Тема 3. Общение как интеракция

Общение как интеракция. Структура взаимодействия. Теория Т. Парсонса. Теория Я. Щепаньского. Трансактнвй анализ Э. Берна. Виды и типы взаимодействий: конкуренция и кооперация. Схема Р. Бейлса Ассертивное поведение. . Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Семинарское занятие №5

Общение как интеракция

Форма проведения занятия – групповая дискуссия

Вопросы для обсуждения:

1. Парадигмы конфликтологии.

1.1 Социакльно-биологическая парадигма.

1.2 Классовая парадигма.

1.3 Социально-психологическая парадигма.

1.4 Структурно-функциональная парадигма.

1.5 Диалектико-созидательная парадигма.

1.6 Теория конфликта как метатеория.

2. Проблема межличностных отношений.

3. Чувства как система поведения.

4. Конвенциальные нормы и чувства.

5. Культурная матрица играния ролей.

6. Личный статус и первичная группа.

Литература

  1. Зайцев А. Социальный конфликт.- М.- Академия.- 2001
  2. Шибутани Т. Социальная психология.- Р/н/Д- Феникс- С 272-299, С 310-330, С 88-112, С 338-356.

Вопросы и задания для самостоятельной работы темы 5.

Письменно ответьте на следующие вопросы

1 На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

2. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества?

3. Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

4. Каковы трудности реализации ассертивного поведения в современной социальной жизни человека?

5. Приведите письменно примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость или несовместимость интроверта с экстравертом Попробуйте определить, почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимы, а в другом нет.

6. Дайте развёрнутую характеристику взаимодействия субъектов ( героев художественных произведений) с точки зрения их совместимости, используя категории: экстраверт, интроверт, мобильный, ригидный, доминантный, не доминантный.

7. Используя книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».- Л.-1992., подготовьте сообщение по теме « Типы трансакций и их влияние на межличностное общение». Обязательно используйте примеры всех типов трансакций.

8. Проанализируйте речи известных политиков. Какие метафоры использованы в тексте? Понаблюдайте, какие метафоры Вы чаще всего используете?

9. Проанализируйте речь своих знакомых. Какими предикатами (ключами доступа: «визуальными», «аудиальными», «кинестетическими») они чаще всего пользуются в своей речи?

10. Возьмите текст, написанный в канцелярском стиле, и перепишите его с использованием ключей доступа всех трёх типов.

Семинарское занятие №6.

Общение как интеракция.

Общая характеристика трансактного анализа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Концепция значимости контактов в жизни человека.
  2. Концепция о трёх эго-состояниях.
  3. Анализ трансакций.
  4. Анализ игр.
  1. Анализ сценариев.
  2. Характеристика состояния «Я».
  3. Развитие состояний «Я».
  4. Состояние «Я» родителя.
  5. Состояние «Я» внутри родителя.
  6. Внешнее выражение «Я» родителя.
  7. Внутреннее влияние «Я» родителя.
  8. Конфликтный внутренний диалог.
  9. Создание нового состояния Я- родителя.
  10. Состояние «Я» ребёнка.
  11. Естественный ребёнок.
  12. Тип ребёнка «Маленький профессор»
  13. Приспосабливающийся ребёнок.
  14. Активизация состояния «Я» ребёнка.
  15. Состояние «Я» взрослого.
  16. Активизация и укрепление состояния Я взрослого.

Литература

  1. Берн Э. Групповая психотерапия. – М- Академический Проект- 2000 -464с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди.- Красноярск- 1994
  3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями.- М- Прогресс- 1995- С 11-24.

Самостоятельная работа 6.

Прочитайте послесловие В.А. Петровского Философия «Я». Трансактный подход в книге Э.Берна «Групповая психотерапия». – М - Академический Проект- 2000 . Письменно подготовьте ответы на следующие вопросы:

- Что представляет собой развитие личности: самодетерминацию или заданность?

- Как вы понимаете тезис: «Мы во времени или время в нас»?

Объясните мысль В.А. Петровского : «Просто слова» или «субъекты, живущие в нас»?

Трансактный анализ – это монолог или полилог?

Вам предстоит выполнить упражнение 1 по теме «Вы и контакты».

Чтобы лучше осознать тип Ваших контактов, вспомните, как Вы провели последние 48 часов. Оцените Ваши способности принимать и давать контакты.

С кем Вы контактировали? Как Вы контактировали? Положительно? Отрицательно ?

Избегали ли Вы контакты с кем- либо? Почему?

Кто контактировал с Вами? Как они контактировали? Положительно? Отрицательно?

Избегали ли Вы чьего-либо желания контактировать с Вами?

Теперь представьте себе континуум потребностей в контактах, один конец которого соответствует полному избеганию контактов, а второй- полному и непрерывному стремлению к контактам. Где вы расположите себя на этом континууме? Где Вы хотели бы быть расположены? Теперь, используя континуум потребностей в контактах, оцените частоту Ваших контактов, их напряжённость, искренность.

Можете ли Вы установить связь между нынешним стилем Ваших контактов и Вашим детским опытом?

Изучите Ваш «портрет» контактов. Попытайтесь заново испытать свои старые чувства. Нет ли у Вас барьера, который мешает пережить эти чувства?

Чтобы познакомиться с Вашим Родителем, начните с более полного осознания Ваших реальных родителей. Представьте себе, что Вы находитесь в комнате, оборудованной видеомагнитофоном, который Вы можете использовать для воспроизведения видеозаписей Вашего Родителя. Поставьте кассету с записью матери, отца, дедушки, бабушки. Вообразите, что записи сделаны по темам. Например, тема «Деньги».

Ответьте на вопросы:

- Как Ваши родители относились к денежным проблемам7

- К возможности потерять работу?

Они были вынуждены вести борьбу за существование или их дела удавались им легко?

На что они расходовали свои деньги?

Кто контролировал семейный бюджет?

Как его расход отражался на уровне жизни семьи7

Как они говорили о деньгах?

Проанализируйте тему «Образование» и ответьте на вопросы:

Что они говорили об образовании7

Было для них образование ценным само по себе или являлось средством для достижения цели?

Какое образование они имели ?

Поощряли ли вас к тому, чтобы Вы получили лучше образование, чем они?

Проявляли ли они интерес к Вашему образованию?

Упражнение 2. Прикосновение к Вашему детству.

Возьмите ваш семейный фотоальбом или любую Вашу детскую фотографию. Медленно изучите фотографии. Дайте появиться вашим воспоминаниям.

Это были счастливые времена? Печальные? Ничем непримечательные?

Что происходило тогда в Вашей жизни?

Сравните себя младенца, дошкольника, школьника

Что Вы видите на этих фотографиях , что-нибудь из того, что Вам хотелось увидеть в себе сейчас?

Представьте себя в тихом прибежище Вашего детства.

Прислушайтесь к болям, радостям, сильным желаниям Вашего внутреннего ребёнка.

Что думает этот ребёнок о себе?

Упражнение 3

Проверка постоянного родителя, постоянного взрослого и постоянного ребёнка.

Подумайте, может ли так быть, что Вы слишком часто бываете в состоянии Я родителя или ведёте себя неуместно в этом состоянии?

Не обвиняют ли Вас в том, что Вы думаете за других, отвечаете за них, никогда не даёте им возможность проявить самостоятельность, раздаёте всем советы, поучаете?

Вы читаете проповеди. Пропагандируете или принуждаете других?

Тщательно проверьте группы, с которыми Вы связаны?

Есть ли какая-либо тема для разногласий в каждой группе или большинство её членов имеет единую точку зрения?

Могли бы Ваши родители принадлежать к этим группам?

Высоко ли ценится или подавляется творческое мышление в этих группах.

Каких общих взглядов придерживаются группы, в которых Вы входите7

Ваши группы зависят от решений, которых Вы принимаете?

Вы советуете им, что делать? Поощряете действовать и мыслить самостоятельно?

Как часто Вы говорите другим: «должны», «обязаны», «Вам следует»? Вы говорите это в состоянии Я взрослого или Я родителя?

Упражнение. 4. Портрет Ваших эго – состояний.

Используя окружности разных диаметров, нарисуйте портрет своих состояний Я, каким по большей части Вы воспринимаете себя. Спросите себя: Они удовлетворяют меня?

Если нет, что необходимо изменить? Какие вопросы взрослого мне необходимо поставить?

Наши рекомендации