Методика 3. Опросник Дж. Холланда
По определению профессионально
Ориентированного типа личности
Для оценки профессионального личностного типа можно использовать методику Джона Холланда. Концепция Холланда заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость и т. п. зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личности которых характеризуются общими взглядами, наклонностями, установками и т. п. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать отличие модели окружающей человека профессиональной среды. Люди стремятся найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные Ориентации, заняться интересующими их проблемами.
Инструкция.Ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре постарайтесь найти ту, которой отдаете предпочтение.
а) инженер-строитель б) инженер-конструктор | а) электротехник б) санитарный врач | а) повар б) наборщик | а) фотограф б) завмагазином | а) чертежник б) дизайнер | а) философ б) психиатр |
а) ученый-химик б) бухгалтер | а) редактор журнала б) адвокат | а) лингвист б) переводчик художественной литературы | а) педиатр б) статистик | а) организатор б) председатель профсоюза | а) спортивный врач б) фельетонист |
а) нотариус б) снабженец | а) оператор ЭВМ б) карикатурист | а) политический деятель б) писатель | а) садовник б) метеоролог | а) водитель троллейбуса б) фельдшер | а) инженер-электронщик б) секретарь |
а) маляр б) художник по металлу | а) биолог б) главный врач | а) телеоператор б) режиссер | а) гидролог б) ревизор | а) зоолог б) зоотехник | а) математик б) архитектор |
а) работник ДКМ 6) счетовод | а) учитель б) директор школы | а) воспитатель б) художник по керамике | а) экономист б) завотделом | а) корректор 6) критик | а) завхоз б) музыкант |
а) радиооператор б) физик-ядерщик | а) наладчик б) монтажник | а) агроном б) председатель сельхозкооператива | а) закройщик-модельер б)декоратор | а) археолог б) эксперт | а) работник музея б) консультант |
а) ученый б) актер | а)логопед б) стенографист | а)врач б) дипломат | а) главный бухгалтер б) директор предприятия | а) поэт б) психолог | а) архивариус б) скульптор |
При подведении итогов данные испытуемым ответы отмечаются в ключе и подсчитывается количество ответов по каждому типу личности. За ответ начисляется 1 балл. Количество баллов по каждому типу личности характеризует выраженность его у испытуемого.
Ключ
Р | Ин | С | К | П | Ар |
1а | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
2а | 6а | 6б | 7б | 8б | 9б |
3а | 7а | 10а | 10б | 11б | 12б |
4а | 8а | 11а | 13а | 13б | 14б |
5а | 9а | 12а | 14а | 15а | 15б |
16а | 16б | 17б | 18б | 21а | 19б |
17а | 20а | 20б | 22б | 26б | 21б |
18а | 22а | 25а | 25б | 28б | 24б |
19а | 23а | 26а | 28а | 30а | 27б |
23б | 24а | 27а | 29а | 33б | 29б |
31а | 31б | 36б | 32б | 35б | 30б |
32а | 35а | 38а | 38б | 37б | 34б |
33а | 36а | 39а | 40а | 39б | 41а |
34а | 37а | 41б | 42а | 40б | 42б |
Шкала оценок
0—4 баллов — отсутствие выраженности типа личности;
5—7 баллов — низкий уровень;
8—11 баллов — средний;
12 и более баллов — высокий.
Дж. Холланд выделял шесть типов:
1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности, развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуемые занятия: механик, электрик, инженер, агроном.
2. Интеллектуальный тип — внесоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем: активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, психологи, врачи).
4. Конвенциалъный тип — предпочитает четко сконструированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен (не любит смену деятельности), зависим. Не стремится к организаторской деятельности, преобладают математические способности. Усидчивый, спокойный.
Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
5. Предприимчивый тип — избирает деятельность, которая позволяет проявить энергию, энтузиазм, импульсивность. Стремится к лидерству, любит признание, любит руководить, любит приключения. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочтительна следующая деятельность: менеджер, бизнесмен, предприниматель, директор.
6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего Я. Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.