Методика 8. Определение ценностных ориентаций
Учащихся
Предлагаемая методика позволяет выявить ценности, на которые ориентирована личность (что является значимым, важным для человека в жизни).
Учащимся предлагаются 24 карточки (они должны быть небольшого размера, чтобы их можно было свободно разместить на столе), на каждой из которых написано ценностное качество и порядковый номер.
1. Интересная работа | 13. Широкий кругозор, образованность | |
2. Хорошие друзья | 14. Любовь | |
3. Уверенность в себе | 15. Жизнерадостность, оптимизм | |
4. Физическая сила | 16. Аккуратность | |
5. Непримиримость к недостаткам в себе | 17. Чувство юмора | |
6. Непримиримость к недостаткам в людях | 18. Умение уважать чужие вкусы и привычки | |
7. Добросовестное отношение к труду | 19. Ответственность | |
8. Воспитанность | 20. Высокая зарплата | |
9. Честность, правдивость | 21. Взаимопонимание, доброжелательность | |
10. Искренность | 22. Чувство собственного достоинства | |
11. Сдержанность, самоконтроль | 23. Здоровье | |
12. Доброта, чуткость, заботливость | 24. Обладание модными, престижными вещами |
Инструкция для учащегося.На каждой из предлагаемых Вам карточек написано качество, которое для Вас более или менее значимо. То качество, которое для Вас имеет большее значение, важно для Вас в жизни прежде всего, поставьте на первое место. Далее располагайте качества в порядке уменьшения их значения для Вас. В конце ряда окажется качество, которое Вам безразлично. Карточки лучше разложить в три колонки. Таким образом, в первой колонке окажутся качества, наиболее ценные для Вас, а в последней — менее ценные. На листе ответов проставьте цифры от 1 до 24 и рядом напишите номера карточек, которые соответствуют этим порядковым номерам.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы разбиваются на три блока (по 8 ценностей):
1—8 — предпочитаемые ценности;
9—16 — приемлемые ценности;
17—24 — отвергаемые ценности.
После обработки ответов нужно проанализировать, какие ценности чаще всего входят в первый блок, какие — во второй и в третий.
После выявления общегрупповой иерархии ценностей следует проанализировать степень соответствия ценностей каждого учащегося общегрупповым ценностям, причины соответствия или несоответствия, а также осмыслить причины, побуждающие учащегося определенным образом оценивать качества. Так, внесение в первый блок ценности «здоровье» часто свидетельствует о собственном нездоровье или нездоровье близких людей.
Приведенные методики диагностики составляющих профнаправленности учащихся ПТУ имеют не только диагностическое, но и воспитательное значение (учащимся предлагают оценить отношение к формированию у себя определенных качеств, их вынуждают задуматься над своей подготовленностью к профессиональной деятельности, сделать первый шаг в постановке задач в области профессионального самовоспитания).
Итак, мы рассмотрели диагностику профессиональной направленности и основных ее компонентов: мотивов, интересов, ценностных ориентации. Для чего начинающему педагогу рекомендуются различные методики, диагностирующие, по сути, одно, пусть и очень важное, психологическое качество личности?
Сразу после зачисления учащихся в училище следует определить их профессиональную направленность. По результатам опросника учащиеся делятся на три группы: профнаправленность выражена хорошо, удовлетворительно и отсутствует. Очевидно, мастеру производственного обучения следует обратить внимание в первую очередь на третью группу учащихся (они иногда составляют половину учебной группы), изучить причины столь «прохладного» отношения к будущей профессии. Поэтому мы рекомендуем у этой части учащихся определить мотивы выбора профессии, отношение к ней, интересы, ценностные ориентации. Диагностика компонентов профнаправленности поможет молодому специалисту уточнить диагноз, глубже понять, что же повлияло на выбор профессии, найти пути коррекции будущей профессиональной несостоятельности.
После обработки результатов опроса с каждым учащимся следует провести беседу, которая поможет наметить тактику формирования и самовоспитания профессиональной направленности. Особо хочется подчеркнуть, что педагогическая диагностика учащихся не является только средством познания; совместно с учащимся мастер производственного обучения может преодолеть уже появившийся профессиональный недуг.