Основные проблемы дошкольников
Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). Вэто же время происходит закладка общего фундамента познавательных способностей, в личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Развитие, как правило, сопровождается определенной проблематикой, могущей стать предметом психологической консультации.
По данным Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г. Лидерса, наиболее многочисленную группу посетителей психологической консультации составляют родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время есть определенные трудности, связанные с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями.
Типичны жалобы родителей на:
непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды);
плохую память; невнимательность; неорганизованность поведения; медлительность; робость; неусидчивость; леность; «беззастенчивость»; лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т.е. детское фантазирование);
слабоволие (точнее, непроизвольность поведения) и др.
Эти многообразные жалобы имеют в своей основе несколько причин, которые можно объединить в две большие группы: причины, связанные с детьми, и причины, связанные с родителями.
Причины, связанные с детьми
/. Действительная задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, компенсированная гидроцефалия, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний и т.д.
Тактика: психодиагностика, психокоррекция, консультации и работа психоневролога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур часто используются тесты на интеллектуальную деятельность.
2. Формирование акцентуаций характера. Акцентуации — своеобразные заострения характера. В сочетании с неправильным типом воспитания акцентуация приводит к психопатическому развитию. Например, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи»).
Тактика: психодиагностика, консультирование родителей, рекомендации по поводу воспитания.
3. Ускоренное психическое развитие (общее и парциальное). Ребенок вдруг начинает несоответственно возрасту читать, писать, рисовать, слагать стихи и т.д. и т.п. Такие случаи являются более редкой причиной обращения за помощью к психологу-консультанту, но в практике встречаются.
Тактика: психодиагностика, индивидуальная программа занятий.
4. Нарушения в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «непопулярных» (иначе «звезд» и «изолированных»). Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность поведения и др.
Тактика; консультирование воспитателей, психокоррекция.
5. Нарушения в сфере взаимоотношений в семье (синдром единственного ребенка, конкурентные взаимоотношения с братьями или сестрами). Тактика: семейная терапия.
6. Левостороннее доминирование руки или смешанная латеральность. Показано, что у этой группы детей достоверно чаще наблюдаются различные осложнения в формировании психических функций: речи, пространственного анализа, тонкой моторики и др.
Тактика: психокоррекция, индивидуальная программа занятий.
7. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание, энурез и т.д.). Случаи появления симптоматики могут быть связаны как с конкретной единичной психотравмой (например, ребенка испугала собака), так и с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которым родители уделяют много внимания и т.п.).
Тактика, лечение у врача-психотерапевта, семейная терапия,
8. Адаптация при поступлении в дошкольное учреждение, готовность к школе. У многих детей возникают разнообразные дезадаптивные реакции — от капризного поведения до соматических симптомов типа повышения температуры или рвоты. Важно также выявить степень готовности к постижению школьной программы, развитие различных психических функций, личностно-межличностную готовность и т.д.
Тактика: психодиагностика, психокоррекция, программы подготовки.