История развития конфликтологии как науки

История развития конфликтологии как науки

Понятие и признаки конфликта

Функции конфликта

Классификация конфликтов

1.

Формирование конфликтологических идей в русле философии.

Конфликтология - относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в.

Этап – древние времена.

Часть мыслителей древности высшей ценностью признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.

Другие древние философы высказывали утопические надежды на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты.

Этап - средневековье.

Времена Средневековья -объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами до христианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

Этап – эпоха Возрождения.

Конфликтологические идеи пронизаны верой в силу, гуманизм, разум и гармонию человека, способность преодолеть конфликты

Этап- Новое время

В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

Пессимистическийподход наиболее четко выразил английский философТомас Гоббс. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Негативно оценивая человеческую природу, Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

Оптимистическийподход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо, который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и, прежде всего, их приверженность к частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в небольшой степени соответствуют сущности человека.

Интеграция персонала.

Интеграция выигрывает в тех конкретных ситуациях, когда конфликт приводит к объединению совместных усилий на основе согласования взаимных интересов, и проигрывает, если конфликтное столкновение наносит трудновосполнимый ущерб организованности и единству коллектива.

Сигнализация об очагах социальной напряженности.

Конфликт предоставляет возможность для открытого выражения потребностей, интересов иустремлений людей, их неудовлетворенности или протеста.

Средство инновации, содействия творческой инициативе.

Инновациям - будь то изобретение или рационализаторское пред­ложение, более совершенные формы организации труда и управ­ления - практически всегда сопутствуют кон­фликты, так как успех в борьбе за новое требует преодоления приверженности прежним ценностям, инертности и консерватизма.

Обычно конфликт стимулирует инициативу, творческую актив­ность, мобилизацию созидательных сил, поиск нестандартных подходов к решению сложных проблем, оптимальный выбор из альтернативных вариантов - выбор, ведущий в конечном счете к повышению эффективности совместного труда. Вместе с тем кон­фликт может и усиливать проявления недоброжелательства в отношениях между теми, кто вовлечен в противостояние, вызывая у них неудовлетворенность результатами взаимодействия, подавленность духа, «уход в себя», снижение эффективности в работе.

По природе возникновения.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально – экономические, духовные, национальные. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

Такие конфликты предполагают наличие значительного промежутка во времени между объективными причинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий.

Существует множество классических типологий социального конфликта.

Организационные конфликты -являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон. Поэтому базисная классификация конфликта проводится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон.

Межгрупповые и межличностные конфликтыпредставляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.

Эмоциональныеили личностныеконфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению целей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему эту цель достичь. Пример: столкновения в очередях, в домашних условиях, внешне не всегда мотивированные.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего», либо выбор одной из альтернатив, каждая из которых имеет свои «плюсы» и «минусы».

На выбор правильного решения при внутриличностном конфликте человек может затратить много сил и времени, резко возрастает эмоциональное напряжение, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым.

С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на вертикальные и горизонтальные.

Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтовявляется объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий.

Вертикальные - предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия у участников конфликта: начальник - подчиненный, вышестоящая организация – предприятие.

При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой и т.д.

Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство – до 70 – 80%.

Переплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими в себе многие элементы.

Смешанный характер конфликтов связан со сложной структурой производственного коллектива. Поэтому рассмотрение проблемы конфликтов в профессиональном коллективе целесообразно начать с изучения структуры последнего.

По форме протекания.

Открытые конфликтыхарактеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения.

При скрытом конфликтеотсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.

По способу их разрешения.

Антагонистические конфликтыпредставляют способы разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. В современных условиях конфликты отличаются остротой и частым применением насилия.

Компромиссные конфликтыдопускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.

Структура конфликта

Стадии развития конфликта.

Содержание переговорного процесса

Основные функции медиатора.

История развития конфликтологии как науки

Наши рекомендации