Методика 8. Определение ценностных ориентаций

Учащихся

Предлагаемая методика позволяет выявить ценности, на которые ориентирована личность (что является значимым, важным для человека в жизни).

Учащимся предлагаются 24 карточки (они должны быть небольшого размера, чтобы их можно было свободно разме­стить на столе), на каждой из которых написано ценностное качество и порядковый номер.

1. Интересная работа   13. Широкий кругозор, обра­зованность
2. Хорошие друзья       14. Любовь
3. Уверенность в себе       15. Жизнерадостность, опти­мизм
4. Физическая сила       16. Аккуратность
5. Непримиримость к недо­статкам в себе     17. Чувство юмора
  6. Непримиримость к недо­статкам в людях     18. Умение уважать чужие вкусы и привычки
  7. Добросовестное отноше­ние к труду     19. Ответственность  
  8. Воспитанность   20. Высокая зарплата
  9. Честность, правдивость     21. Взаимопонимание, доб­рожелательность
10. Искренность     22. Чувство собственного до­стоинства
11. Сдержанность, самоконтроль     23. Здоровье
  12. Доброта, чуткость, заботливость     24. Обладание модными, престижными вещами

Инструкция для учащегося.На каждой из предлагаемых Вам карточек написано качество, которое для Вас более или менее значимо. То качество, которое для Вас имеет большее значение, важно для Вас в жизни прежде всего, поставьте на первое место. Далее располагайте качества в порядке умень­шения их значения для Вас. В конце ряда окажется качество, которое Вам безразлично. Карточки лучше разложить в три колонки. Таким образом, в первой колонке окажутся качест­ва, наиболее ценные для Вас, а в последней — менее ценные. На листе ответов проставьте цифры от 1 до 24 и рядом на­пишите номера карточек, которые соответствуют этим по­рядковым номерам.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы разбиваются на три блока (по 8 ценностей):

1—8 — предпочитаемые ценности;

9—16 — приемлемые ценности;

17—24 — отвергаемые ценности.

После обработки ответов нужно проанализировать, ка­кие ценности чаще всего входят в первый блок, какие — во второй и в третий.

После выявления общегрупповой иерархии ценностей следует проанализировать степень соответствия ценностей каждого учащегося общегрупповым ценностям, причины со­ответствия или несоответствия, а также осмыслить причины, побуждающие учащегося определенным образом оценивать качества. Так, внесение в первый блок ценности «здоровье» часто свидетельствует о собственном нездоровье или нездо­ровье близких людей.

Приведенные методики диагностики составляющих профнаправленности учащихся ПТУ имеют не только диагностиче­ское, но и воспитательное значение (учащимся предлагают оценить отношение к формированию у себя определенных ка­честв, их вынуждают задуматься над своей подготовленностью к профессиональной деятельности, сделать первый шаг в по­становке задач в области профессионального самовоспита­ния).

Итак, мы рассмотрели диагностику профессиональной направленности и основных ее компонентов: мотивов, инте­ресов, ценностных ориентации. Для чего начинающему педагогу рекомендуются различные методики, диагностирую­щие, по сути, одно, пусть и очень важное, психологическое качество личности?

Сразу после зачисления учащихся в училище следует опре­делить их профессиональную направленность. По результа­там опросника учащиеся делятся на три группы: профнаправленность выражена хорошо, удовлетворительно и отсутствует. Очевидно, мастеру производственного обучения следует об­ратить внимание в первую очередь на третью группу учащихся (они иногда составляют половину учебной группы), изучить причины столь «прохладного» отношения к будущей профес­сии. Поэтому мы рекомендуем у этой части учащихся опреде­лить мотивы выбора профессии, отношение к ней, интересы, ценностные ориентации. Диагностика компонентов профнаправленности поможет молодому специалисту уточнить диагноз, глубже понять, что же повлияло на выбор профес­сии, найти пути коррекции будущей профессиональной несо­стоятельности.

После обработки результатов опроса с каждым учащимся следует провести беседу, которая поможет наметить тактику формирования и самовоспитания профессиональной направ­ленности. Особо хочется подчеркнуть, что педагогическая диа­гностика учащихся не является только средством познания; со­вместно с учащимся мастер производственного обучения мо­жет преодолеть уже появившийся профессиональный недуг.



Наши рекомендации