Тема 1.2 Коммуникация и коммуникативная компетентность личности
49. Специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи ее эмоционального и интеллектуального содержания – это:
o коммуникация
o взаимодействие
o координация
50. Реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от отправителя к получателю – это:
o коммуникативный канал
o коммуникативный процесс
o канал сообщений
51. Характеристика отношений личности к людям, показывающая степень терпимости (переносимости) к неприятным или неприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по взаимодействию – это:
o ценностное отношение
o Я-концепция личности
o коммуникативная толерантность
52. Способность участника общения координировать собственные речевые действия коммуникативных партнеров в соответствии в выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации – это:
o коммуникативная компетентность
o коммуникативные действия
o коммуникативная задача
53. Вся система целей, результатов, кодирование и раскодирование скрытых мотивов и личных целей – это:
o коммуникативное намерение
o коммуникационные связи
o контекст коммуникации
54. Активность человека по отношению к другому человеку, преследующая определенные цели: передать информацию, изменить поведение, воздействовать на чувства партнера – это:
o коммуникативное намерение
o коммуникативные действия
o мотивация общения
55. Обобщенный опыт человечества, отображение в сознании людей коммуникативных ситуаций и их причинно-следственных связей – это:
o коммуникативные знания
o коммуникативные умения
o субъектный опыт
56. Комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания – это:
o коммуникативные умения
o коммуникативные способности
o коммуникативный процесс
57. Автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций – это:
o коммуникативные навыки
o коммуникативная компетентность
o социальный опыт
58. Координация по поводу приема и передачи информации; согласованность ценностей, оценок и процессов понимания; организация процесса связи между индивидами – это:
o стороны общения
o функции
o грани коммуникации
59. В случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий проявляется качество:
o коммуникативная толерантность
o коммуникативная индифферентность
o коммуникативный негативизм
60. Качество человека, которое охватывает подструктуры личности: эмоциональная, сенсорная (чувственная), этическая, энерго-динамическая, функциональная – это:
o коммуникативную толерантность
o коммуникативная толерантность
o коммуникативное мастерство
61. Предпринятое вербальное воздействие, включающее приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, способные смягчить потери значимой информации при восприятии сообщения, и создать хорошее впечатление – это:
o фильтр доверия
o фасцинация
o совместимость
62. Вопросы, которые используются с целью собрать необходимую информацию и обычно начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?» или с вводных оборотов – это:
o открытые вопросы
o закрытые вопросы
o сбивающие вопросы
63. Вопросы, которые полезны для проверки информации или ограничения возможностей выбора и требуют однозначного ответа, состоящего из одного слова – это:
o закрытые вопросы
o открытые вопросы
o вопросы с подтекстом
64. Вопросы, с помощью которых просят дополнения или пояснения к уже полученным ответам, получить недостающую информацию, могут использоваться также для проверки мотивации и чувств, истинных намерений собеседника, когда в этом вопросе нет ясности – это:
o вспомогательные вопросы
o провокационные вопросы
o зондирующие вопросы
65. Вариант зондирующих вопросов, с помощью которых интервьюер может проверить, точно ли он сформулировал свой вопрос, а респондент – верно ли он понял вопрос собеседника, затем снова интервьюер – правильно ли он понял ответ:
o комментирующие вопросы
o уточняющие вопросы
o поисковые вопросы
66. Вопросы, которые содержат в себе некое косвенное утверждение – это:
o презумптивные вопросы
o провокационные вопросы
o наводящие вопросы
67. Вопросы, которые служат для того, чтобы подвести отвечающего к ответу, который ожидает услышать их автор – это:
o презумптивные вопросы
o возвратные вопросы
o наводящие вопросы
68. Вопросы, которые позволяют продемонстрировать включенность в разговор, позволяют говорящему проявить внимание к собеседнику и к тому, что он уже сказал, и таким образом, поощряя его, вести дальнейший разговор – это:
o возвратные вопросы
o провокационные вопросы
o вопросы с подтекстом
69. Вопросы, которые помогают управлять группой посредством концентрации ее внимания на определенных областях, направлениях, важных проблемах – это:
o направленные вопросы
o провокационные вопросы
o гипотетические вопросы
70. Вопросы, которые провоцируют негативную или просто сильную эмоциональную реакцию собеседника – это:
o наводящие вопросы
o вопросы с подтекстом
o провокационные вопросы
71. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся:
o убеждать партнера в нашей правоте
o приобщать партнера к нашим ценностям
o преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера
o устранят обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия
72. В коммуникации отправитель отвечает за:
o степень активности коммуниканта
o планирование и организацию послания
o кодирование информации, выбор языка и канала
o возможность минимизации потерь от помех и барьеров
o способность коммуниканта декодировать информацию
73. Видами коммуникативного взаимодействия являются:
o убеждающее
o суггестивное
o эмоциональное заряжение
o функциональное
o социальное
74. Выделите особенности поведения педагога, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности:
o не умеет или не хочет понимать или принимать индивидуальность других людей
o не обращает внимание на нарушение нравственных норм другими людьми
o не реагирует на проявление у коллег других эстетических вкусов
o оценивая поведение, образ мыслей людей, рассматривает в качестве эталона себя
o категоричен или консервативен в оценке воспитанников и своих коллег
o плохо приспосабливается к характерам, привычкам, установкам, притязаниям других
75. Открытые вопросы применяются:
o для установления контакта, создания вовлеченности и заинтересованности
o для предоставления слушающему возможности свободного ответа
o для детального анализа мнений
o для подтверждения понимания фактов
o для принятия решения в случае существования только двух альтернатив
76. Закрытые вопросы применяются:
o когда достаточно бывает прямого ответа «да» или «нет»;
o для подтверждения понимания фактов;
o для принятия решения в случае существования только двух альтернатив
o для проверки степени понимания информации
o для получения недостающей информации
77. В коммуникативной культуре педагога можно опознать следующие личностные проявления:
o пластичность
o доминантность
o разновидности ролевого поведения
o характер
o фасцинация
o воспитанность
78. Вербальная компетентность проявляется в:
o уместности тех или иных высказываний с участниками делового взаимодействия
o умении интерпретировать невербальные сигналы в ходе общения
o отсутствии закрытых поз и установлении зрительного контакта с участниками делового взаимодействия
o отсутствии трудностей в письменной речи, в оформлении деловой документации
o развитом тезаурусе и метафоричность речи
o умение вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них
79. Установите цели субъектов коммуникации:
цель коммуникатора | оказать на получателя определенное воздействие, кодируя сообщение с помощью символов |
цель коммуниканта | декодированbе сообщения для его распознавания |
80. Установите соответствие названий и характеристик уровней (форм) коммуникативной толерантности:
ситуативная коммуникативная толерантность | фиксируется в отношениях данной личности к другому конкретному человеку |
типологическая коммуникативная толерантность | выявляется в отношениях человека к собирательным типам личности или группам людей |
81. Установите соответствие названий и характеристик уровней (форм) коммуникативной толерантности:
профессиональная толерантность | проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по поводу деятельности |
общая коммуникативная толерантность | просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека |
82. Установите цели видов вопросов:
тренировочные вопросы | контроль и оценка уровня понимания |
вопросы для проверки | расширить понимание |
83. Установите характеристики типов коммуникативных позиций:
jткрытая | отсутствует заинтересованность в обратной связи или не умеют это показать |
закрытая | демонстрируется готовность к общению или прямо стимулируется активная обратная связь |
пассивная | в формальных отношениях; констатирующий тип информации, нет интереса, как поведение будет воспринято другими |
84. Определите специфику форм коммуникативной деятельности:
субъект-субъектное отношение | подражание, один из участников общения выбирает себе партнера, которого использует в качестве образца для подражания |
субъект-объектные отношения | партнерское общение (на принципе паритета), диалог равноправных личностей, есть психическое образование «МЫ» |
объект-субъектные отношения | один участник общение рассматривает другого как объект целенаправленного воздействия |
85. Установите особенности представленных видов вопросов:
тренировочные вопросы | изменяют темп получения информации |
тренировочные вопросы | возвращают группу в русло рассматриваемой темы |
вопросы для проверки | обеспечивают реализацию своей линии в руководстве |
вопросы для проверки | поощряют познавательную, мыслительную активность |
86. Определите особенности представленных видов вопросов:
тренировочные вопросы | усиливают включенность в работу |
тренировочные вопросы | позволяют удостовериться, понимает ли группа, о чем идет речь |
вопросы для проверки | обеспечивают концентрацию внимания на каком-то конкретном аспекте |
вопросы для проверки | позволяют расширить те области, где требуется помощь |
87. Установите вид вопроса в примерах:
вопрос для проверки | «Есть ли такие моменты, которые необходимо прояснить, повторить или подчеркнуть?» |
тренировочные вопросы | «Кто же, хотя бы изредка, не сталкивался с подобной проблемой?» |
88. Определите виды вопросов в примерах:
зондирующий вопрос | «Если я правильно уловил, вы полагаете, что... Это так?» |
уточняющий вопрос | «Вы сказали, что делали то-то и то-то. Не могли бы вы рассказать об этой работе подробнее?» |
презумптивный вопрос | «На какой машине вы ездите?» (без предварительного выяснения, тем самым утверждая, что собеседник имеет машину и умеет ее водить) |
89. Определите виды вопросов в примерах:
наводящий вопрос | «Вы сказали, что без дополнительных временных затрат эти проблемы ни решить?», «Так, значит, сутъ вашего плана – вложение средств в новое оборудование?» |
возвратный вопрос | «Можно ли сегодня создать комфортные условия для труда педагогов-новаторов, внедряющих новые технологии?» |
направленный вопрос | «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?» |
90. Установите соответствие названий и характеристик основных подструктур личности, обуславливающих коммуникативную толерантность:
эмоциональная подструктура | закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности – прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания |
сенсорная (чувственная) подструктура | демонстрирует преобладающий спектр чувств, в котором чаще всего пребывает данный человек |
функциональная подструктура | включает особенности чувственного восприятия мира на уровне ощущений (сенсорная организация человека по ведущему каналу восприятия) |
91. Установите соответствие названий и характеристик основных подструктур личности, обуславливающих коммуникативную толерантность:
ценностно-ориентационная подструктура | вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего |
эстетическая подструктура | охватывает область предпочтений вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического |
этическая подструктура | выражает нравственные нормы, которых придерживается человек |
92. Установите соответствие названий и характеристик основных подструктур личности, обуславливающих коммуникативную толерантность:
алгоритмическая подструктура | объединяет разные личностные качества, у которых есть общее – однообразие воспроизводимости |
характерологическая подструктура | сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности |
интеллектуальная подструктура | передает парадигму (стиль, тип) мыслительной деятельности конкретного человека, т.е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений |
93. Установите содержательную направленность вопросов в модели исследования коммуникации (Лассуэлл):
Кто говорит? | Коммуниканту |
Что сообщает? | результаты декодирования, понимания |
Кому передает? | Коммуникатор |
По какому каналу? | вербальными, невербальными |
Какими средствами? | Информацию |
Какими ресурсами? | письменному, устному; аудиальному, визуальному и др. |
Какими технологиями? | указываются приемы и методы |
В какой ситуации? | финансовыми, информационными |
С каким эффектом? | благоприятной, неблагоприятной или нейтральной |
94. Установите соответствие названий и характеристик личностных проявлений коммуникативной культуре педагога:
Фасцинация | способность изменяться в соответствии с требованиями окружающей обстановки |
Пластичность | преобладание каких-либо свойств личности (интровертность-экстравертность, эмоциональность, особенности характера и пр.) |
доминантность | выполнение педагогом различных ролей в зависимости от ситуации (друг, советчик, наставника и др.) |
разновидности ролевого поведения | способность педагога эмоционально и силой знаний заражать воспитанников |
95. В процессе коммуникации реализуется следующая последовательность фаз контакта:
взаимоотражение
взаимоинформирование
взаимонаправленность
взаимоотключение
96. Техника установления контакта с собеседником (приемы начала деловой беседы) включает следующие шаги:
сокращение дистанции (физической и социальной)
дать понять собеседнику, что вы готовились к встрече с ним
проявление искреннего интереса к проблеме собеседника
приветствие
установить контакт глаз с собеседником