Упражнения при смешении низкочастотных букв и букв по акустико-артикуляционным свойствам
При смешении низкочастотных букв важна практика. Самое первое, с чего нужно начать работу по усвоению низкочастотных букв, — это формирование их звукового образа. Поэтому используйте все упражнения, которые предложены ниже.
При отработке определенной буквы читайте слова, ребенок должен за вами повторить те слова, которые начинаются на отрабатываемую букву.
После того, как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет букву, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например:
ю — ла | х — леб |
ю — бка | х — руст |
Ю — ля | х — одитъ |
Ю — рий | х — итрость |
Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть буквы ц или ч, но читайте слова с пропуском буквы, а на ее месте можно стукнуть карандашом по столу. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например, мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник, мелъни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник.
Пишите «волшебные» диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она — озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова цыпленок, цыган, акация, мыльница, чаща, и в пятницу получила отличную оценку.
Скороговорки и забавные выражения для проговаривания «непослушных» звуков и формирования кинестетического анализа
Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Речка течет, печка печет, молчун молчит, ворчун ворчит, читатель читает, мечтатель мечтает, чайка кричит, овчарка рычит.
В речке плещутся щучата, это щучкины ребята
На тапках — заплатки.
Вредная ведьма варит варево.
Что шеф скажет о наших шалостях?
Швейцарский сыр.
Рукава великану великоваты.
Попугая не пугают,
Попугая не купают,
Попугая покупают!
У Потапа — потоп: протек потолок!
Гуляли по дороге гепарды и бульдоги.
По дороге бродил добрый бодрый крокодил.
В термометре — ртуть.
Охотнику неохота идти на охоту.
Грузный грузин грузит грузди.
В зоопарке обезьяны, дикобразы и фазаны.
Ковальо играет в полуфинале (автор — Ярослав Гром).
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, в большей части придуманных нами и частично позаимствованных из книги И.Г. Сухина:
У Танечки — угощение для Анечки.
У сыночка Санечки — маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Отважный Миша бежит от мыши.
Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши (Автор — Мичурин Валера).
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Наша Даша лучше вашей.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.
У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку.
У Влада— брат, Влад брату рад.
У Никиты — моток ниток.
У Матвея— билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.
У Егора в огороде — репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере.
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне.
Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино.
У фонтана — Ваня в кафтане.
Боря любит Любу, а Люба любит Борю.
У Тани — тайна, это Танина тайна.
Лора работала лаборанткой в лаборатории.
У Игната — ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал.
Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия.
Люсины бусы.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лиля лепили из пластилина.
Следует оговорить, что дети с вышеуказанными проявлениями изначально нуждаются в помощи логопеда и нейропсихолога для развития несформированных функций не только в речевой сфере. Упражнения, предлагаемые нами, рассчитаны на детей старшего и среднего возраста и предназначены либо в помощь занимающемуся с ребенком специалисту, либо для исправления остаточных явлений.
ЗАПОМИНАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Прежде всего следует сказать, что запоминание словарных слов — это работа и ребенка, и взрослого.
Итак, продолжаем учиться вместе!
Самое главное, что нужно помнить, — это первое правило педагогики и всех методик: системность и еще раз системность. В применении к словарным словам нужно знать алгоритм запоминания независимо от того, какое слово — легкое или трудное, короткое или длинное независимо от того, какого возраста и роста ваше чадо, этот алгоритм действует всегда!