УЭ 4.4. Особенности работы педагога-психолога с учащимися старших классов
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Повторитьтему «Психологическая характеристика учащихся старших классов». | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Психология развития». |
Задание 2. Подготовить сообщение на тему «Факторы профессионального самоопределения» | При подготовке сообщения помимо психологической литературы можно опираться на собственный опыт |
Задание 3. Подготовить конспект беседы со старшеклассниками на актуальную для данного возраста тему. | |
Задание 4. Составить картотеку диагностических методик для подростков по выявлению уровня умственного развития, положения его в группе сверстников, особенностей эмоционального развития (не менее 10). | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курсов «Детская практическая психология» и «Психодиагностика». |
Информационный блок.Работа педагога-психолога с обучающимися старших классов направлена на реализацию основных задач развития в ранней юности:
1. обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
2. обретение психосексуальной идентичности (осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола);
3. профессиональное самоопределение (самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выборе будущей профессии);
4. развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Юноши и девушки «группы риска». Аддиктивное поведение: понятие (от англ. аddiction — пагубная привычка) используется рядом авторов для описания поведения, включающего употребление различных психоактивных веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость.
Факторы, приводящие юношей к аддиктивному поведению:
1) наследственная отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями;
2) большая частота перенесенных детских инфекций;
3) распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики). Для юношей, употребляющих токсикоманические вещества, более характерны случаи задержек психического развития в детстве.
Причины возникновения нарушений поведения можно схематично описать следующим образом: отставание в учебе, негативная оценка способностей учителями и учениками, пренебрежительное отношение товарищей по классу, с одной стороны, и требования родителей соответствовать их представлениям — с другой, создают выраженное психическое напряжение, служат источником фрустрации; взамен ожидаемого от родителей понимания, сочувствия ребенок, а затем подросток, юноша встречает негативные эмоции и пытается снять свое эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходов из дома и т. п.
Юношеская сексуальность. У современных старшеклассников заметно повысился интерес к проблемам секса, что, в свою очередь, все больше волнует и взрослых - родителей, педагогов, медиков — и, прежде всего, из-за снижения возраста первых сексуальных контактов.
В последние тридцать лет во всем мире значительно изменились стереотипы сексуального поведения. Зафиксированы следующие основные тенденции:
— сексуальность приносит все больше наслаждения, все меньше конфликтов и стресса. Отношение к самоудовлетворению и гомосексуализму стало гораздо терпимее; половая жизнь, начинается раньше; добрачные и внебрачные связи считаются само собой разумеющимися;
— юношеская сексуальность ориентируется на любовь, верность и партнерство; добрачные сексуальные отношения не рассматриваются как обещание вступить в брак;
— представители обеих полов, разных социальных слоев, городская и сельская молодежь все меньше отличаются от друг от друга. И юноши, и девушки все раньше и чаще меняют сексуальных партнеров.
Таким образом, отношение молодых людей к сексу становится все более легким, все проще игнорируются различные социальные запреты в этой области, разные формы сексуального поведения все чаще встречаются в раннем юношеском и даже подростковом возрасте. Но все это создает новые проблемы, например, проблема формирования у некоторых молодых людей гомосексуальной ориентации просто видоизменяется, но отнюдь не исчезает из-за того, что в целом отношение к гомосексуализму становится терпимее. Упрощение отношения к ранним сексуальным связям обостряет такие проблемы, как ранняя беременность, рождение детей у слишком молодых матерей, еще обучающихся в школе, и т. п.
Психологические факторы имеют решающее значение и при оценке такого типичного явления подростковой и юношеской сексуальности, как мастурбация. По данным разных исследователей, ею занимаются от 70 -90% подростков и юношей до 30 - 60% девушек. Подростковая и юношеская мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами, но в то же время она стимулируется и психическими факторами (примером сверстников, проверка своей половой потенции и т. п.)
Очень сложную проблему подростковой и юношеской сексуальности представляют гомоэротические чувства и контакты. Это может быть одной из сторон сексуального экспериментирования в процессе поиска своей половой идентичности, но в целом эта проблематика еще не до конца изучена.
Выделяют следующие факторы, влияющие на успех или неуспех освоения половой роли:
— половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно здесь могут сказываться: несчастная юность, пренебрежение к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола;
— личностные особенности. Отрицательно влияют чрезмерная интроверсия, аскетическое поведение, слишком сильные интеллектуализация и идентификация с одним из родителей;
— неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству.
Нельзя забывать и о том, что школьный психолог может помочь старшеклассникам получить необходимую информацию, связанную с проблемами секса и сексуального воспитания.
Асоциальное поведение. Говоря об асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних, часто используют в качестве синонимов понятия девиантного, делинквентного поведения. Целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).
В отечественной психология истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношей принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. Трудновоспитуемость как невосприимчивость к положительному социальному опыту является следствием педагогической запущенности, которую определяют как длительное, неблагоприятное для развития состояние личности ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием микросреды, преломленным через внутренние условия.
Существуют следующие стадии развития асоциального поведения:
— неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
— порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей); ‚
— девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);
— делинквентное (предпреступное) поведение;
— преступное поведение;
— деструктивное поведение.
Перспективным является подход тех психологов, которые пытаются рассмотреть асоциальное поведение с точки зрения самого молодого человека. Попытка выяснить субъективное значение конкретного поступка привела к следующим интересным выводам:
во-первых, многие действия, рассматриваемые как криминальные, на самом деле являются отражением стремления к необычным ситуациям, приключениям и представляют собой нормальные игровые ситуации;
во-вторых, чаще всего подростки с помощью криминальных действий пытаются решить некоторые проблемы, например, агрессивность может быть попыткой завоевать признание в школе;
в третьих, большая часть действий, определяемых как криминальные, есть нормальный опыт в рамках процесса познания, испытания границ дозволенного и недозволенно.
Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:
— потребность в престиже, в самоуважении;
— потребность в риске;
— наличие так называемых искусственных потребностей;
— эмоциональная неустойчивость;
— агрессивность;
— наличие акцентуации характера (к группе риска относят гипертимную, истероидную, шизоидную и лабильную акцентуации);
— отклонения в психическом развитии;
— низкое самоуважение;
— неадекватная самооценка и др.
Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.
Рубежный контроль по модулюпредполагает проведение контрольной работы по 4 вариантам.
1 вариант
1. Диагностическая работа педагога-психолога ДОУ.
2. Леворукий ребёнок в школе.
3. Суицидальное поведение подростков.
4. профессиональное самоопределение старшеклассников.
2 вариант
1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.
2. Проблема неуспеваемости в младших классах.
3. Проблемы сексуального развития подростков.
4. Аддиктивное поведение старшеклассников.
3 вариант
1. Профилактика детских проблем.
2. Младшие школьники «группы риска».
3. Развитие общения подростков со сверстниками.
4. Проблемы юношеской сексуальности.
4 вариант
1. Работа с дошкольниками «группы риска».
2. Сопровождение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
3. Алкоголизация и употребление ПАВ подростками.
4. Асоциальное поведение старшеклассников.