Тема 2.3 Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации

420. Тренер объясняет цели и смысл тренинга, формулирует правила и нормы, дает инструкции, описывает процедуру выполнения упражнения, оказывает консультационную помощь – это действия в роли:

o коммуникатор

o менеджер

o инструктор и консультант

421. Тренер создает учебно-методические материалы, обеспечивающие эффективное осуществление тренинга на всех его этапах– это действия в роли:

o фасилитатор

o копирайтер

o модератор

422. Тренер осуществляет организацию тренинга, ставит цели и задачи, принимает решения по их достижению, планирует и практически организует процесс взаимодействия, наблюдает, анализирует и контролирует его ход и результаты, вносит необходимые коррективы – это действия в роли:

o менеджер

o фасилитатор

o модератор

423. Тренер устанавливает контакты со всеми участниками, решая задачи тренинга – это действия в роли:

o фасилитатор

o коммуникатор

o психолог

424. Тренер создает на занятии комфортную и рабочую обстановку, которая вовлекает всех участников тренинга в работу и способствует их активному взаимодействию между собой, позволяет сконцентрироваться на игровых и обучающих целях и содержании игрового упражнения – это действия в роли:

o менеджер

o Психолог

o фасилитатор

425. Тренер организует интерактивное общение, благодаря которому групповая работа становится более целенаправленной и структурированной, помощь обучаемым в раскрепощении, выявление скрытых возможностей и нереализованных умений – это действия в роли:

o модератор

o фасилитатор

o психолог

426. При проведении тренинга ведущий внешне чрезвычайно пассивный, больше слушает, никого не убеждает, ничего не объясняет, мягко уходит от вопросов, но при этом умеет «быть с группой» – это характеристика стратегии:

o программированное ведение

o со-присутствия

o свободное внушение

427. Для поддержания своего хорошего эмоционального состояния тренер мысленно воспроизводит ассоциация (вещи, жесты, образы, звуки), позволяющие вернуться в прошлое, зафиксировать то давнее приятное эмоциональное состояние – это способ:

o «якорение» ресурсов

o компетентность

o забота о себе

428. Определите по описанию способ расширения возможностей поддержания тренером своего хорошего эмоционального состояния: выражается в самосовершенствовании как в личностном, так и в профессиональном плане, в чутком реагировании на сигналы организма, которые дают возможность понять, что он перетрудился – это способ:

o компетентность

o «якорение» ресурсов

o забота о себе

429. Возникает ощущение эмоциональной усталости, чувство того, что остается очень мало того, что можешь дать другим людям; осуществляются попытки справиться с этим, но постепенно отгораживается от людей – это стадия сгорания тренера (Маслач):

o деперсонализация

¤ эмоциональное истощение

o снижение уровня личных достижений

430. Появляется чувства одиночества; неприязнь по отношению к участникам тренинга, к коллегам; ощущение бессилия перед повседневными проблемами, ненужность происходящего; апатия, отказ от дружеского общения – это стадия сгорания тренера (Маслач):

o эмоциональное истощение

o персонификация

o деперсонализация

431. Неспособность адекватно оценивать себя и результаты собственной работы; прошлая работа кажется абсолютно бессмысленной; появление чувства, что в области общения не сделано ничего стоящего – это стадия сгорания тренера (Маслач):

o снижение уровня личных достижений

o деперсонализация

o стадия разочарования

432. И. Ялом выделяет следующие основные роли тренера в процессе тренинга:

o «эталонный эксперт»

o «технический эксперт»

o «эталонный участник»

o «проектировщик»

433. Тренер-инструктор должен уметь:

o отслеживать любые другие сигналы, которые свидетельствуют о возникновении у участника тренинга трудностей во время инструктажа

o создавать комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия

o осуществлять практическую организацию тренинга

o найти место и время для работы с участником, у которого есть вопросы (проблемы)

o хвалить обучаемого, когда это уместно, целесообразно

o использовать навыки активного рефлексивного слушания и задавания вопросов

434. Тренер как копирайтер должен уметь:

o создавать учебно-методические материалы

o помогать преодолевать фрустрации участников групповой работы

o создавать комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия

o формулировать конкретные цели и задачи тренинга, обучения клиентов

o разрабатывать и описывать инструкции для участников тренинга (как выполнять упражнение) и самого тренера (как проводить упражнение)

o подготовить необходимые раздаточные материалы и рабочее пособие с заданиями для тренинга

435. Тренер как коммуникатор должен уметь:

o вести дискуссию, полемику

o разрабатывать и описывать инструкции

o владеть всеми жанрами делового общения, его видами, стилями

o создавать комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия

o осуществлять обратную связь, комментирование высказываний, резюмирование и подведение итогов

o осуществлять практическую организацию тренинга

436. Тренер как фасилитатор должен уметь:

o организовать «обратную связь» по выявлению эффективности тренинга

o создавать доверительную атмосферу на занятии

o способствовать концентрации участников тренинга на игровых и обучающих целях и содержании игрового упражнения

o устанавливать с участниками тренинга партнерские отношения

o обеспечить сопровождение собственного поиска участниками решения проблем

o осуществлять практическую организацию тренинга

437. При взаимодействии тренера с участниками тренинга следует соблюдать следующие принципы:

o субъектно-субъектный контакт

o интерактивное взаимодействие

o эмоциональная включенность

o принятие себя, каждого участника, всей группы в целом такими, какие они есть

o эмпатическое понимание

o конгруэнтность проявлений руководителя

438. Тренер как менеджер должен уметь:

o разрабатывать и описывать инструкции

o осуществлять практическую организацию тренинга

o координировать работу всех игровых групп, организовывать контроль за выполнением норм и правил

o осуществлять подготовку помещения и оборудования для проведения тренинга

o подготовить необходимые раздаточные материалы

o организовать «обратную связь» по выявлению эффективности тренинга

o контролировать игровой режим, реагировать на экстремальные ситуации и сбои, управлять конфликтными ситуациями, корректировать ход занятия

439. Тренер как модератор должен уметь:

o обеспечивать ситуации успеха,

o стимулировать активность участников в достижении конкретного результата

o помогать преодолевать фрустрации участников групповой работы, связанные с содержанием коммуникации и поведенческими реакциями партнеров

o организовывать контроль за выполнением норм и правил

o создавать учебно-методические материалы

o координировать поступление и отправление адресной информации

o способствовать обмену идеями и согласованию действий участников

440. Формирования имиджа тренера предполагает реализацию действий:

o определение стартовых условий

o сотворение внешности

o овладение эффективной поведенческой техникой

o изучение законов ортобиоза

o психическое здоровье

o научная организация труда

o установление профессиональных контактов

441. Способы расширения возможностей поддержания тренером своего хорошего эмоционального состояния таковы:

o забота о клиентах

o «якорение» ресурсов

o уверенность в себе

o компетентность

o ресурсный запас

o забота о себе

o реакция на критику

442. Характеристики, свойственные сгоранию:

o утрата мотивации

o ощущение горизонта перспектив

o отсутствие позитивной обратной связи

o развитие негативных установок по отношению к работе и к другим людям

o ощущение сужения свободы выбора

o чувство юмора теряется или приобретает «черный» оттенок

o ощущение, будто все действия совершаются по принуждению, а не в результате собственного выбора

443. Роли тренера, реализуемые в процессе подготовки и проведения тренинга (А.П. Панфилова):

o инструктор и консультант

o копирайтер

o менеджер

o фасилитатор

o модератор

o коммуникатор

o психолог

o организатор

o проектировщик

444. Маслач выделяет следующую последовательность стадий процесса сгорания:

снижение уровня личных достижений

эмоциональное истощение

деперсонализация

445. Основными стратегиями преодоления профессионального сгорания тренера являются:

o осознание наличия проблемы

o освоение способовпрофессионального самосовершенствования

o принятие на себя ответственности за совершение действий по решению проблемой

o самоанализ и рефлексия

o достижение определенной степени когнитивной ясности

o развитие новых способов, позволяющих справляться со сгоранием

446. Определите характеристики ролей тренера (И. Ялом):

«технический эксперт» позволяет осуществить демонстрацию желаемого, целесообразного образца поведения и усиление динамики социального научения
«эталонный участник»--- комментатор процессов, происходящих в группе, и поведенческих аспектов отдельных участников, осуществляет информирование группы, которое помогает ей двигаться в нужном направлении

447. Определите характеристики стилей фасилитации, соответствующие типам консультанта (Д.Хирон):

директивный вступает в противоборство с группой
информативный структурирует консультационные сессии
конфронтирующий предлагает массу разной информации и советов

448. Определите характеристики стилей фасилитации, соответствующие типам консультанта (Д.Хирон):

катартический помогает клиенту в выражении его чувств
каталитический готов поделиться с клиентом личной информацией о себе
самораскрывающийся «вытягивает» другого человека

449. Установите содержание каждой группы характеристик имиджа:

внешний облик склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных Я-личности
внутреннее содержание личности привлекательность, уверенность в себе, адекватность образа и ситуации, поведенческая направленность личности и др.
психологический тип интеллект, ценностной потенциал, намерения, цели, внутренняя культура,др.

450. Определите характеристики типов руководителей тренинга (Р. Кочюнас):

«агрессивный лидер» это единовластный руководитель, навязывающий свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках
«невмешивающийся лидер» старается не вмешиваться в ход работы группы, а участникам оказывает минимальную помощь, его заботит групповой процесс как целое
«холодный и агрессивный лидер» номинально участвует в работе группы, никогда не вступает в конфронтацию с участниками, склонный держаться на большом расстоянии от них, малоактивный

451. Определите характеристики типов руководителей тренинга (Р. Кочюнас):

«социальный инженер» это не слишком требовательный руководитель, который больше руководит работой группы как целого, межличностные отношения и потребности участников тренинга у него на втором плане
«любящий лидер» это авторитарный руководитель, он предлагает участникам множество разнообразных групповых упражнений, постоянно контролирует ход работы
«техник» заботливый, принимающий во внимание потребности участников группы

452. Определите содержание представленных принципов взаимодействия тренера с участниками тренинга:

субъектно-субъектный контакт-- Û предполагает равенство психологических позиций и реализуется в выполнении руководителем и роли ведущего, и роли участника
принятие себя, каждого участника, всей группы в целом такими, какие они есть заключается в способности поставить себя на место другого, проявить глубокое понимание, уважение чувств, желаний, мотивов
конгруэнтность руководителя выражается в умении доверять групповому процессу, одинаково относиться к плохим и хорошим аспектам, отказ руководителя от позиции «судьи»
эмпатическое понимание предполагает искренность, естественность эмоциональных проявлений, реализацию формулы «чувствую, осознаю, выражаю в общении»

453. Установите содержание каждого шага формирования имиджа тренера:

определение стартовых условий задача, время, самомаркетинг
сотворение внешности поведение при взаимодействии, первое впечатление, поведение в конфликте
отработка коммуникативной механики одежда, макияж, невербальные сигналы
психическое здоровье здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена
овладение эффективной поведенческой техникой рационализация, визуализация, релаксация
изучение законов ортобиоза речи, презентационных умений и навыков

454. Определите характеристики основных ролей тренера (С. Кратохвил):

«активный руководитель» человек, дистанцирующийся от участников группы и обладающий личностной нейтральностью
«аналитик» обычный человек со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами
«комментатор» инструктор, учитель, режиссер, инициатор, опекун
«посредник» наблюдатель, дающий оценку событиям с личностной и профессиональной позиции
«член группы» эксперт, периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его, но при этом он не берет на себя ответственность за происходящее в группе

455. Определите характеристики стратегий преодоления профессионального сгорания тренера:

осознание существования проблемы признание необходимости проявления собственной инициативы; проговаривание и анализ ситуации, попытки самому подойти к позитивному решению проблемы
принятие своей ответственности за решение проблемы изменение поведения как результат постановки целей (задач), нахождения и реализации новых способов, техник, позволяющие справляться со сгоранием и его причинами
достижение определенной степени когнитивной ясности признание наличия изменений в отношении к работе, к себе, к коллегам и клиентам; проявление потребности в изменении
развитие новых способов, позволяющих справляться со сгоранием развернутый анализ того, что привело к данному состоянию, выявление всех обстоятельств, определяющих пути решения данной проблемы

Наши рекомендации