Тема 6. Общение как интеракция
Место взаимодействия в структуре общения. Кооперация и конкуренция как основные типы взаимодействия.
Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Схема Р.Бейлса.
Проблема анализа содержательной стороны взаимодействий. Моделирование стратегий взаимодействия; «теория взаимодействия исходов» (Дж.Тибо, Г.Келли).
Роль интерперсональных взаимодействий в развитии личности. Ценностно-символическая регуляция: экспектации со стороны «значимых других» и управление этими экспектациями со стороны самой личности как механизмы «личностного роста».
Взаимодействие как организация совместной деятельности. Совместная деятельность и ее критерии (признаки): единство членов группы по месту, времени и действию; общность цели (целей); наличие заданной «сетки обязанностей»; наличие связей и взаимозависимостей участников; «совместные переживания». Понятие «совместная деятельность с неполной структурой» (А.Л. Журавлев).
Регуляция совместной деятельности. Основные «блоки» факторов эффективности совместной деятельности: условия деятельности, характеристика групповой задачи, «групповой контекст», характеристики членов группы, цели и мотивы участников совместной деятельности и др. Совместимость и срабатываемость членов группы.
Формы (модели) организации совместной деятельности: «совместно-индивидуальная деятельность», «совместно-последовательная деятельность», «совместно-взаимодействующая деятельность».
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004. Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С.99–192.
Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.119–151.
Шибутани Т. Социальная психология / Сокр.пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1997 (М.: Прогресс, 1969). Глава 3. Самосознание и участие в группах. Глава 4. Культурная матрица играния ролей.
ТЕМА 7. Общение как социальная перцепция
Понятие «социальная перцепция». Восприятие человека человеком как ведущий уровень социоперцептивных процессов, включенных в межличностное общение.
Основные механизмы взаимопонимания в процессе общения: децентрация, идентификация, рефлексия, эмпатия.
Содержание и эффекты межличностного восприятия. Межличностное восприятие как интерпретация поведения другого человека; феномен каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции. Роль установки в межличностном восприятии. Эффект ореола («галлоэффект»), эффект новизны–первичности; эффект стереотипизации.
Точность межличностной перцепции: ее измерение и способы повышения.
Межличностная аттракция: содержание и факторы.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004. Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1998. С.136–169, 175–189, 302–342, 362–420
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С.197–212, 303–342.
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. 6-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2001. С.110–168, 515–568.
Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.152–188.
Перспективы социальной психологии / Ред-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Дж.М. Стефенсон / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. С.189–227, 346–397.
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии / Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1999. С.119–162, 205–242.
Шибутани Т. Социальная психология / Сокр.пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1997 (М.: Прогресс, 1969). Глава 10. Чувства и межличностные роли.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С.120–136.
Тема 8. Психологические способы воздействия и взаимовоздействия
В процессе общения
Проблема психологического воздействия на людей в ситуациях «массового» («внеколлективного») поведения.
Заражение: сущность, механизмы, закономерности, репрезентативные ситуации и обстоятельства. Мера подверженности этому способу воздействия различных аудиторий.
Внушение: сущность, механизмы, закономерности, репрезентативные ситуации и обстоятельства. Взаимодействие суггестора и суггеренда, явления суггестии, контрсуггестии и контрконтрсуггестии. Использование закономерностей внушения в рекламе, пропаганде и других областях социальной практики.
Убеждение: сущность, механизмы, закономерности, репрезентативные ситуации и обстоятельства. Система «убеждающей коммуникации» и ее практическое использование (публичные выступления, дискуссии и др.).
Подражание: сущность, механизмы, закономерности, репреэентативные ситуации и обстоятельства. Роль подражания в социализации индивида. Стадии, уровни и планы подражания. Феномен моды.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004. Глава 8. Психологические способы воздействия в процессе общения.
Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1998. С.86–93.
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. 6-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2001. С.311–356.
Перспективы социальной психологии / Ред-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Дж.М. Стефенсон / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. С.265–302.