Управление межличностными и групповыми конфликтами.

1. Во всех ситуациях такого рода можно отметить два взаимосвязанных аспекта. Первый - содержательнаясторона конфликта, т. е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногла­сия.

Второй же - это психологическаясторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на дру­га.

Специфика межличностного конфликта вявном выделении психологической стороны в отношениях между людьми, наполняющими его специфическими субъектно значимыми, зачастую иррациональными, компонентами

Конфликт может начаться в связи каким-то одним конкретным поводом, но затем постепенно разрастаться и захватить самые различные стороны отноше­ний между людьми. При этом в межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную.

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных: про­тиворечивые личностные тенденции внутри самого человека ведут к столкно­вениям с другими людьми.

Наряду с этим межличностные конфликты включены в столкновения и другого уровня - межгрупповые, межинституциональные и другие групповые кон­фликты.

С другой стороны, межличностные конфликты могут разрастаться и затраги­вать других людей. К участникам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сторонники. А когда конфликт разгорается вокруг вопроса, решение которого как-то сказывается на посторонних лицах или целых организациях, то они тоже начинают принимать в нем участие. В результате конфликт, начав­шись как межличностный, становится групповым.

Указанные типы конфликтов: внутриличностные (ВЛК), межличностные (МЛК) и межгрупповые (МГК) - вытекают друг из друга, обуславливают друг друга и образуют некую кольцевую структуру

2.Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, поведения, позиций и психологических особенностей его участ­ников, так и всесторонняя характеристика самой ситуации взаимодействия: ее контекст, обстоятельства взаимодействия, окружение и т. д.

Увидеть непосредственные причины и источники межличностных конфлик­тов можно, обратившись к базовым потребностям человека: потребности в пище, сексе, привязанности, безопасности, са­моуважении, признании, принадлежности, справедливости, доброте, познании, эстетических переживаниях и др.

Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми. В этом случае человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категорично­сти или превосходства над собой, что и приводит к межличностным столкнове­ниям.

Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты.

Ресурсныеконфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т. д.).

Ценностныеконфликты разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений.

Большую роль в межличностных конфликтах играет иррациональная мотивация,которая особенно усиливается в условиях современного кризисного раз­вития общества.

Конкретные причины межличностных конфликтов чрезвычайно разнообраз­ны. Причины конфликтов можно клас­сифицировать по различным основаниям.

Так, по мнению Н. В. Гришиной, причины конфликтов могут быть сведены к трем группам:

- со­держание взаимодействия (совместной деятельности);

- особенности межличностных отношений;

- личностные особенности участни­ков.

При других основаниях классификации источников конфликтов выделяют ценности взаимодействия, интересы участников, средства реализации целей, потенциал участников, правила взаимодействия и управления.

Представляется целесообразной классификация, выделяющая следующие группы основных причин конфликтов:

- ограниченность ресурсов (качественная и количественная сторона);

- различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы);

- различия в целях;

- различия в представлениях и ценностях;

- различия в манере поведения и жизненном опыте;

- неудовлетворительные коммуникации;

- личностные особенности участников столкновений.

Данная классификация хороша тем, что позволяет понять источники конфликтов и ту сферу, где они существуют.

На практике при анализе конфликтов весьма полезным оказывается подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов: информационные, поведенческие, отношений, установочные, ценностные и структурные.

Информационные факторысвязаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:

• неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;

• слухи, невольная дезинформация;

• преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;

• ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;

• нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;

• интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизитель­но», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т. п.;

• посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п.

Поведенческие факторы -неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факто­рами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:

• стремление к превосходству;

• проявление агрессивности;

• проявление эгоизма.

В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:

• угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);

• подрывает нашу самооценку;

• не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;

• постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, сму­щение;

• ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.

Факторы отношений -неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сло­жившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон пред­ложений относительно его дальнейшего развития.

Важнейшими факторами отношений являются:

• вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;

• важность отношений для каждой из сторон;

• совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профес­сиональных целей и личного общения;

• различия в образовательном уровне, классовые различия;

• история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;

• ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отно­шения сторон.

Установочные факторы -это те установки, предвосхищения и готовность к восприятию оппонента с заданными представлениями.

В психологии различают понятие социальная установка или аттитюд,кото­рые имеют собственные закономерности возникновения и развития. Социаль­ная установка (аттитюд)как предрасположенность субъекта к определенно­му социальному поведению, заранее готовый способ реагирования, касается всех сторон психического: от восприятия и оценки до организации поведения и действий определенным образом, включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые основы для реагирования.

Социальная установка обычно пред­ставляется как структура, состоящая из 3-х компонентов:

1) когнитивный - обеспечивает познание на основе стереотипа - устойчивой когнитивной струк­туры (шаблона);

2) аффективный - позволяет производить эмоциональную оценку, формировать широкий диапазон отношения от симпатии до антипатии и безразличия к значимым (не значимым) для нас другим людям, и явлениям;

3) поведенческий - готовность к определенному (одобряемому) поведению и дей­ствию.

Функции социальной установки:

1) адаптивная - позволяет приспосаб­ливаться к требованиям среды;

2) когнитивная - легкость распознания на осно­ве устойчивых когнитивных структур (стереотипов, шаблонов);

3) оценочно-экспрессивная - выражение отношения к значимым событиям и явлениям;

4) защитная - защита от переживаний относительно людей и событий, к которым мы имеем негативное отношение.

Установки формируют стереотипное представление, которое может не соответствовать конкретному случаю взаимоотношений и приводить к конфликтам.

Ценностные факторы.К ним относятся принципы, которые провозгла­шаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; прин­ципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.

Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:

• личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);

• групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;

• способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, орга­низациям и профессиям;

• религиозные, культурные, региональные и политические ценности;

• традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: пред­ставления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и ме­тоды оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старо­го, к «статус-кво».

Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания которые трудно или да­же невозможно изменить.

Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т. п.

Любой межличностный конфликт развертывается на фоне структурных факторов, которые являются внешними по отношению к нему, но существенно влияют на его ход.

В качестве подобных факторов выступают:

• власть, система управления;

• различные социальные нормы;

• право собственности;

• религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы.

• географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.

Отнесение конкретных конфликтов к тому или иному типу позволяет принимать первичные меры к их устранению. Так, например, в случае возникновения конфликтов на основе нехватки информации достаточно обеспечить ее поступление, и напряженность в отношениях может быть уменьшена и, возможно, удастся избежать столкновения.

В реальной жизни, как правило, «чистые» конфликты, обусловленные только одной группой причинных факторов, встречаются крайне редко.

3.Для практической работы с конфликтами целесообразно не только выделять причины, но и классифицировать конфликты по различным основаниям.

Это возможно сделать, например:

- по сферам существования;

- по эффекту и функциональным последствиям;

- по критерию реальности истинности-ложности.

По сферам существования конфликты делятся на: деловые; в сфере профессиональной деятельности; семейные; имущественные; бытовые и др.

Для предприятий и организаций типич­ны следующие конфликты:

• между менеджерским персоналом и подчиненными (вертикальные) по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей;

• между сотрудниками (горизонтальные) в связи с принятием новых членов, распределением задач, распределением премий т. д.

• между управленцами при определении целей, способов и направ­лений совместной деятельности.

Это тесно связано с личностными особенно­стями, кадровыми перестановками, практикой морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды. Особую важность для понимания природы конфликта здесь имеет анализ мотивов деятельности сотрудников: что удерживает их в данной организации, удовлетворены ли они способами управ­ления, получаемыми ресурсами, своими карьерными перспективами и т. д.

По своему эффекту и функциональным последствиям конфликты бывают: конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные).

Конструктивная сторонамежличностных конфликтов может проявиться, например:

• в создании общности людей, причастных к решению проблемы;

• в расширении сферы сотрудничества на другие области;

• в том, что скорее происходит процесс самосознания, прояснения собственных интересов и интересов партнера.

Деструктивная сторонамежличностных конфликтов проявляется в:

• поляризации оценочных суждений партнеров;

• стремлении к расхождению исходных позиций;

§ стремлении принудить партнера к невыгодному для него решению;

§ обострении конфликта;

§ желании уйти от исходной проблемы;

• в болезненных формах разрешения конфликтной ситуации.

Деструктивное разрешение конфликта обычно имеет три негативных следствия:

Во-первых, чаще всего страдают обе стороны.

Во-вторых, взаимоотношения становятся в будущем напряженными, переживается чувство негодования и обиды хотя бы одной из сторон.

В-третьих, конфликт отрицательно влияет на здоровье конфликтующих.

По критерию реальности или истинности-ложности, согласно М. Дойчу, вы­деляются следующие типы конфликтов:

- «подлинный» конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно;

- «случайный» или «условный» конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами;

- «смещенный» конфликт - когда имеется в виду явный конфликт, за кото­рым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного;

- «неверно приписанный» конфликт между сторонами, ошибочно понявши­ми друг друга и неверно истолковывающими проблемы;

- «латентный» конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

- «ложный» конфликт — когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

4.Существуют следующие принципиальные возможности (стратегии) управления конфликтами данного типа:

1. Предотвращение или профилактика межличностных и групповых конфликтов.

2. Управление конфликтами и конфликтными отношениями на стадии их возникновения.

3. Использование результатов отдельных актов конфликтной борьбы, а так же результатов разрешения конфликта (как конструктивных, так и деструктив­ных).

4. Проектирование и конструирование конфликтов и их последствий.

Профилактика конфликтов основана в первую очередь на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Для реального управления конфликтом важно знать, на какой стадии находится конфликт (какова его история), а также существо проблемы, лежащей в основе конфликта.

Если конфликт регулируют сами его участники, то они, хорошо зная все связанные с ним обстоятельства, могут при желании найти способы введения его в определенные рамки.

Вместе с тем управле­нию конфликтом в этом случае препятствует целый ряд обстоятельств: повышенный эмоциональный накал, иррациональный характер моти­вации и др.

Наиболее эффективным является управление конфликтами с участием треть­ей стороны – посредника (медиатора). На основе использования медиации можно хотя бы снижать негативные последствия бурных столкновений, а во многих случаях даже использовать заложенную в них энергетику взаимодейст­вия людей в конструктивном плане.

Лю­ди же сталкиваются с конфликтами постоянно, и умение регулировать их без участия медиаторов пригодится каждому. Существуют некоторые техники, помогающие ослабить напряженность в меж­личностных отношениях.

Техника Что дает
Внимательное выслушивание, стремление уста­новить и поддерживать контакт Успокаивает, настраивает на собеседни­ка
Уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль Создает обстановку согласия
Отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности Снижает напряжение
Уменьшение социальной дистанции Подчеркивает равенство сторон
Обращение к фактам, проверка реальностью Создает уверенность в выполнимости договоренностей
Обращение за советом, обещание помощи Показывает на готовность к взаимодействию

Межличностные конфликты являются основным типом конфликтов, который следует выделять для успешного управления напряженными отношениями ме­жду людьми в процессе их социального взаимодействия.

Манипуляция— это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями в данный момент. Манипулятивное воздействие на соперника — это нечестная форма давления с целью достижения своих целей. В отличие от открытого давления манипуляция выступает в скрытой форме.

Встречаются следующие приемы манипуляции: ссылка на мнение авторитета, выдергивание отдельных фраз или пропуск слов, предложений из контекста, что меняет содержание истинного высказывания; уход от сути предмета конфликта, подмена истинных проблем; комплименты, намеки, лесть; перевод серьезной проблемы на шутки, превращение беседы в комедию; запугивание печальными последствиями и т.п.

Более сложные приемы: имитация решения проблемы, когда соперник делает вид, что он очень заинтересован в разрешении конфликта; альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет», когда соперник стремится из предмета конфликта выхолостить важные оттенки, подробности путем постановки прямолинейных вопросов и ответов на них; задаются, так называемые, сократовские вопросы, когда готовится несколько простых вопросим, на которые соперник без труда отвечает «да», а затем задают основной вопрос, на который противник, как бы по инерции, отвечает «да»; оттягивание решения проблемы с целью выигрыша времени для решения ее в свою пользу.

Система способов противодействия манипуляциям в конфликтных ситуациях.

1. Не берите на себя обязательства;

2. Если соперник имеет цель побольше получить от вас информации, то задавайте уточняющие вопросы, что именно интересует другую сторону, чтобы не раскрыть свои карты;

3. В случае возникших затруднений в процессе противоборства, созданных соперником, скажите, что существует много трудностей для решения проблемы, что открылись новые обстоятельства, которые нужно учесть;

4. Поняв, что можете стать жертвой манипуляций, скажите, что вам нужно подумать, и в выигранное время проанализируйте до слова и действия соперника, посоветуйтесь с третьей стороной - посредником.

В случае применения противником манипуляций, направленных на унижение другой стороны, предлагается использовать следующие эффективные способы противодействия:

• выразить возмущение тем, что соперник опускается до таких недостойных методов;

• относиться к сопернику скептически, не терять уверенности в своих силах;

• вежливо сказать, что соперник не совсем правильно вас по­нял;

• не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что сопер­ник формулирует проблему не совсем корректно;

• равнодушно относиться как к дружелюбию, так и к возму­щению со стороны соперника и т.п.

Манипуляция –преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию состояний и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора.

Признаками манипулирования являются следующие ситуации:

- один человек запугивает другого, стремится вызвать в нем чувство страх («Если ты это не сделаешь, то…»);

- заставляет переживать вину и раскаяние, когда тот ни в чем не виноват («Ты один во всем виноват»);

- делает так, чтобы другой чувствовал подавленность, неуверенность в себе и снижение самооценки («Я – хороший, ты – плохой»);

- навязывает чувство долга («Ты должен это сделать. Хочешь или нет, не имеет значения»).

Различают 2 вида манипуляций: гедонистическая, прагматическая.

Арсенал средств, которым пользуются манипуляторов, достаточно широк, но каждый из них использует 1 -2 приема.

Уловки манипулятора Ответная реакция
Раздражение оппонента через насмешки, обвинения. Ошибочные заявления
Использование непонятных слов, терминов. Защита, раздражение или принятие без понимания.
Перевод спора в сферу домыслов: в русло обличения «Вы так говорите, потому что…» Дискомфорт собеседника
Чтение мыслей на подозрение: «Может быть, Вы думаете, что я Вас уговариваю? Так вы ошибаетесь!» Цель – отвести подозрения. Дискомфорт собеседника
Отсылка к высшим интересам без их расшифровки: «Вы понимаете, на что покушаетесь, когда не соглашаетесь с приведенными доводами?» Дискомфорт собеседника
Откровенность заявления: «Скажу прямо…» Повышается внимание, оппонент побуждается к ответной откровенности.
Авторитетность заявления: «Я вам авторитетно заявляю»  
Мнимая невнимательность – не замечает то, что может навредить.  
Подмена истинности полезностью: «Задумайтесь, во что обойдется реализация вашей идеи» (Когда истина глубоко, а польза на поверхности)  
Полуправда - используется, если надо уйти от нежелательного поворота спора, отсутствуют достоверные аргументы, а противника надо оспорить. Смешение лжи и правды: неточная расплывчатая формулировка, искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений.  
Ложь – каждый человек правдив настолько, насколько умен.  
Принуждение к строго однозначному ответу, когда нежелателен развернутый ответ партнера. «Скажите прямо: да или нет?» Эффективно в общении со слабо образованными людьми, воспринимается со стороны партнера как проявление принципиальности.  
Многовопросье – несколько вопросов, причем разных и мало совместимых, в одном. Можно обвинить в непонимании сути проблемы, неполном ответе, введении в заблуждение, уходе от ответа.  

Согласно классификации Эверетта Шострома, существует 8 типов манипуляторов.

Диктатор– преувеличивает свою силу: доминирует, приказывает, цитирует авторитеты - т.е. делает все, чтобы управлять своими жертвами.

Разновидности диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс.

Тряпка– забывает, не слышит, пассивно молчит, преувеличивает свою чувствительность. Развивает большое мастерство в общении с диктатором.

Разновидности: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, смущающийся, Отступающий.

Калькулятор – обманывает, увиливает, лжет. Старается, с одной стороны, перехитрить, с другой, перепроверить других. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать.

Разновидности – Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

Прилипала – изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Является предметом постоянных забот. Позволяет другим делать за него работу.

Разновидности: Паразит, Нытик, вечный ребенок, Беспомощный, человек с девизом: «Ах, жизнь не удалась, и поэтому…»

Хулиган – агрессивен, жесток, недоброжелателен. Управляет с помощью угроз разного рода.

Разновидности: Оскорбитель, Гангстер, Угрожающий, Сварливая баба (пила).

Славный парень – проявляет заботливость, любовь, доброжелательность. Убивает добротой. Хуже хулигана, и тот ему проигрывает.

Разновидности: Угодливый, Человек организации, Добродетельный, Моралист.

Судья– преувеличивает свою критичность, никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает.

Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Собиратель улик, Оценщик, Позорящий, Мститель, Заставляющий признать вину.

Защитник– чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Портит других, сочувствуя сверх меры, не позволяет тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным.

Вместо того, чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других.

Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

Люди, обычно являют собой какой – то один из этих типов манипуляторов, но время от времени в них могут просыпаться и остальные.

Манипулятор безошибочно находит себе партнера, наиболее подходящего его типу. Тряпка – Диктатор.

Человек может избирать тот или иной стиль поведения как преднамеренно, так и бессознательно.

Сознательный манипулятор не всегда вреден - ведь навыки такого сотрудника можно использовать в интересах компании. Но в практике чаще приходится сталкиваться с бессознательными манипуляторами. Бессознательный манипулятор даже сам себе не признается, что его привычное поведение является чем-то предосудительным или неэтичным.

Признаки манипулирования.

- дисбаланс эмоций;

- странность эмоций по отношению к ситуации;

-повторяемость эмоций при взаимодействии с одним и тем же человеком - неосознаваемое отражение манипуляции;

- сила эмоциональной реакции на незначимую ситуацию.

Чтобы защититься от манипулятора, необходимо укрепить свою жизненную позицию и освоить некоторые техники общения.

1.Жизненная позиция должна быть активной и содержать не только стремление помогать людям, но и стремление осуществлять собственные желания, добиваться своих целей, стремиться к реализации своих интересов. Для укрепления уверенности в себе следует помнить о своих правах.

Каждый человек имеет право:

- добиваться своих целей, не нанося при этом вреда другим людям

- ошибаться;

- менять свое мнение и свои ценности;

- говорить: «Нет!»;

-говорить: «Мне это неважно или неинтересно».

2. В общении с манипулятором желательно строить отношения «на равных», постоянно контролировать и отслеживать, чтобы это равенство не нарушалось ни в одну, ни в другую сторону.

Поэтому следует спрашивать себя: «Что я имею в результате общения с этим человеком? Я отдаю ему свое время, помогаю, забочусь о нем. А что он делает для меня? То, что он делает, приятно ли это мне?»

Общение манипулятора скрытое и замаскированное. Поэтому если другой человек открыто говорит о том, что он понимает истинные цели манипулятора, последний вынужден будет учитывать его интересы и желания или вовсе прекратит свои манипулятивные попытки.

Существуют техники общения, позволяющие вовремя остановить манипулятора или существенно снизить его активность.

Техника «3 золотые правила общения».

Прямо говорите:

- о том, что он делает;

- о том, что чувствует человек, которым манипулируют;

- о том, что реально происходит в процессе общения манипулятора и жертвы.

Техника «Испорченная пластинка» - повторение одной и той же фразы с одной и той же нейтральной интонацией:

Техника «Английский профессор» (интонация веселая):

Техника «Бесконечных уточнений» - уточняющие вопросы. Цель – выяснить, что интересует партнера, является предметом его нападок, критики.

Напор партнера в этом случае снижается, т.к. он вынужден отвечать, значит думать, а мы выигрываем время.

В диалоге с манипулятором нельзя применять встречное нападение, самооправдание.

При ссылке на мнение отсутствующих, особенно на конкретных лиц, не стоит включаться в обсуждение этой темы. Следует сразу переключиться на манипулятора: «А как Вы думаете?»

Не стоит обсуждать вопросы об источниках информации, давать лживые неискренние высказывания. Грубые ответы не дают информации о правах и обязанностях, об отношениях.

Наши рекомендации