Тема 2.3 Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации
420. Тренер объясняет цели и смысл тренинга, формулирует правила и нормы, дает инструкции, описывает процедуру выполнения упражнения, оказывает консультационную помощь – это действия в роли:
o коммуникатор
o менеджер
o инструктор и консультант
421. Тренер создает учебно-методические материалы, обеспечивающие эффективное осуществление тренинга на всех его этапах– это действия в роли:
o фасилитатор
o копирайтер
o модератор
422. Тренер осуществляет организацию тренинга, ставит цели и задачи, принимает решения по их достижению, планирует и практически организует процесс взаимодействия, наблюдает, анализирует и контролирует его ход и результаты, вносит необходимые коррективы – это действия в роли:
o менеджер
o фасилитатор
o модератор
423. Тренер устанавливает контакты со всеми участниками, решая задачи тренинга – это действия в роли:
o фасилитатор
o коммуникатор
o психолог
424. Тренер создает на занятии комфортную и рабочую обстановку, которая вовлекает всех участников тренинга в работу и способствует их активному взаимодействию между собой, позволяет сконцентрироваться на игровых и обучающих целях и содержании игрового упражнения – это действия в роли:
o менеджер
o Психолог
o фасилитатор
425. Тренер организует интерактивное общение, благодаря которому групповая работа становится более целенаправленной и структурированной, помощь обучаемым в раскрепощении, выявление скрытых возможностей и нереализованных умений – это действия в роли:
o модератор
o фасилитатор
o психолог
426. При проведении тренинга ведущий внешне чрезвычайно пассивный, больше слушает, никого не убеждает, ничего не объясняет, мягко уходит от вопросов, но при этом умеет «быть с группой» – это характеристика стратегии:
o программированное ведение
o со-присутствия
o свободное внушение
427. Для поддержания своего хорошего эмоционального состояния тренер мысленно воспроизводит ассоциация (вещи, жесты, образы, звуки), позволяющие вернуться в прошлое, зафиксировать то давнее приятное эмоциональное состояние – это способ:
o «якорение» ресурсов
o компетентность
o забота о себе
428. Определите по описанию способ расширения возможностей поддержания тренером своего хорошего эмоционального состояния: выражается в самосовершенствовании как в личностном, так и в профессиональном плане, в чутком реагировании на сигналы организма, которые дают возможность понять, что он перетрудился – это способ:
o компетентность
o «якорение» ресурсов
o забота о себе
429. Возникает ощущение эмоциональной усталости, чувство того, что остается очень мало того, что можешь дать другим людям; осуществляются попытки справиться с этим, но постепенно отгораживается от людей – это стадия сгорания тренера (Маслач):
o деперсонализация
¤ эмоциональное истощение
o снижение уровня личных достижений
430. Появляется чувства одиночества; неприязнь по отношению к участникам тренинга, к коллегам; ощущение бессилия перед повседневными проблемами, ненужность происходящего; апатия, отказ от дружеского общения – это стадия сгорания тренера (Маслач):
o эмоциональное истощение
o персонификация
o деперсонализация
431. Неспособность адекватно оценивать себя и результаты собственной работы; прошлая работа кажется абсолютно бессмысленной; появление чувства, что в области общения не сделано ничего стоящего – это стадия сгорания тренера (Маслач):
o снижение уровня личных достижений
o деперсонализация
o стадия разочарования
432. И. Ялом выделяет следующие основные роли тренера в процессе тренинга:
o «эталонный эксперт»
o «технический эксперт»
o «эталонный участник»
o «проектировщик»
433. Тренер-инструктор должен уметь:
o отслеживать любые другие сигналы, которые свидетельствуют о возникновении у участника тренинга трудностей во время инструктажа
o создавать комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия
o осуществлять практическую организацию тренинга
o найти место и время для работы с участником, у которого есть вопросы (проблемы)
o хвалить обучаемого, когда это уместно, целесообразно
o использовать навыки активного рефлексивного слушания и задавания вопросов
434. Тренер как копирайтер должен уметь:
o создавать учебно-методические материалы
o помогать преодолевать фрустрации участников групповой работы
o создавать комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия
o формулировать конкретные цели и задачи тренинга, обучения клиентов
o разрабатывать и описывать инструкции для участников тренинга (как выполнять упражнение) и самого тренера (как проводить упражнение)
o подготовить необходимые раздаточные материалы и рабочее пособие с заданиями для тренинга
435. Тренер как коммуникатор должен уметь:
o вести дискуссию, полемику
o разрабатывать и описывать инструкции
o владеть всеми жанрами делового общения, его видами, стилями
o создавать комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия
o осуществлять обратную связь, комментирование высказываний, резюмирование и подведение итогов
o осуществлять практическую организацию тренинга
436. Тренер как фасилитатор должен уметь:
o организовать «обратную связь» по выявлению эффективности тренинга
o создавать доверительную атмосферу на занятии
o способствовать концентрации участников тренинга на игровых и обучающих целях и содержании игрового упражнения
o устанавливать с участниками тренинга партнерские отношения
o обеспечить сопровождение собственного поиска участниками решения проблем
o осуществлять практическую организацию тренинга
437. При взаимодействии тренера с участниками тренинга следует соблюдать следующие принципы:
o субъектно-субъектный контакт
o интерактивное взаимодействие
o эмоциональная включенность
o принятие себя, каждого участника, всей группы в целом такими, какие они есть
o эмпатическое понимание
o конгруэнтность проявлений руководителя
438. Тренер как менеджер должен уметь:
o разрабатывать и описывать инструкции
o осуществлять практическую организацию тренинга
o координировать работу всех игровых групп, организовывать контроль за выполнением норм и правил
o осуществлять подготовку помещения и оборудования для проведения тренинга
o подготовить необходимые раздаточные материалы
o организовать «обратную связь» по выявлению эффективности тренинга
o контролировать игровой режим, реагировать на экстремальные ситуации и сбои, управлять конфликтными ситуациями, корректировать ход занятия
439. Тренер как модератор должен уметь:
o обеспечивать ситуации успеха,
o стимулировать активность участников в достижении конкретного результата
o помогать преодолевать фрустрации участников групповой работы, связанные с содержанием коммуникации и поведенческими реакциями партнеров
o организовывать контроль за выполнением норм и правил
o создавать учебно-методические материалы
o координировать поступление и отправление адресной информации
o способствовать обмену идеями и согласованию действий участников
440. Формирования имиджа тренера предполагает реализацию действий:
o определение стартовых условий
o сотворение внешности
o овладение эффективной поведенческой техникой
o изучение законов ортобиоза
o психическое здоровье
o научная организация труда
o установление профессиональных контактов
441. Способы расширения возможностей поддержания тренером своего хорошего эмоционального состояния таковы:
o забота о клиентах
o «якорение» ресурсов
o уверенность в себе
o компетентность
o ресурсный запас
o забота о себе
o реакция на критику
442. Характеристики, свойственные сгоранию:
o утрата мотивации
o ощущение горизонта перспектив
o отсутствие позитивной обратной связи
o развитие негативных установок по отношению к работе и к другим людям
o ощущение сужения свободы выбора
o чувство юмора теряется или приобретает «черный» оттенок
o ощущение, будто все действия совершаются по принуждению, а не в результате собственного выбора
443. Роли тренера, реализуемые в процессе подготовки и проведения тренинга (А.П. Панфилова):
o инструктор и консультант
o копирайтер
o менеджер
o фасилитатор
o модератор
o коммуникатор
o психолог
o организатор
o проектировщик
444. Маслач выделяет следующую последовательность стадий процесса сгорания:
снижение уровня личных достижений
эмоциональное истощение
деперсонализация
445. Основными стратегиями преодоления профессионального сгорания тренера являются:
o осознание наличия проблемы
o освоение способовпрофессионального самосовершенствования
o принятие на себя ответственности за совершение действий по решению проблемой
o самоанализ и рефлексия
o достижение определенной степени когнитивной ясности
o развитие новых способов, позволяющих справляться со сгоранием
446. Определите характеристики ролей тренера (И. Ялом):
«технический эксперт» | позволяет осуществить демонстрацию желаемого, целесообразного образца поведения и усиление динамики социального научения |
«эталонный участник»--- | комментатор процессов, происходящих в группе, и поведенческих аспектов отдельных участников, осуществляет информирование группы, которое помогает ей двигаться в нужном направлении |
447. Определите характеристики стилей фасилитации, соответствующие типам консультанта (Д.Хирон):
директивный | вступает в противоборство с группой |
информативный | структурирует консультационные сессии |
конфронтирующий | предлагает массу разной информации и советов |
448. Определите характеристики стилей фасилитации, соответствующие типам консультанта (Д.Хирон):
катартический | помогает клиенту в выражении его чувств |
каталитический | готов поделиться с клиентом личной информацией о себе |
самораскрывающийся | «вытягивает» другого человека |
449. Установите содержание каждой группы характеристик имиджа:
внешний облик | склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных Я-личности |
внутреннее содержание личности | привлекательность, уверенность в себе, адекватность образа и ситуации, поведенческая направленность личности и др. |
психологический тип | интеллект, ценностной потенциал, намерения, цели, внутренняя культура,др. |
450. Определите характеристики типов руководителей тренинга (Р. Кочюнас):
«агрессивный лидер» | это единовластный руководитель, навязывающий свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках |
«невмешивающийся лидер» | старается не вмешиваться в ход работы группы, а участникам оказывает минимальную помощь, его заботит групповой процесс как целое |
«холодный и агрессивный лидер» | номинально участвует в работе группы, никогда не вступает в конфронтацию с участниками, склонный держаться на большом расстоянии от них, малоактивный |
451. Определите характеристики типов руководителей тренинга (Р. Кочюнас):
«социальный инженер» | это не слишком требовательный руководитель, который больше руководит работой группы как целого, межличностные отношения и потребности участников тренинга у него на втором плане |
«любящий лидер» | это авторитарный руководитель, он предлагает участникам множество разнообразных групповых упражнений, постоянно контролирует ход работы |
«техник» | заботливый, принимающий во внимание потребности участников группы |
452. Определите содержание представленных принципов взаимодействия тренера с участниками тренинга:
субъектно-субъектный контакт-- | Û предполагает равенство психологических позиций и реализуется в выполнении руководителем и роли ведущего, и роли участника |
принятие себя, каждого участника, всей группы в целом такими, какие они есть | заключается в способности поставить себя на место другого, проявить глубокое понимание, уважение чувств, желаний, мотивов |
конгруэнтность руководителя | выражается в умении доверять групповому процессу, одинаково относиться к плохим и хорошим аспектам, отказ руководителя от позиции «судьи» |
эмпатическое понимание | предполагает искренность, естественность эмоциональных проявлений, реализацию формулы «чувствую, осознаю, выражаю в общении» |
453. Установите содержание каждого шага формирования имиджа тренера:
определение стартовых условий | задача, время, самомаркетинг |
сотворение внешности | поведение при взаимодействии, первое впечатление, поведение в конфликте |
отработка коммуникативной механики | одежда, макияж, невербальные сигналы |
психическое здоровье | здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена |
овладение эффективной поведенческой техникой | рационализация, визуализация, релаксация |
изучение законов ортобиоза | речи, презентационных умений и навыков |
454. Определите характеристики основных ролей тренера (С. Кратохвил):
«активный руководитель» | человек, дистанцирующийся от участников группы и обладающий личностной нейтральностью |
«аналитик» | обычный человек со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами |
«комментатор» | инструктор, учитель, режиссер, инициатор, опекун |
«посредник» | наблюдатель, дающий оценку событиям с личностной и профессиональной позиции |
«член группы» | эксперт, периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его, но при этом он не берет на себя ответственность за происходящее в группе |
455. Определите характеристики стратегий преодоления профессионального сгорания тренера:
осознание существования проблемы | признание необходимости проявления собственной инициативы; проговаривание и анализ ситуации, попытки самому подойти к позитивному решению проблемы |
принятие своей ответственности за решение проблемы | изменение поведения как результат постановки целей (задач), нахождения и реализации новых способов, техник, позволяющие справляться со сгоранием и его причинами |
достижение определенной степени когнитивной ясности | признание наличия изменений в отношении к работе, к себе, к коллегам и клиентам; проявление потребности в изменении |
развитие новых способов, позволяющих справляться со сгоранием | развернутый анализ того, что привело к данному состоянию, выявление всех обстоятельств, определяющих пути решения данной проблемы |