V.I. Современные психологический и нейропсихологический подходы к диагностической и коррекционной работе с детьми

В предыдущих главах уже говорилось о некоторых проблемах теоретической и практической логопедии, от решения которых во многом зависит повышение эффективности и продуктивности логопедического воздействия. Одной из таких проблем, на наш взгляд, является необходимость внесения изменений в логопедические методики диагностики и коррекции нарушений у детей устной и письменной речи, которые остаются неизменными на протяжении длительного периода времени. Между тем, исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что на современном этапе неправомерно оценивать соматический и психический статусы детей, исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам следует учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (А. В. Семенович, 2001; Н.Я. Семаго и М.М.Семаго, 2001).

Кроме того, в пользу изменений содержания логопедической диагностики свидетельствует ее недостаточная информативность в отношении обоснования индивидуального подхода к ребенку и разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего воздействия. Традиционное логопедическое обследование детей позволяет, в основном, оценить лишь актуальный уровень речевого развития и языковых способностей ребенка. Оно направлено на выявление симптоматики речевого нарушения и в большинстве случаев позволяет лишь догадываться о его механизмах.

Как правило, в логопедических методиках обследования взаимосвязь состояния речи ребенка с мозговыми системами ее обеспечения, с особенностями состояния других психических функций и особенностями индивидуального латерального профиля почти не учитывается или учитывается настолько формально, что это практически не дает информации для анализа. В схемах обследования, за редким исключением, даже нет такого раздела, который предусматривал бы качественный анализ состояния невербального интеллекта, особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка с нарушением устной или письменной речи. В лучшем случае изучаются некоторые неречевые психические функции в аспекте наличия у ребенка так называемой неречевой симптоматики.

Все это в целом приводит к тому, что логопедическое обследование не решает полноценно главной своей задачи — разработки индивидуальной педагогической стратегии, построенной на анализе многоаспектной диагностической информации о конкретном ребенке. Помимо этого, объединение детей в процессе коррекционного воздействия на основе общности симптомов и симптоматический подход к коррекции нарушений как устной, так и письменной речи стали привычными в логопедической работе и делают ее неэффективной.

Выше уже говорилось о том, что современные психология и нейропсихология в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Изучение теоретических основ и практических достижений этих наук позволит не только расширить представления логопедов и других специалистов в отношении знаний о разнообразии причин и механизмов нарушения формирования у детей высших психических функций и процессов (в том числе устной и письменной речи), но и методах их диагностики и коррекции. Не претендуя на широкое рассмотрение вопросов психологии и нейропсихологии, остановимся на характеристике некоторых возможностей этих наук, знакомство с которыми, на наш взгляд, может стимулировать обращение логопедов к первоисточникам и публикациям специалистов.

Так, Л. С. Цветкова (2001) определяет нейропсихологию не только как аналитическую, но и как интегративную науку, изучающую три пласта любого психического процесса: нейропсихологического (мозгового и физиологического), психологического и социального, которые и являются уровнями иерархического строения психики. В основу нейропсихологической диагностики положены современные представления о системной работе мозга, о взаимосвязи разных уровней его организации, о сложном происхождении и строении психических функций, их взаимовлиянии в процессе формирования. Нейропсихологическое диагностическое обследование представляет собой систему методов, использование которых позволяет оценить состояние всей психической сферы ребенка. При этом психические функции, а также личностные особенности ребенка изучаются системно, т.е. во взаимосвязи.

Характеризуя нейропсихологический метод синдромного анализа дефицита психической деятельности у детей, А. В. Семенович (2002) говорит о том, что он занимает особое место в научных дисциплинах, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии, и позволяет оценить системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка, с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную развитию конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Синдромный анализ позволяет не только выявить причины и механизм нарушения, определить психические функции, нарушенные по одному механизму, но и выявить и охарактеризовать сохранные функции. Грамотно проведенная подготовленным специалистом диагностика позволяет также определить, как протекало развитие определенного ребенка, в какой возрастной точке произошло отклонение в развитии от условного норматива.

Используемые в нейропсихологии понятия «фактор» и «синдром» были введены и впервые охарактеризованы А. Р. Лурией, однако в современных публикациях трактуются по-разному. В данном пособии используется определение фактора, предложенное Н. К. Корсаковой (2002). Автор характеризует фактор как понятие, обозначающее связь между мозговой структурой, ее ролью в функциональном органе (наборе задействованных мозговых структур) и звеном в различных психических процессах, которое при этом реализуется. С одной стороны, фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, с другой — обеспечивает функциональность специфического звена в различных психических процессах, объединяя их в системы. Собранные воедино (в комплекс) признаки проявления слабости фактора, обнаруживающие себя на разных уровнях и в разных формах психической деятельности, составляют нейропсихологический синдром. В качестве примера роли факторов приведем таблицу, в которой представлены основные звенья письма на этапе его формирования (по Н. К. Корсаковой, 2002).

Таблица 1

Наши рекомендации