Предпочтения полушарий в области сознания
Левое полушарие | Правое полушарие |
Логическое Последовательное Линейное Символическое Основано на реальности Вербальное Временное Дискретное | Интуитивное Хаотическое Абстрактное Холистическое Ориентировано на фантазии Невербальное Вневременное Аналоговое |
Навыки, связанные с полушарной специализацией1
Левое полушарие | Правое полушарие |
Письмо Символы Язык Чтение Фонетика Расположение деталей Разговор и декламирование Аудиальные ассоциации | случайное осознавание пространственные связи формы и паттерны математические вычисления цветовая чувствительность пение, музыка артистичность чувства и эмоции |
1По М. Гриндеру, 2000.
Известно, что мозг при «специализации» полушарий работает как единое целое, а межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта. Таким образом, результативность обучения детей во многом зависит от своевременного формирования межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих профиль функциональной асимметрии полушарий, тип ведущей сенсорной системы (модальности) и пол ребенка (формирование межполушарного взаимодействия имеет отличия у мальчиков и девочек по временным и качественным параметрам). Определение профиля индивидуальной латерализации позволяет выявить ведущую модальность ребенка — канал наиболее полноценного восприятия и переработки информации. Он также позволяет судить об устойчивости ребенка к эмоциональным, информационным, психогенным и другим видам стрессов, источником которых часто является школьное обучение.
А. Л. Сиротюк, основываясь на исследованиях Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой, Е.Д. Хомской, П. Деннисона, характеризует четыре основные вида индивидуального латерального профиля (перекрестный, односторонний, смешанный, гармоничный) следующим образом.
При перекрестном индивидуальном латеральном профиле каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существуют два типа перекрестного профиля — с ведущим правым (синтетик, визуал, кинестетик) или левым полушарием (аналитик, аудиал). Согласно статистическим исследованиям, детей с таким профилем — 15—18%. Эти дети стопроцентно устойчивы к школьным стрессам и показывают отличную успеваемость.
При смешанном индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы расположены на противоположной стороне тела. Выделяются смешанные профили с доминированием правого или левого полушарий. (П.Деннисон характеризует 28 типов смешанных индивидуальных профилей. При ведущем правом полушарии дети — синтетики, визуалы, кинестетики; левом — аналитики, аудиалы с дискретным восприятием.) Дети со смешанным латеральным профилем часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации, подвержены стрессам. Согласно статистическим исследованиям, детей с таким профилем - 58-63%.
При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» индивидуальный профиль. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит блокирование ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, синхронной работы мозга. Такие дети не имеют стрессоустойчивости, подвержены возникновению неврозов. Есть два варианта одностороннего профиля — правосторонний и левосторонний. Дети с односторонним индивидуальным латеральным профилем имеют самую низкую успеваемость в классе. По статистике, таких детей 22-24%.
Гармоничный индивидуальный латеральный профиль встречается редко. Ведущее и ведомое полушария одновременно контролируют ведущие руку, глаз, ухо и ногу. Дети с таким профилем стопроцентно устойчивы к стрессам.
Существует ряд авторских методик диагностики функциональной асимметрии полушарий мозга и определения ведущей модальности у детей, достигших школьного возраста, и у взрослых. Установление в обследовании ребенка его индивидуального латерального профиля поможет определить не только ведущий канал восприятия (ведущую модальность), но и индивидуальную траекторию развития и необходимый ему стиль обучения.
В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной психологии и педагогике просматривается устойчивая тенденция к учету индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка при обучении и коррекции отклонений в развитии. Разработаны комплексы упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу полушарий мозга (А. В. Семенович, 2002; П. Деннисон, Г. Деннисон, 1997; А. Л. Сиротюк, 2003 и др.). Существуют также авторские рекомендации по дифференциальному обучению детей с различной организацией мозга. Остановимся на основных моментах рекомендаций, обобщенных А. Л. Сиротюк (2000, 2003). Автор обращает внимание на то, что большинство школьных методик обучения ориентированы главным образом на использование и развитие левого полушария, логического мышления, анализа. Функции правого полушария: создание образов, интуиция, ритм, творческое мышление и другие — часто игнорируются. Современное школьное образование больше подходит для левополушарных учащихся, которые составляют наименьшую по численности группу в классе.
Существующая ныне система обучения чтению и письму также ориентирована на левое полушарие, которое у большинства детей еще недостаточно развито. При обучении грамоте не задействованы целостное восприятие, эмоциональные связи и ритмичные движения. Часто используется механическое запоминание, не требующее глубинного понимания, мышления и активизации всего мозга. Школьное обучение во многих случаях подавляет нейрофизиологическую основу телесно-моторной и духовно-псхической жизни ребенка (сидячая поза, отчуждение органов чувств, книжные технологии познания вместо сенсорно-стимульных, программно-скоростные установки в усвоении техники письма и чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы).
Для обеспечения успешности в обучении А. Л. Сиротюк рекомендует выполнение следующих условий:
Ú раздельное обучение мальчиков и девочек, т. к. организация мозга имеет различия, связанные с полом ребенка;
Ú определение стиля учебной деятельности каждого ученика и разделение учащихся на малые группы;
Ú выяснение «психофизиологического места» за партой и в классе каждого ребенка;
Ú определение, какие стили учебной деятельности входят в усредненный стиль класса;
Ú определение детей, не соответствующих усредненному стилю большинства;
Ú определение стиля преподавания учителя и выявление случаев его «несовпадения» со стилями учебной деятельности учащихся;
Ú подбор учебных материалов (учебников, пособий и др.), соответствующих стилю учащихся;
Ú определение учащихся «группы риска», активизация их включения в учебный процесс, творчески используя возможности работы в малых группах, индивидуальные домашние задания, консультирование и др.
Возможности организации учебной деятельности школьников с учетом их психофизиологических особенностей (по А. Л. Сиротюк, 2003) приведены в табл. 2.
Таблица 2