Управление межличностными и групповыми конфликтами.
1. Во всех ситуациях такого рода можно отметить два взаимосвязанных аспекта. Первый - содержательнаясторона конфликта, т. е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия.
Второй же - это психологическаясторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.
Специфика межличностного конфликта вявном выделении психологической стороны в отношениях между людьми, наполняющими его специфическими субъектно значимыми, зачастую иррациональными, компонентами
Конфликт может начаться в связи каким-то одним конкретным поводом, но затем постепенно разрастаться и захватить самые различные стороны отношений между людьми. При этом в межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную.
Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных: противоречивые личностные тенденции внутри самого человека ведут к столкновениям с другими людьми.
Наряду с этим межличностные конфликты включены в столкновения и другого уровня - межгрупповые, межинституциональные и другие групповые конфликты.
С другой стороны, межличностные конфликты могут разрастаться и затрагивать других людей. К участникам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сторонники. А когда конфликт разгорается вокруг вопроса, решение которого как-то сказывается на посторонних лицах или целых организациях, то они тоже начинают принимать в нем участие. В результате конфликт, начавшись как межличностный, становится групповым.
Указанные типы конфликтов: внутриличностные (ВЛК), межличностные (МЛК) и межгрупповые (МГК) - вытекают друг из друга, обуславливают друг друга и образуют некую кольцевую структуру
2.Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, поведения, позиций и психологических особенностей его участников, так и всесторонняя характеристика самой ситуации взаимодействия: ее контекст, обстоятельства взаимодействия, окружение и т. д.
Увидеть непосредственные причины и источники межличностных конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека: потребности в пище, сексе, привязанности, безопасности, самоуважении, признании, принадлежности, справедливости, доброте, познании, эстетических переживаниях и др.
Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми. В этом случае человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категоричности или превосходства над собой, что и приводит к межличностным столкновениям.
Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты.
Ресурсныеконфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т. д.).
Ценностныеконфликты разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений.
Большую роль в межличностных конфликтах играет иррациональная мотивация,которая особенно усиливается в условиях современного кризисного развития общества.
Конкретные причины межличностных конфликтов чрезвычайно разнообразны. Причины конфликтов можно классифицировать по различным основаниям.
Так, по мнению Н. В. Гришиной, причины конфликтов могут быть сведены к трем группам:
- содержание взаимодействия (совместной деятельности);
- особенности межличностных отношений;
- личностные особенности участников.
При других основаниях классификации источников конфликтов выделяют ценности взаимодействия, интересы участников, средства реализации целей, потенциал участников, правила взаимодействия и управления.
Представляется целесообразной классификация, выделяющая следующие группы основных причин конфликтов:
- ограниченность ресурсов (качественная и количественная сторона);
- различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы);
- различия в целях;
- различия в представлениях и ценностях;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- неудовлетворительные коммуникации;
- личностные особенности участников столкновений.
Данная классификация хороша тем, что позволяет понять источники конфликтов и ту сферу, где они существуют.
На практике при анализе конфликтов весьма полезным оказывается подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов: информационные, поведенческие, отношений, установочные, ценностные и структурные.
Информационные факторысвязаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:
• неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;
• слухи, невольная дезинформация;
• преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
• ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
• нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;
• интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т. п.;
• посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п.
Поведенческие факторы -неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:
• стремление к превосходству;
• проявление агрессивности;
• проявление эгоизма.
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:
• угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
• подрывает нашу самооценку;
• не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
• постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
• ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.
Факторы отношений -неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.
Важнейшими факторами отношений являются:
• вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
• важность отношений для каждой из сторон;
• совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
• различия в образовательном уровне, классовые различия;
• история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
• ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
Установочные факторы -это те установки, предвосхищения и готовность к восприятию оппонента с заданными представлениями.
В психологии различают понятие социальная установка или аттитюд,которые имеют собственные закономерности возникновения и развития. Социальная установка (аттитюд)как предрасположенность субъекта к определенному социальному поведению, заранее готовый способ реагирования, касается всех сторон психического: от восприятия и оценки до организации поведения и действий определенным образом, включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые основы для реагирования.
Социальная установка обычно представляется как структура, состоящая из 3-х компонентов:
1) когнитивный - обеспечивает познание на основе стереотипа - устойчивой когнитивной структуры (шаблона);
2) аффективный - позволяет производить эмоциональную оценку, формировать широкий диапазон отношения от симпатии до антипатии и безразличия к значимым (не значимым) для нас другим людям, и явлениям;
3) поведенческий - готовность к определенному (одобряемому) поведению и действию.
Функции социальной установки:
1) адаптивная - позволяет приспосабливаться к требованиям среды;
2) когнитивная - легкость распознания на основе устойчивых когнитивных структур (стереотипов, шаблонов);
3) оценочно-экспрессивная - выражение отношения к значимым событиям и явлениям;
4) защитная - защита от переживаний относительно людей и событий, к которым мы имеем негативное отношение.
Установки формируют стереотипное представление, которое может не соответствовать конкретному случаю взаимоотношений и приводить к конфликтам.
Ценностные факторы.К ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.
Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:
• личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
• групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
• способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;
• религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
• традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к «статус-кво».
Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания которые трудно или даже невозможно изменить.
Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т. п.
Любой межличностный конфликт развертывается на фоне структурных факторов, которые являются внешними по отношению к нему, но существенно влияют на его ход.
В качестве подобных факторов выступают:
• власть, система управления;
• различные социальные нормы;
• право собственности;
• религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы.
• географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.
Отнесение конкретных конфликтов к тому или иному типу позволяет принимать первичные меры к их устранению. Так, например, в случае возникновения конфликтов на основе нехватки информации достаточно обеспечить ее поступление, и напряженность в отношениях может быть уменьшена и, возможно, удастся избежать столкновения.
В реальной жизни, как правило, «чистые» конфликты, обусловленные только одной группой причинных факторов, встречаются крайне редко.
3.Для практической работы с конфликтами целесообразно не только выделять причины, но и классифицировать конфликты по различным основаниям.
Это возможно сделать, например:
- по сферам существования;
- по эффекту и функциональным последствиям;
- по критерию реальности истинности-ложности.
По сферам существования конфликты делятся на: деловые; в сфере профессиональной деятельности; семейные; имущественные; бытовые и др.
Для предприятий и организаций типичны следующие конфликты:
• между менеджерским персоналом и подчиненными (вертикальные) по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей;
• между сотрудниками (горизонтальные) в связи с принятием новых членов, распределением задач, распределением премий т. д.
• между управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности.
Это тесно связано с личностными особенностями, кадровыми перестановками, практикой морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды. Особую важность для понимания природы конфликта здесь имеет анализ мотивов деятельности сотрудников: что удерживает их в данной организации, удовлетворены ли они способами управления, получаемыми ресурсами, своими карьерными перспективами и т. д.
По своему эффекту и функциональным последствиям конфликты бывают: конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные).
Конструктивная сторонамежличностных конфликтов может проявиться, например:
• в создании общности людей, причастных к решению проблемы;
• в расширении сферы сотрудничества на другие области;
• в том, что скорее происходит процесс самосознания, прояснения собственных интересов и интересов партнера.
Деструктивная сторонамежличностных конфликтов проявляется в:
• поляризации оценочных суждений партнеров;
• стремлении к расхождению исходных позиций;
§ стремлении принудить партнера к невыгодному для него решению;
§ обострении конфликта;
§ желании уйти от исходной проблемы;
• в болезненных формах разрешения конфликтной ситуации.
Деструктивное разрешение конфликта обычно имеет три негативных следствия:
Во-первых, чаще всего страдают обе стороны.
Во-вторых, взаимоотношения становятся в будущем напряженными, переживается чувство негодования и обиды хотя бы одной из сторон.
В-третьих, конфликт отрицательно влияет на здоровье конфликтующих.
По критерию реальности или истинности-ложности, согласно М. Дойчу, выделяются следующие типы конфликтов:
- «подлинный» конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно;
- «случайный» или «условный» конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами;
- «смещенный» конфликт - когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного;
- «неверно приписанный» конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы;
- «латентный» конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
- «ложный» конфликт — когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания.
4.Существуют следующие принципиальные возможности (стратегии) управления конфликтами данного типа:
1. Предотвращение или профилактика межличностных и групповых конфликтов.
2. Управление конфликтами и конфликтными отношениями на стадии их возникновения.
3. Использование результатов отдельных актов конфликтной борьбы, а так же результатов разрешения конфликта (как конструктивных, так и деструктивных).
4. Проектирование и конструирование конфликтов и их последствий.
Профилактика конфликтов основана в первую очередь на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Для реального управления конфликтом важно знать, на какой стадии находится конфликт (какова его история), а также существо проблемы, лежащей в основе конфликта.
Если конфликт регулируют сами его участники, то они, хорошо зная все связанные с ним обстоятельства, могут при желании найти способы введения его в определенные рамки.
Вместе с тем управлению конфликтом в этом случае препятствует целый ряд обстоятельств: повышенный эмоциональный накал, иррациональный характер мотивации и др.
Наиболее эффективным является управление конфликтами с участием третьей стороны – посредника (медиатора). На основе использования медиации можно хотя бы снижать негативные последствия бурных столкновений, а во многих случаях даже использовать заложенную в них энергетику взаимодействия людей в конструктивном плане.
Люди же сталкиваются с конфликтами постоянно, и умение регулировать их без участия медиаторов пригодится каждому. Существуют некоторые техники, помогающие ослабить напряженность в межличностных отношениях.
Техника | Что дает |
Внимательное выслушивание, стремление установить и поддерживать контакт | Успокаивает, настраивает на собеседника |
Уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль | Создает обстановку согласия |
Отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности | Снижает напряжение |
Уменьшение социальной дистанции | Подчеркивает равенство сторон |
Обращение к фактам, проверка реальностью | Создает уверенность в выполнимости договоренностей |
Обращение за советом, обещание помощи | Показывает на готовность к взаимодействию |
Межличностные конфликты являются основным типом конфликтов, который следует выделять для успешного управления напряженными отношениями между людьми в процессе их социального взаимодействия.
Манипуляция— это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями в данный момент. Манипулятивное воздействие на соперника — это нечестная форма давления с целью достижения своих целей. В отличие от открытого давления манипуляция выступает в скрытой форме.
Встречаются следующие приемы манипуляции: ссылка на мнение авторитета, выдергивание отдельных фраз или пропуск слов, предложений из контекста, что меняет содержание истинного высказывания; уход от сути предмета конфликта, подмена истинных проблем; комплименты, намеки, лесть; перевод серьезной проблемы на шутки, превращение беседы в комедию; запугивание печальными последствиями и т.п.
Более сложные приемы: имитация решения проблемы, когда соперник делает вид, что он очень заинтересован в разрешении конфликта; альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет», когда соперник стремится из предмета конфликта выхолостить важные оттенки, подробности путем постановки прямолинейных вопросов и ответов на них; задаются, так называемые, сократовские вопросы, когда готовится несколько простых вопросим, на которые соперник без труда отвечает «да», а затем задают основной вопрос, на который противник, как бы по инерции, отвечает «да»; оттягивание решения проблемы с целью выигрыша времени для решения ее в свою пользу.
Система способов противодействия манипуляциям в конфликтных ситуациях.
1. Не берите на себя обязательства;
2. Если соперник имеет цель побольше получить от вас информации, то задавайте уточняющие вопросы, что именно интересует другую сторону, чтобы не раскрыть свои карты;
3. В случае возникших затруднений в процессе противоборства, созданных соперником, скажите, что существует много трудностей для решения проблемы, что открылись новые обстоятельства, которые нужно учесть;
4. Поняв, что можете стать жертвой манипуляций, скажите, что вам нужно подумать, и в выигранное время проанализируйте до слова и действия соперника, посоветуйтесь с третьей стороной - посредником.
В случае применения противником манипуляций, направленных на унижение другой стороны, предлагается использовать следующие эффективные способы противодействия:
• выразить возмущение тем, что соперник опускается до таких недостойных методов;
• относиться к сопернику скептически, не терять уверенности в своих силах;
• вежливо сказать, что соперник не совсем правильно вас понял;
• не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что соперник формулирует проблему не совсем корректно;
• равнодушно относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны соперника и т.п.
Манипуляция –преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию состояний и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора.
Признаками манипулирования являются следующие ситуации:
- один человек запугивает другого, стремится вызвать в нем чувство страх («Если ты это не сделаешь, то…»);
- заставляет переживать вину и раскаяние, когда тот ни в чем не виноват («Ты один во всем виноват»);
- делает так, чтобы другой чувствовал подавленность, неуверенность в себе и снижение самооценки («Я – хороший, ты – плохой»);
- навязывает чувство долга («Ты должен это сделать. Хочешь или нет, не имеет значения»).
Различают 2 вида манипуляций: гедонистическая, прагматическая.
Арсенал средств, которым пользуются манипуляторов, достаточно широк, но каждый из них использует 1 -2 приема.
Уловки манипулятора | Ответная реакция |
Раздражение оппонента через насмешки, обвинения. | Ошибочные заявления |
Использование непонятных слов, терминов. | Защита, раздражение или принятие без понимания. |
Перевод спора в сферу домыслов: в русло обличения «Вы так говорите, потому что…» | Дискомфорт собеседника |
Чтение мыслей на подозрение: «Может быть, Вы думаете, что я Вас уговариваю? Так вы ошибаетесь!» Цель – отвести подозрения. | Дискомфорт собеседника |
Отсылка к высшим интересам без их расшифровки: «Вы понимаете, на что покушаетесь, когда не соглашаетесь с приведенными доводами?» | Дискомфорт собеседника |
Откровенность заявления: «Скажу прямо…» | Повышается внимание, оппонент побуждается к ответной откровенности. |
Авторитетность заявления: «Я вам авторитетно заявляю» | |
Мнимая невнимательность – не замечает то, что может навредить. | |
Подмена истинности полезностью: «Задумайтесь, во что обойдется реализация вашей идеи» (Когда истина глубоко, а польза на поверхности) | |
Полуправда - используется, если надо уйти от нежелательного поворота спора, отсутствуют достоверные аргументы, а противника надо оспорить. Смешение лжи и правды: неточная расплывчатая формулировка, искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений. | |
Ложь – каждый человек правдив настолько, насколько умен. | |
Принуждение к строго однозначному ответу, когда нежелателен развернутый ответ партнера. «Скажите прямо: да или нет?» Эффективно в общении со слабо образованными людьми, воспринимается со стороны партнера как проявление принципиальности. | |
Многовопросье – несколько вопросов, причем разных и мало совместимых, в одном. Можно обвинить в непонимании сути проблемы, неполном ответе, введении в заблуждение, уходе от ответа. |
Согласно классификации Эверетта Шострома, существует 8 типов манипуляторов.
Диктатор– преувеличивает свою силу: доминирует, приказывает, цитирует авторитеты - т.е. делает все, чтобы управлять своими жертвами.
Разновидности диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс.
Тряпка– забывает, не слышит, пассивно молчит, преувеличивает свою чувствительность. Развивает большое мастерство в общении с диктатором.
Разновидности: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, смущающийся, Отступающий.
Калькулятор – обманывает, увиливает, лжет. Старается, с одной стороны, перехитрить, с другой, перепроверить других. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать.
Разновидности – Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.
Прилипала – изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Является предметом постоянных забот. Позволяет другим делать за него работу.
Разновидности: Паразит, Нытик, вечный ребенок, Беспомощный, человек с девизом: «Ах, жизнь не удалась, и поэтому…»
Хулиган – агрессивен, жесток, недоброжелателен. Управляет с помощью угроз разного рода.
Разновидности: Оскорбитель, Гангстер, Угрожающий, Сварливая баба (пила).
Славный парень – проявляет заботливость, любовь, доброжелательность. Убивает добротой. Хуже хулигана, и тот ему проигрывает.
Разновидности: Угодливый, Человек организации, Добродетельный, Моралист.
Судья– преувеличивает свою критичность, никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает.
Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Собиратель улик, Оценщик, Позорящий, Мститель, Заставляющий признать вину.
Защитник– чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Портит других, сочувствуя сверх меры, не позволяет тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным.
Вместо того, чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других.
Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.
Люди, обычно являют собой какой – то один из этих типов манипуляторов, но время от времени в них могут просыпаться и остальные.
Манипулятор безошибочно находит себе партнера, наиболее подходящего его типу. Тряпка – Диктатор.
Человек может избирать тот или иной стиль поведения как преднамеренно, так и бессознательно.
Сознательный манипулятор не всегда вреден - ведь навыки такого сотрудника можно использовать в интересах компании. Но в практике чаще приходится сталкиваться с бессознательными манипуляторами. Бессознательный манипулятор даже сам себе не признается, что его привычное поведение является чем-то предосудительным или неэтичным.
Признаки манипулирования.
- дисбаланс эмоций;
- странность эмоций по отношению к ситуации;
-повторяемость эмоций при взаимодействии с одним и тем же человеком - неосознаваемое отражение манипуляции;
- сила эмоциональной реакции на незначимую ситуацию.
Чтобы защититься от манипулятора, необходимо укрепить свою жизненную позицию и освоить некоторые техники общения.
1.Жизненная позиция должна быть активной и содержать не только стремление помогать людям, но и стремление осуществлять собственные желания, добиваться своих целей, стремиться к реализации своих интересов. Для укрепления уверенности в себе следует помнить о своих правах.
Каждый человек имеет право:
- добиваться своих целей, не нанося при этом вреда другим людям
- ошибаться;
- менять свое мнение и свои ценности;
- говорить: «Нет!»;
-говорить: «Мне это неважно или неинтересно».
2. В общении с манипулятором желательно строить отношения «на равных», постоянно контролировать и отслеживать, чтобы это равенство не нарушалось ни в одну, ни в другую сторону.
Поэтому следует спрашивать себя: «Что я имею в результате общения с этим человеком? Я отдаю ему свое время, помогаю, забочусь о нем. А что он делает для меня? То, что он делает, приятно ли это мне?»
Общение манипулятора скрытое и замаскированное. Поэтому если другой человек открыто говорит о том, что он понимает истинные цели манипулятора, последний вынужден будет учитывать его интересы и желания или вовсе прекратит свои манипулятивные попытки.
Существуют техники общения, позволяющие вовремя остановить манипулятора или существенно снизить его активность.
Техника «3 золотые правила общения».
Прямо говорите:
- о том, что он делает;
- о том, что чувствует человек, которым манипулируют;
- о том, что реально происходит в процессе общения манипулятора и жертвы.
Техника «Испорченная пластинка» - повторение одной и той же фразы с одной и той же нейтральной интонацией:
Техника «Английский профессор» (интонация веселая):
Техника «Бесконечных уточнений» - уточняющие вопросы. Цель – выяснить, что интересует партнера, является предметом его нападок, критики.
Напор партнера в этом случае снижается, т.к. он вынужден отвечать, значит думать, а мы выигрываем время.
В диалоге с манипулятором нельзя применять встречное нападение, самооправдание.
При ссылке на мнение отсутствующих, особенно на конкретных лиц, не стоит включаться в обсуждение этой темы. Следует сразу переключиться на манипулятора: «А как Вы думаете?»
Не стоит обсуждать вопросы об источниках информации, давать лживые неискренние высказывания. Грубые ответы не дают информации о правах и обязанностях, об отношениях.