Основные проблемы дошкольников

Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного пе­риода у ребенка интенсивно развиваются все психичес­кие функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). Вэто же время происходит закладка общего фундамента познавательных способностей, в личностной сфере фор­мируется иерархическая структура мотивов и потребнос­тей, самооценка, элементы волевой регуляции поведе­ния. Активно усваиваются нравственные формы поведе­ния. Развитие, как правило, сопровождается определенной проблематикой, могущей стать предметом психологичес­кой консультации.

По данным Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г. Лидерса, наиболее многочисленную группу посетите­лей психологической консультации составляют родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время есть опреде­ленные трудности, связанные с их возрастными или инди­видуально-психологическими особенностями.

Типичны жалобы родителей на:

непослушание и упрям­ство детей (особенно в кризисные периоды);

плохую па­мять; невнимательность; неорганизованность поведения; медлительность; робость; неусидчивость; леность; «беззас­тенчивость»; лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т.е. детское фантазирование);

слабоволие (точнее, непроизвольность поведения) и др.

Эти многообразные жалобы имеют в своей основе не­сколько причин, которые можно объединить в две боль­шие группы: причины, связанные с детьми, и причины, связанные с родителями.

Причины, связанные с детьми

/. Действительная задержка умственного или общего пси­хического и личностного развития (инфантилизм). При­чиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, компенсированная гидроцефалия, оста­точные симптомы родовых травм, последствия ран­них инфекционных заболеваний и т.д.

Тактика: психодиагностика, психокоррекция, консультации и работа психоневролога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур часто используются тесты на интеллектуальную деятельность.

2. Формирование акцентуаций характера. Акцентуации — своеобразные заострения характера. В сочетании с неправильным типом вос­питания акцентуация приводит к психопатическому развитию. Например, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в вос­питании («кумир семьи»).

Тактика: психодиагностика, консультирование родителей, рекомендации по поводу воспитания.

3. Ускоренное психическое развитие (общее и парциальное). Ребенок вдруг начинает несоответственно возрасту чи­тать, писать, рисовать, слагать стихи и т.д. и т.п. Та­кие случаи являются более редкой причиной обраще­ния за помощью к психологу-консультанту, но в практике встречаются.

Тактика: психодиагностика, индивидуальная программа занятий.

4. Нарушения в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «по­пулярных» и «непопулярных» (иначе «звезд» и «изо­лированных»). Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревож­ность, конфликтность, агрессивность поведения и др.

Тактика; консультирование воспитателей, психокоррекция.

5. Нарушения в сфере взаимоотношений в семье (синдром единственного ребенка, конкурентные взаимоотноше­ния с братьями или сестрами). Тактика: семейная терапия.

6. Левостороннее доминирование руки или смешанная латеральность. Показано, что у этой группы детей дос­товерно чаще наблюдаются различные осложнения в формировании психических функций: речи, про­странственного анализа, тонкой моторики и др.

Тактика: психокоррекция, индивидуальная программа занятий.

7. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание, энурез и т.д.). Случаи появления симптоматики мо­гут быть связаны как с конкретной единичной пси­хотравмой (например, ребенка испугала собака), так и с характером взаимоотношений в семье (напри­мер, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которым родители уде­ляют много внимания и т.п.).

Тактика, лечение у врача-психотерапевта, семейная терапия,

8. Адаптация при поступлении в дошкольное учреждение, готовность к школе. У многих детей возникают раз­нообразные дезадаптивные реакции — от капризно­го поведения до соматических симптомов типа по­вышения температуры или рвоты. Важно также выя­вить степень готовности к постижению школьной программы, развитие различных психических функ­ций, личностно-межличностную готовность и т.д.

Тактика: психодиагностика, психокоррекция, программы подготовки.

Наши рекомендации