Методика 3. Опросник Дж. Холланда

По определению профессионально

Ориентированного типа личности

Для оценки профессионального личностного типа мож­но использовать методику Джона Холланда. Концепция Холланда заключается в том, что профессиональная успеш­ность, удовлетворенность, устойчивость и т. п. зависят в пер­вую очередь от соответствия типа личности типу профессио­нальной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личности которых характеризуются общими взглядами, наклонностями, установками и т. п. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в доста­точной мере одинаково, создавая тем самым свою характер­ную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать отличие модели окружающей человека профес­сиональной среды. Люди стремятся найти среду и профес­сию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные Ориентации, заняться интересующими их проблемами.

Инструкция.Ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре постарайтесь найти ту, которой отдаете предпочтение.

а) инженер-строитель б) инженер-конструктор а) электротех­ник б) санитар­ный врач а) повар б) наборщик а) фотограф б) завмагазином а) чертежник б) дизайнер а) философ б) психиатр
а) ученый-химик б) бухгалтер а) редактор журнала б) адвокат а) лингвист б) переводчик художествен­ной литерату­ры а) педиатр б) статистик а) организа­тор б) председа­тель профсо­юза а) спортив­ный врач б) фельето­нист
а) нотариус б) снабженец а) оператор ЭВМ б) карикату­рист а) политиче­ский деятель б) писатель а) садовник б) метеоролог а) водитель троллейбуса б) фельдшер а) инженер-электронщик б) секретарь
а) маляр б) художник по металлу а) биолог б) главный врач а) телеопера­тор б) режиссер а) гидролог б) ревизор а) зоолог б) зоотехник а) математик б) архитектор
а) работник ДКМ 6) счетовод а) учитель б) директор школы а) воспитатель б) художник по керамике а) экономист б) завотделом а) корректор 6) критик а) завхоз б) музыкант
а) радиоопе­ратор б) физик-ядерщик а) наладчик б) монтажник а) агроном б) председа­тель сельхоз­кооператива а) закройщик-модельер б)декоратор а) археолог б) эксперт а) работник музея б) консуль­тант
а) ученый б) актер а)логопед б) стеногра­фист а)врач б) дипломат а) главный бухгалтер б) директор предприятия а) поэт б) психолог а) архивариус б) скульптор


При подведении итогов данные испытуемым ответы от­мечаются в ключе и подсчитывается количество ответов по каждому типу личности. За ответ начисляется 1 балл. Коли­чество баллов по каждому типу личности характеризует вы­раженность его у испытуемого.

Ключ

Р Ин С К П Ар
10а 10б 11б 12б
11а 13а 13б 14б
12а 14а 15а 15б
16а 16б 17б 18б 21а 19б
17а 20а 20б 22б 26б 21б
18а 22а 25а 25б 28б 24б
19а 23а 26а 28а 30а 27б
23б 24а 27а 29а 33б 29б
31а 31б 36б 32б 35б 30б
32а 35а 38а 38б 37б 34б
33а 36а 39а 40а 39б 41а
34а 37а 41б 42а 40б 42б
           

Шкала оценок

0—4 баллов — отсутствие выраженности типа личности;

5—7 баллов — низкий уровень;

8—11 баллов — средний;

12 и более баллов — высокий.

Дж. Холланд выделял шесть типов:

1. Реалистический тип — несоциальный, ориентирован­ный на настоящее, эмоционально стабильный, занимаю­щийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим мо­торной ловкости, конкретности, развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуемые занятия: механик, электрик, инженер, аг­роном.

2. Интеллектуальный тип — внесоциален, аналитичен, ра­ционален, независим, оригинален. Преобладают теоретиче­ские ценности, любит решать задачи, требующие абстрактно­го мышления, гармонично развиты вербальные и невербаль­ные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

3. Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление по­учать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проб­лем: активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение об­щаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, психологи, врачи).

4. Конвенциалъный тип — предпочитает четко сконструиро­ванную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен (не любит смену деятельности), зависим. Не стремится к организаторской деятельности, преобладают математические способности. Усидчивый, спокойный.

Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип — избирает деятельность, которая позволяет проявить энергию, энтузиазм, импульсивность. Стремится к лидерству, любит признание, любит руково­дить, любит приключения. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руковод­ством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, об­ладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: менеджер, бизнесмен, предприниматель, директор.

6. Артистический тип — опирается на эмоции, вообра­жение, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь. Незави­сим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего Я. Он несоциален в том смысле, что не придержива­ется условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.

Наши рекомендации