Тема 2.2 Методика проведения тренингового занятия
366. Устойчивые межличностные взаимодействия между участниками, которые побуждают их оставаться в группе; своеобразное коллективное выражение личной принадлежности к группе в силу ее привлекательности для участников – это:
o групповые роли
o структурирование группы
o групповая сплоченность
367. Участнику предоставляется право рассказать о себе то, что он захочет, и назвать свое имя, а каждого следующего участника просят повторить имя соседа – это техники знакомства участников тренинга:
o «рассказ автобиографии»
o «запоминание имен»
o «представление участника»
368. Участникам предлагается ответить на вопросы о целях, задачах тренинга и месте каждого в система занятий (Что значило для вас прийти сюда? Что вы думаете и чувствуете сейчас? и др.) – это техники знакомства участников тренинга:
o «вопросы»
o «представление участника»
o «представление партнера»
369. Партнерам в диаде дается время на узнавание друг друга при помощи вопросов, а затем каждый рассказывает о другом или акцентирует внимание собравшихся на своем впечатлении от рассказа партнера – это техники знакомства участников тренинга:
o «представление партнера»
o «представление участника»
o «вопросы»
370. Участник представляет события из своей жизни, свои планы, интересы, давая им личную окраску, т.е. представляет субъективный взгляд на различные моменты своей жизни – это техники знакомства участников тренинга:
o «недирективное фантазирование»
o «написание автобиографии»
o «представление партнера»
371. Участнику предлагается представить себя кем-то или чем-то и предоставить информацию о себе через представленный образ – это техники знакомства участников тренинга:
o «круговая процедура»
o «недирективное фантазирование»
o «представление участника»
372. Каждому участнику дается немного времени для высказываний, он же получает информацию того, чего хотят от него другие; тренер может задать вопросы об ожиданиях участников от занятия или дать задания на осознание целей и способов их достижения – это техники знакомства участников тренинга:
o «круговая процедура»
o «сессия незавершенных дел»
o «представление участников»
373. На заключительной стадии тренинга участники в свободной форме дают оценку событиям, произошедшим за период тренинга – это техники тренинга:
o «круговая процедура»
o «представление участников»
o «сессия незавершенных дел»
374. Средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения (Л. А. Петровская) – это:
o метод обучения
o метод психологического воздействия
o коммуникативный метод
375. Строго сориентированная комбинация внешних побуждающих действий, обусловливающих необходимую динамику психических процессов, свойств и состояний (Е.В. Руденский) – это:
o метод психологического воздействия
o метод обучения
o коммуникативный метод
376. Подсознательный процесс проецирования на руководителя чувств, установок, испытанных в прошлом по отношению к значимым для участника людям (Р. Кочюнас) – это:
o контперенос
o консенсус
o перенос
377. Круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном контексте (К. Рудестам) – это компонент групповой динамики:
o актуальная роль
o групповая роль
o норма группы
378. Определите прием обострения дискуссии по представленным фразам (действиям) тренера: «Я не уяснил, что вы имели в виду», «Ваш тезис неясен, уточните его, пожалуйста»:
o «сомнение»
o «альтернатива»
o «демонстрация непонимания»
379. Определите прием обострения дискуссии по представленным фразам (действиям) тренера: «Обоснуйте ваше высказывание», «Что это значит?», «Объясните нам, почему это так»:
o «проблематизация»
o «нет-стратегия»
o «альтернатива»
380. Метод тренинга, который обеспечивает совершенствование психических качеств личности, позволяет освободиться от сильных переживаний, усилить ощущение собственной личностной ценности, развить навыки внимания к собственным чувствам, способствует непрямому удовлетворению антисоциальных импульсов – это:
o проективное рисование
o ролевая игра
o разыгрывание ролей
381. Метод тренинга, который включает игры и этюды на использование двигательной экспрессии как средства коммуникации, основным содержанием которых является отработка навыков снятия эмоционального напряжения и образной передачи чувств – это:
o ролевая игра
o психогимнастика
o разыгрывание ролей
382. Методика воздействия человека на свое физическое и психическое состояние посредством формул самовнушения при условии полного мышечного расслабления – это:
o релаксация
o медитация
o аутогенная тренировка
383. Зондирующая техника, в которой тренер начинает с общих, глобальных вопросов и постепенно сужаете фокус, вплоть до той специфической информации, которую стремитесь получить – это:
o «техника воронки»
o «техника сверла»
o «попкорн-техника»
384. Зондирующая техника, в которой тренер заранее определяет области, о которых необходима дополнительная информация, и постепенно в них углубляетесь, пока не наталкиваетесь на нужный ответ – это:
o «техника воронки»
o «попкорн-техника»
o «техника сверла»
385. Стратегия построения вопросов, в которой используется способ опроса группы в такой последовательности, что каждый участник может предсказать, какой ваш вопрос будет адресован именно ему – это:
o «Отравление ядом»
o «Сердечный приступ»
o «Попкорн-вопросы»
386. Стратегия построения вопросов, в которой участники получают вопросы от инструктора внезапно, безо всякого уведомления («поза, пауза, прыжок») – это:
o «Попкорн-вопросы»
o «Сердечный приступ»
o «Отравление ядом»
387. Стратегия построения вопросов, в которой инструктор предлагает вопрос всей группе, происходит постепенное «дозревание», участники отвечают на заданный вопрос, только когда чувствуют себя полностью готовыми к ответу – это:
¤ «Попкорн-вопросы»
o «Сердечный приступ»
o «Отравление ядом»
388. Для успешности функционирования тренинга в группе должно быть:
o 7-10 человек
o не более 10-18 человек
o 20-25 человек
389. Сценарий тренингового занятия, который предполагает взаимодействие ведущего и членов группы на основе обращенности внимания ведущего к неожиданностям, индивидуально-неповторимым поворотам в настроении и поведении участников; который не сводится к схеме или серии последовательно следующих друг за другом упражнений, а предполагает возможность по ходу работы вносить определенные коррективы в свой сценарий занятия – это:
o «скрытый сценарий»
o межличностный сценарий
o «живой сценарий»
390. Коммуникативная техника по применению вопросов на основе правила Сократа предполагает:
o знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника
o подчеркивание и обобщение всех полученных ответов
o обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы
o использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов
o повторение ответов собеседником теми же словами
391. При проведении разминки в ролевой игре реализуются следующие стадии:
Фокусировка внимания участников на задании (теме).
Раскрепощение двигательной активности.
Стимуляция поведенческих реакций.
392. В групповой динамике различаются следующие уровни (Р. Кочюнас):
o отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика
o группа и социум
o группа и тренер
o межличностное взаимодействие
o динамика группы как целого
393. Участниками трениговых групп могут быть люди:
o эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию
o имеющие отклонения в психическом здоровье
o нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных поведенческих нарушений
o те, чья психологическая защита низка, а способность к научению высока
o определяющие гетерогенность состава
394. Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии:
o с биографической ориентацией
o дополнительные дискуссии
o свободные дискуссии
o тематические дискуссии
o дискуссии с ориентацией на взаимодействие
395. А.А. Осипова выделяет следующие виды лидеров в группе:
o «белая овца»
o лидер по способности к руководству
o лидер по популярности
o «черная овца»
o лидер по коммуникации
396. Классификация методик в проективном рисовании включает (С. Кратохвил):
o свободное рисование
o тематическое рисование
o фронтальное рисование
o дополнительное рисование
o с коммуникативное рисование
o овместное рисование
397. Групповой сплоченности способствуют следующе факторы:
o знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга
o совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы
o достаточный уровень гомогенности состава группы
o атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия
o квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности
o возникновение в тренинговой группе мелких
398. Групповой сплоченности способствуют следующе факторы:
o присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников
o активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников
o знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга
o привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника
o наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении
o возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп
399. Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
o возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп
o знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга
o неумелое руководство со стороны ведущего
o отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика
o присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников
o гомогенность состава группы
400. Компонентами групповой динамики являются:
o этапы коммуникации
o стации развития
o фазы развития
o цель, структура группы и лидерство в ней
o групповые роли
o личные контакты
o сплоченность группы
o нормы группы
401. В тренинге проявляются контрпереносы:
o наличие у тренера потребности в постоянной поддержке и одобрении
o участники видят в тренере «эксперта», который дает нужные советы, решает все их проблемы
o участники представляют тренера своим «другом», с которым можно создать товарищеские, теплые отношения
o идентификация тренера с проблемами участников
o проявление тренером симпатии к кому-либо из членов группы
o навязывание тренеров советов участникам тренинга
o желание тренера поддерживать отношения с участниками группы за ее пределами
402. Приемы обострения дискуссии таковы:
o «демонстрация непонимания»
o «проблематизация»
o «да-стратегия»
o «демонстрация увлеченности»
o «альтернатива»
o «доведение до абсурда»
o «нет-стратегия»
403. Установите суть составляющих динамики взаимоотношений членов группы:
это податливость | проявляется в суммировании каждым участником группового опыта |
идентификация | выраженная в том, что каждый из участников так или иначе попадает под влияние как ведущего, так и других членов группы |
присвоение | заключается в стремлении участников к установлению желательных взаимоотношений в группе |
404. Определите вопросы участников тренинга, которые возникают при реализации разных видов «скрытого сценария»:
профессиональный | «Что думают обо мне как о специалисте?», «Не пострадала ли моя репутация?» |
межличностный | «Нравлюсь ли я ведущему?», «Умнее ли меня члены группы?» |
личностный | «Удастся ли мне справиться с эмоциональным напряжением?», «Буду ли я испытывать дискомфорт, если приму участие в этой игре?» |
405. Определите содержание этапов подготовки и проведения тренинговых занятий (Л.А. Петровская).
организационно-подготовительный | происходит сообщение ведущим принципов, норм работы в группе, обсуждаются ритуалы приветствия и прощания; создание настроя участников на предстоящую совместную работу |
вводно-ознакомительный | реализуются цели и задачи тренинга, происходит формирование или корректировка коммуникативных знаний, умений, навыков и поведения участников тренинга |
основной | заключается в подготовке помещения и оборудования для тренинга, подборе участников группы (если необходимо), уточнении содержания работы тренинговой группы |
406. Установите соответствие названий и характеристик фаз групповой динамики (С.С. Харин, А.А. Осипова):
фаза структурирования группы | проявляется высокая сплоченность группы, связи и сотрудничество; группа выступает как единая система |
фаза неуверенности | рабочее состояние группы, когда реализуются активность, проявляется ответственность и открытость в выражении чувств |
фаза целенаправленной деятельности | возрастает дискомфорт, напряжение группы, которая как бы ищет виновного за несбывшиеся надежды на быструю помощь |
фаза активизации | фаза светского разговора или фасадного общения, участники часто отказываются от личностного самовыражения; проявление лабилизации, участники страшатся предстоящей работы, беспокойны, встревожены |
407. Определите характеристику видов ошибок в работе тренера:
методические ошибки | личная ответственность за успехи и неудачи группы |
методические ошибки | попытка применить какой-либо метод в группе без учета ее специфики |
ошибки поведенческого плана | роль «надсмотрщика», который беспрестанно следит за выражением чувств участниками, корректирует их и не позволяет самим нести ответственность за свои чувства |
ошибки поведенческого плана | слишком детальные и сложные объяснения заданий |
408. Определите характеристику видов ошибок в работе тренера:
методические ошибки | затягивание обсуждения проблем |
методические ошибки | позиция «доминирования» руководителя, при которой создается ситуация обращения участника с вопросом не к самому себе, а к ведущему, в ожидании определенных советов и рекомендаций |
ошибки поведенческого плана | поспешность применения каких-либо методов без соответствующей подготовки тренера |
ошибки поведенческого плана | чрезмерная и частая, иногда не обоснованная похвала достижений участников |
409. Определите содержание 1-6 процедур, обеспечивающих оптимальную функциональную ориентацию при разработке упражнений (Л.А. Петровская):
дидактическое упражнение | на формирование у участников определенной когнитивной схемы, необходимой на последующих этапах тренинга |
демонстрация | на активизацию у участников индивидуальной мотивации на обучение |
мотивирование- | на вскрытие проблемы каждого участника или ведущего группы |
проблематизация | на выработку и закрепление на поведенческом уровне того или иного навыка |
феноменология | на фиксацию в сознании участников какого-либо факта поведения, результата взаимодействия |
Тренаж | на определение природы какого-либо психологического механизма диалогического группового взаимодействия |
410. Определите содержание 7-12 процедур, обеспечивающих оптимальную функциональную ориентацию при разработке упражнений (Л.А. Петровская):
Синтез | на поддержание групповой атмосферы |
личностная психокоррекция | на реализацию участниками усвоенных знаний и отработанных целей |
психодинамика | на явления и события, поведенческий рисунок, которые определенным образом моделируются в логике программы |
предметное содержание | на изменение определенной личностной особенности |
групподинамический эффект | на последствия от проведения упражнения |
рамки вариаций упражнения | на потенциальные возможности упражнения, обусловленные его содержанием |
411. Логика построения группового процесса в тренинге такова:
Построение модели идеального поведения во внешнем плане.
Модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.
Происходит выведение неконструктивных элементов и моделей поведения из внутреннего плана во внешний.
412. Установите последовательность фаз групповой динамики в тренинге:
структурирования группы (развития связей и сотрудничества)
фаза неуверенности (ориентации и зависимости)
фаза активизации (конфликта и протеста)
целенаправленной деятельности на основе высокой сплоченности группы
413. Установите последовательность действий тренера при разработке упражнения:
Выделить общие характеристики, структуру и место упражнения в общей программе тренинга или теме заня-тия.
Продумать схему инструктивного управления и определить функциональную направленность ведущего при реализации упражнения.
Выдвинуть общую идею и осуществить проектирование ее предметного содержания, реализующее основное назначение и функциональные задачи упражнения.
Определить методы реализации упражнения.
Продумать техническое и инвентарное сопровождение.
414. Установите стадии развития групповой динамики:
Активизация непосредственного выражения чувств, возникших от взаимодействия с другими членами группы.
Доверие и эмпатия.
Инкаутер социальных масок.
Поиск каждым участником собственных путей для выражения эмоциональной открытости.
Стадия встречи истинных «Я».
415. Схема обсуждения занятия такова:
Указать на какие-либо общие недостатки и ошибки (но без персонификации).
Сказать о своих чувствах.
Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы.
Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников.
Дать высказаться каждому.
Отметить общие положительные достижения.
Найти сходные моменты в выполнении упражнений каждым.
Подчеркнуть, что эти упражнения на следующем занятии нужно выполнять еще лучше.
416. Установите последовательность фаз разработки тренинговой программы:
Разработка системы коррекционных воздействий.
Оценка программы тренинга.
Выбор методов.
Оценка потребности в тренинге.
Спецификация целей тренинга.
Проведение тренинга.
417. Установите последовательность структурных компонентов тренингового занятия:
Предложение ведущим темы занятия
Приветствие.
Основная (рабочая) часть
Подведение итогов занятия
Резюмирование ведущего.
Прощание.
Опрос самочувствия.
Разминочные упражнения.
418. Определить шаги тренера во вводной части тренингового занятия:
Рассказать о себе.
Определить условия проведения тренинга.
Показать актуальность проблемы.
Представить программу тренинга.
Пробудить интерес.
Уменьшить беспокойство членов группы.
Позаботиться о гигиенических факторах и обсудить правила группы.
Познакомить участников.
419. Определите содержание процедур при разработке плана занятия:
Спланировать условия для создания комфортной атмосферы занятия.
Осуществить целеполагание.
Продумать способы изложения теории, с помощью которой можно объяснить действия ведущего.
Подобрать игры и психогимнастические упражнения.
Выбрать упражнения.
Продумать способы вовлечения участников занятия в обсуждение проблем.
Определить варианты завершения работы на занятии (завершающие упражнения, прощание с каждым участником и со всеми), методы оценивания.