Методика исследования «СОЧ(И)» – «Структура образа человека (иерархическая)»
С 2004 по 2014 г. нами были проведены ряд исследований, общая цель которых – выявить особенности содержания и структуры образов лживого человека у школьников и студентов в зависимости от гендерных особенностей, изучить специфику этих образов в сравнении с Я-образами [100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109].
Предметом исследования выступали структура и содержание образов лживого человека в сознании учащихся начального, среднего школьного возраста и студентов.
Объектом исследования были учащиеся начальной школы (2-4 класс), учащиеся средней школы (7-9 класс), студенты очного обучения различных специальностей (1-4 курс).
В соответствии с целью и задачами исследования за весь период было обследовано около 970 человек. В том числе: 164 человека – учащихся 2-4 классов, 309 человек – учащихся 7-9 классов средних общеобразовательных школ, а также более 490 человек студентов различных, прежде всего – психологических и педагогических специальностей. Было получено около 3000 отчетов, включающих более 170000 вербальных определений лживого, правдивого человека и Я-образа респондентов.
Исследование образов человека проводилось с применением методики «СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая)» разработанной В.Л.Ситниковым на основе методических приемов тестов М.Куна и Т.МакПартленда «20 высказываний» [255] и С.Делингер «Психогеометричекий тест» [249]. Соответственно, методика «СОЧ(И)» состоит из двух частей: вербальной и невербальной. Первая из них дает возможность сбора вербальной, в той или иной степени осознаваемой информации; вторая позволяет получить данные об интуитивной, мало осознаваемой, невербализованной и неструктурированной группе представлений о человеке.
Первая часть методики является модификацией методики «20 высказываний» с той разницей, что инструкция для испытуемых изменена следующим образом: «Представьте себе, что Вы встретились с человеком, хорошо владеющим русским языком, но не знающим лишь одного, но чрезвычайно важного для него слова: «…» (здесь указывается объект исследования), и только Вы можете объяснить ему значение этого слова. Для того чтобы у него сложилось наиболее точное и полное представление о ребенке, требуется дать ему не более (но и не менее) 20 определений этого слова. Это могут быть односложные синонимы, ассоциативные образы или развернутые определения, но в этом случае каждое определение должно раскрывать только одно понятие. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено. Итак, 20 определений ...»
Обработка ответов осуществлялась методом контент-анализа. Этот метод является весьма трудоемким и достаточно утомительным. Кроме того, при обработке большого массива разнообразных данных возникает эффект ситуационного субъективизма. Иначе говоря, категоризация, отнесение к определенной группе одних и тех же слов, может оказаться существенно разнесенной по времени и в свою очередь, в условиях утомляющей монотонности процедуры, может привести к тому, что одни и те же понятия окажутся отнесенными к разным категориям характеристик.
Для автоматизации и исключения субъективизма контент-анализа нами, совместно с С. И. Кедич и И. Ю. Шиловым, при участии программиста С. Н. Левич, была разработана компьютерная программа контент-анализа первичных данных, полученных по методике «СОЧ(И)».
Данная программа основана на том, что в структуре представлений о ребенке были выделены четыре группы характеристик, включающие следующие категории описаний ребенка:
1 группа. Характеристики, отражающие объективные или субъективные представления о человеке:
1.1. Объективные характеристики (человек, сестра, мальчик и т. п); условное обозначение – «к» – конвенциональные, общепринятые.
1.2. Субъективные характеристики (добрый, умный, негодник и т. п.).
2 группа. Характеристики, отражающие различные стороны личности:
2.1. Характеристики, отражающие отношение к деньгам, материальным ценностям, коллекционированию, накоплению вещей (богатый, бедный, модный и т.п.); условное обозначение – «а». В ряде исследований, исходя из того, что вещи, окружающие человека, некоторым образом являются его презентацией самого себя, эти характеристики относили к телесным и обозначали как и телесные, индексом «т».
2.2. Личностно-волевые характеристики (упорный, неусидчивый, целеустремленный и т. п.); условное обозначение – «в».
2.3. Характеристики особенностей поведения личности как субъекта деятельности (труженик, лентяй, аккуратный и т. п.) условное обозначение – «д».
2.4. Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (любознательный, невнимательный, выдумщик и т. п.); условное обозначение – «и».
2.5. Характеристики особенностей поведения личности, проявляющиеся как во взаимодействии, так и в деятельности (игривый, активный, осторожный и т. п.); условное обозначение – «п».
2.6. Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (помощник, добрый, агрессивный и т. п.); условное обозначение – «с».
2.7. Телесно-физические характеристики (толстенький, подвижный, неряха и т. п.); условное обозначение – «т».
2.8. Эмоционально-личностные характеристики (веселый, любимый, задира и т. п.); условное обозначение – «э».