Гендерные особенности стереотипизации образов ребенка

Исходя из анализа исследований причин гендерных различий, можно предположить, что существуют социально-психологические закономерности формирования стереотипа поведения в зависимости от принадлежности к определенному полу.

В процессе полового самоопределения любой ребенок неизбежно выделяет в окружающих признаки, характеризующие их маскулинность или фемининность, и соотносит их с собственными качествами, отмечая степень их соответствия. Кроме того, он выявляет способы подчеркивания желательных черт и скрадывания нежелательных. При этом очень важным ориентиром является возраст окружающих. Старшие и младшие определяют границы и степень соответствия гендерным эталонам, а сверстники – собственно нормативный – высокий, нормальный или низкий гендерный статус. Старшие играют роль эталона, которому необходимо соответствовать, младшие – некая точка отсчета собственных достижений, а сверстники определяют уровень этих достижений.

В процессе взаимодействия со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми у ребенка формируются различные по степени маскулинности-фемининности стереотипы мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин типа: «настоящий мужчина!», «вот это парень!», «как баба», «просто девчонка»; «идеальная женщина!», «девушка что надо!», «ни баба ни мужик», «ну и пацанка» и т. п.

Таким образом, в системе гендерной идентификации ребенка большое значение имеют его собственные представления о других детях, так же как и его представления о том, что взрослые ценят в «настоящих» мальчиках и девочках. Иначе говоря, для верного полового самоопределения ребенку важно иметь собственные образы «настоящих» мальчиков и девочек и представлять, какие эталонные образы мальчиков и девочек сложились у взрослых, для того чтобы максимально соответствовать этим представлениям.

В основе психологического механизма формирования такого стереотипа лежит система образов-эталонов, образов-ориентиров и образов-отражений мужчин и женщин разного возраста.

Эту систему образов гендерной идентификации можно представить в виде схемы (рис. 5). Эти образы постоянно корректируют поведение ребенка, до тех пор пока не выработаются необходимые привычки и навыки поведения, в максимально возможной для данного индивида степени соответствующие выбранным эталонам.

При этом важно, на наш взгляд, наличие образов-эталонов, соот-ветствующих разным возрастам, как далеко, так и близко отстоящим от реального ребенка – носителя этих образов. Особое значение имеют представления ребенка о том, как должны выглядеть и как должны себя вести не столько даже взрослые или сверстники, сколько те, чей возраст ненамного отличается от собственного возраста ребенка. Эти образы выполняют функцию реальных ориентиров для собственной гендерной реализации, их можно назвать образы-ориентиры, в отличие от образов-эталонов, отражающих представления ребенка о том, каким он хочет стать, и о том, каким он не должен быть.

Причем к образу тех, каким он быть не должен, относятся не только представления о взрослом представителе противоположного пола, но и представления о малышах – людях, не имеющих ярких гендерных признаков. При кажущейся функциональной похожести разные типы образов выполняют все-таки существенно различающиеся роли. Образы-ориентиры выполняют ориентировочно-корректировочную функцию, в результате которой происходит поиск и закрепление наиболее адекватных черт и линий поведения, а образы-эталоны, создавая систему гендерных приоритетов, выполняют ценностно-мотивационную функцию.

Гендерные особенности стереотипизации образов ребенка - student2.ru

Рис. 5. Система образов гендерной идентификации личности

Все эти образы: и эталоны, и ориентиры – взаимодействуют не только между собой в сознании ребенка, отражающего их, но и с подобными образами в сознании всех окружающих, значимых для ребенка людей. В число этих «окружающих» могут входить как реальные, так и «идеальные», т. е. существующие лишь в виде некоего «образа-идеи», выраженные в произведении высокого или массового искусства и отраженные сознанием ребенка. Этот «образ-идея» может отражать как сверстников, так и взрослых, и старших, и младших детей. Ребенок, как правило, неосознанно и лишь иногда сознательно, но очень чутко воспринимает то, как все (и реальные, и идеальные) окружающие проявляют свои индивидуальные, в том числе и гендерные, особенности, отмечая при этом, что подошло бы для него самого, а что совершенно неприемлемо.

Как уже рассматривалось выше, в практической деятельности педагогов большое значение имеет обобщенный образ ребенка определенной категории (способного, неуспевающего, трудного, ленивого и т. п.), который выступает в качестве эталона. Как отмечала Т. К. Комарова, эталоны во многом определяют ведущие стратегические цели воспитания и обучения. Одними из важнейших стереотипов как в сознании детей, так и в сознании взрослых являются их представления о том, какими должны быть настоящие мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины.

Все эти гендерные стереотипы, как отмечает И. С. Клецина, демонстрируют чрезвычайную жизнестойкость. Прочная их укорененность в сознании большинства населения способствует активному воспроизводству таких стереотипов из поколения в поколение. Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам социализации.

К ним относятся, прежде всего, близкие родственники: родители и прародители; сестры и братья; а также сверстники, педагоги и средства массовой информации.

Социологи детства исторически выделяют неоднозначное отношение общества к детям и различные взгляды на проблемы воспитания.

Наши рекомендации