Особенности психодиагностики
В возрасте ранней юности
При диагностике учащихся раннего юношеского возраста необходим особый подход, учитывающий их практически взрослые черты.
По уровню своего интеллектуального развития они не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес. Вряд ли юноша станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него мало интересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии.
Подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям подросткового возраста. Вполне допустимо, например, дать возможность несколько отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу. Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важнейших признаков интеллектуальной развитости даже в том случае, если юноши не до конца справляются с заданием. Многие тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, но в то же время допускают и отклонения от них. По отношению к юношам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности.
В методиках, предназначенных для психодиагностики юношей, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста.
Ранняя юность — это период осознания и принятия человеком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него людей. Это начало подлинно взрослой сложной как внутренней, так и внешней адаптации к жизни, включая принятие многих условностей социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени и в данной ситуации. Однако существуют некоторые исключения, касающиеся содержания применяемых методик, т. к. многие проблемы, актуальные для взрослых людей, могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики в раннем юношеском возрасте, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности. Оценивая психодиагностические и индивидуальные данные юношей и девушек, целесообразно сравнивать их не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые.
Тестирование в этом возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими условиями, в частности, является занятие на уроках, в производственных мастерских, а также во внеурочное время. Практическое знакомство с методиками психодиагностики органически входит в программу курса «Профессиональное досамоопределение» и содержание занятий по психологии, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них.
Психодиагностика — теория и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.
Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические — на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования. Главное в психодиагностике — перенесение акцента с акта выбора профессии на правильную оценку индивидуально-психологических особенностей учащихся и определение своего отношения к миру профессий в целом, а также на нахождение личностного смысла в профессиональном будущем.
Психодиагностику применяют (используют) для решения следующих задач:
• определения профессиональной направленности учащихся: мотивов, интересов, ценностных ориентации, отношений и установок;
• принятия решения о смене получаемой учебной профессии или коррекции профессионального самоопределения;
• осуществления оценки и контроля уровня развития профессионально значимых свойств и качеств учащихся;
• выбора действенных психолого-педагогических технологий развития способностей, востребованных в будущей профессии;
• стимулирования учащихся в самопознании и самосовершенствования в плане подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называют методом. Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа (см.: [71. С. 170]).
При диагностике параметров компонентов профессионального самоопределения используют наблюдение, разнообразные анкеты, беседы, тесты, сочинения на тему о выборе профессии и т. п.
4.3. Методики определения