оттенки значения. Даже если у него возникают проблемы, он может изменить структуру выступления и обойти неудачный момент так гладко, что другие могут этого даже не заметить. | Учащийся может представить четкое, гладко составленное описание или довод стилем, соответствующим контексту, с удобной логической структурой, которая поможет слушателю отметить и запомнить важные моменты. | Учащийся может написать четкий, стройный текст выдержанный в нужном стиле. Умеет писать сложные по форме письма, доклады, эссе, эффективно располагая материалом , чтобы писатель быстрее заметил и запомнил основные моменты. Может писать рефераты, обзоры технических и художественных книг. |
ЗАДАНИЕ 8. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата урока:
Класс:
Тема урока:
Время:
Результаты урока:
Задачи урока:
Личные цели:
Прогнозируемые трудности:
Возможные решения:
Дидактические материалы:
Время | Этап | Задачи этапа | Деятельность | Результат деятельности | Формы взаимодействия |
Рефлексия после урока
Решение задач урока | Да | Нет | Комментарии |
Эффективность использования времени на уроке | Да | Нет | Комментарии |
Целесообразность использования дидактических средств и оборудования | Да | Нет | Комментарии |
Задачи для саморазвития |
ЗАДАНИЕ 9. САМОАНАЛИЗ УРОКА