Ii. работа психолога с родителями
Задачи
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.
Виды деятельности
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
2. Информирование и просвещение родителей.
3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности | Вид деятельности психолога | Основные следствия проведения данных мероприятий |
По запросу или на основе результатов проведенной диагностики Консультации в процессе проведения коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком | Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей | Подготовка рекомендаций для родителей Организация сотрудничества педагогов-предметников и родителей ребенка Разработка совместно с родителями программы помощи ребенку Диспетчерская работа |
По итогам плановой диагностики Плановые встречи с родителями (родительские собрания, просветительские семинары) Запрос классного руководителя, администрации, самих родителей | Информирование и просвещение родителей | Подготовка рекомендаций для родителей; По необходимости — организация индивидуальных консультаций для родителей |
Плановая ситуация или запрос классного руководителя | Совместная развивающая работа с детским коллективом | Обсуждение результатов работы на родительских собраниях |
III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ
Задачи (в отношении педагогов-предметников):
1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся.
2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
Задачи(в отношении классных руководителей):
1. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
Задачи(в отношении других специалистов школы):
1. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
Виды деятельности
1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
2. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
3. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом.
4. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
Сотрудничество с педагогами-предметниками:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности | Вид деятельности психолога | Основные следствия проведения данных мероприятий |
Итоги различных видов психологической работы с детьми (диагностика, коррекционно-развивающая и консультативная работа) Решение психолого-педагогического консилиума Запрос педагога | Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием школьников | Создание и реализация педагогом и психологом совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Индивидуальная психологическая работа с самим педагогом |
Итоги психологической диагностики Запрос педагога, администрации, классного руководителя | Проведение психолого- педагогических консилиумов | Разработка и реализация программы совместных действий, направленных на решение поставленных на консилиуме задач Мониторинг результатов реализации программы Повторная встреча (по необходимости) |
Сотрудничество с классными руководителями:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности | Вид деятельности психолога | Основные следствия проведения данных мероприятий |
Решение консилиума или мини-педсовета Инициатива классного руководителя или психолога основывающаяся на результатах наблюдений за классом или отдельными учащимися Совместный план деятельности, составленный на основе мониторинга предыдущего этапа работы с классом или отдельными учащимися | Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом | Мониторинг результатов работы Информирование родителей Консультирование педагогов-предметников и администрации |
Запрос классного руководителя | Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями | Обсуждение итогов, отслеживание результатов проведенной работы Подготовка методических материалов |
Сотрудничество с другими специалистами:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности | Вид деятельности психолога | Основные следствия проведения данных мероприятий |
Плановые ситуации Результаты диагностики Запрос одного из специалистов Решение психолого-педагогического консилиума | Совместное планирование работы с отдельными детьми, реализация общих коррекционно-развивающих программ | Выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям Проведение совместных мониторингов эффективности реализации программ |
IV. РАБОТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ
Задачи
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития.
2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
Виды деятельности
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога.
2. Информирование администрации по психологическим вопросам.
3. Совместное планирование.
V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ
Задачи
1. Повышение эффективности деятельности службы.
2. Повышение квалификации сотрудников службы.
3. Создание научно-методических продуктов деятельности службы.
Виды деятельности
1. Разработка нового и адаптация существующего методического инструментария деятельности психолога.
2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников службы.
Необходимая управленческая поддержка
деятельности психолога в рамках данной модели
1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (психолога).
2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психологов (организация и поддержка управленческими решениями работы психологических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.).
3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями.
4. Урегулирование вопросов, связанных со сверхурочной работой (в выходные дни, на выезде и т.д.).
5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми.
6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы.
7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.).
8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.
Требования к методическому обеспечению
деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований уровня психического развития, диагностики возрастных особенностей учащихся на всех этапах обучения, изучения социально-психологических особенностей детских коллективов, уровня психологической адаптации школьников 1, 5 и 10-х классов.
2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности.
3. Обеспечение методическими материалами для организации профориентационной работы в старшей школе.
4. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям всех школьных возрастов.
5. Обеспечение обучающими психологическими программами для ведения развивающей работы с детьми разных возрастов.
6. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами.
7. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
8. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и психологов школы (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.)
Требования к уровню квалификации психолога
в рамках данной модели
1. Навыки проведения индивидуальной и групповой психологической диагностики, анализа и представления данных.
2. Навыки работы с детским коллективом.
3. Навыки психологического консультирования детей и взрослых.
4. Навыки проектирования совместной деятельности, направленной на решение психологических проблем ребенка.
5. Знание основ педагогики, умения и навыки преподавания.
6. Навыки работы с аудиторией.
7. Наличие представлений о деятельности смежных специалистов (логопедов, психиатров, наркологов и др.).
8. Умение работать со справочной литературой.
9. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми.
10. Знание основ семейного консультирования.
СХЕМА 1
Отслеживание психического развития конкретных детей
и социально-психологического развития ученических коллективов
СХЕМА 2
Организация и проведение развивающей работы
в ученическом коллективе
СХЕМА 3
Организация и проведение развивающей работы
с отдельными детьми
СХЕМА 4
Система курирующей работы психолога
на примере конкретного класса
Функциональные обязанности и направления деятельности
различных специалистов школы, возникающие при реализации
данной модели психологической работы
Новые функциональные обязанности и
направления работы специалистов школы
в рамках модели психологической работы «Куратор»
Классный руководитель | Администрация | Социальный педагог | Педагог-предметник |
1. Совместное с психологом планирование различных программ и отдельных мероприятий в работе с классом, отдельными детьми и родителями | 1. Организация условий для работы психолога с детьми, родителями и педагогами | 1. Совместное с психологом планирование различных программ и отдельных мероприятий в работе с детьми и их семьями | 1. Формулирование запросов к психологу на консультацию, совместное проектирование работы, работу с отдельными детьми |
2. Совместная с психологом разработка и реализация развивающих и просветительских программ работы с детьми и родителями | 2. Участие в планировании основных психологических программ и мероприятий | 2. Организация взаимодействия психолога с семьей по запросу одной из сторон | 2. Участие в разработке и реализации совместных психолого-педагогических программ работы с отдельными детьми и классными коллективами |
3. Организация условий (время, помещение, организация встречи) для проведения психологом работы с детьми и родителями | 3. Согласование и утверждение программ работы психолога с детьми, педагогами и родителями | 3. Участие в проведении мониторингов эффективности психологической работы | 3. Участие в мониторингах эффективности психологических программ |
4. Участие в мониторингах реализуемых на классе и с отдельными детьми психологических программ | 4.Контроль за применением психологических рекомендаций другими специалистами школы, за деятельностью самого психолога | 4. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации | 4. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей |
5. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации | 5. Организация взаимодействия различных специалистов школы в решении психологических проблем и задач развития отдельных детей и ученических коллективов | 5. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей и их семей | 5. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации |
6. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей. Формулирование запроса психологу на работу с психологическими проблемами детей и их родителями | с | 6. Сопровождение семьи в процессе работы с другими специалистами | с |