Психологический анализ сказки А.
Энергоинформационное поле
Сказка трогает своей откровенностью, трепетом. Ощущается грусть, ностальгия. При исполнении воинского долга хочется домой. Однако подобное эмоциональное поле может стать проблемным для психолога, поскольку чрезмерное проникновение в него может лишить психолога объективности. Как уже говорилось, сказки, оказывающее сильное эмоциональное воздействие, свидетельствуют о способности автора к влиянию на других, и понимание этого факта может быть использовано психологом как дополнительный ресурс.
Основная тема
Дом и внутреннее устремление к нему. Противоречие между желаемым и реально необходимым. Фактически, мы имеем ситуацию ценностного конфликта между Эго и домом. Конфликт — всегда показатель роста, но чтобы понять, принесет ли он пользу, нужно проанализировать пути его разрешения. В данном случае мы не знаем, как разрешится конфликт. Автор находится в неустойчивом психологическом состоянии.
Сюжет
Сказка не имеет выраженного сюжета. Повествование основано на рефлексии. Эту сказку можно было бы назвать «срезом» внутренней реальности автора. Она отражает его актуальное состояние, мечты и отношение к реальности. Подобный сюжет говорит о склонности автора к рефлексии, самоанализу, но также свидетельствует о проявлении инфантильных тенденций.
Линия главного героя
Автор видит себя ребенком и взрослым (богатырем) одновременно. Стремится уйти из давящей атмосферы в безопасную. Идеализирует дом, воспринимает его как «землю обетованную». Для воинской службы важно, что автор сознательно контролирует исполнение долга.
Символическое поле сказки
В сказке проявлены яркие образы, символизирующие ресурсные ипостаси автора.
Наиболее яркие образы сказки связаны с ощущением, переживанием Пути. Дорога — путь к цели. Образ дороги всегда символизирует личностное развитие. Жизнь подразумевает изменения. Принцип дороги — доверие, уважение к спонтанности и свободе, развитию самого себя. Появление символа дороги — ресурс автора, а также свидетельство его готовности к личностному развитию.
Цветы — красота, духовное совершенство, невинность, женственность. Ожидание плода. Цветение. Появление образа цветов свидетельствует о стремление к любви.
Луч солнца — оплодотворяющая сила, святость, духовное просветление и творческая энергия, созидательная сила.
Дом — «воспоминание». Если дом рассматривается как самость, он также символизирует скорее нашу женскую сторону, чем мужскую (может быть, в связи с недостатком внимания женщин).
Лес — у К.-Г. Юнга символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, лес является образом убежища. В европейском фольклоре и волшебных сказках лес — место тайн, опасностей, испытаний или посвящений.
Богатырь символизирует актуализацию архетипа спасителя, адекватного роли военнослужащего.
6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиКонфликтное содержание сказки обосновано условиями жизни автора и его долгом как военнослужащего. Ностальгия по дому — наиболее частый мотив, актуализированный среди солдат срочной службы. Ресурсное содержание представлено в основной идее сказки, а также в символическом поле. Автор имеет ощущение Пути.
Перспективные задачи психологической работы с автором
1. Работа над стабилизацией психоэмоционального состояния;
2. Формирование реалистичной программы социальной самореализации после службы в Вооруженных Силах, чтобы ощущение Пути не исчерпало себя на пороге реального дома после демобилизации.
Заключение
Мы рассмотрели разные сказки. Одни интерпретировали более подробно, другие привели только в качестве примера. Надеемся, что схема анализа сказки, используемая вами, дорогие читатели, в полном или сокращенном вариантах, поможет пролить свет на внутренний мир человека.
Однако бывают случаи, когда при прочтении сказки не хочется понимать внутренний мир автора, потому что она захватывает и резонирует с собственными процессами читающего. Наверное, так проявляет себя психотерапевтическая сказка, адресованная лично нам.
Мы хотели бы закончить, приведя напутствие для всех нас Клариссы Эстес.
Волшебные сказки заканчиваются через десяток страниц, а наша жизнь продолжается. Мы — многотомные издания. Даже если какой-то эпизод нашей жизни можно сравнить с крушением или пожаром, впереди нас ждет другой эпизод, а за ним третий. Всегда есть возможности что-то исправить, сделать свою жизнь такой, какую мы заслуживаем. Не тратьте время на то, чтобы ненавидеть свои неудачи. Неудачи учат больше, чем успехи. Слушайте, учитесь, идите вперед.
Что бы ни потерпело урон — ваше искусство, слова, образ жизни, мысли или идеи, — если вы сами запутались в своем рукоделии, разрежьте путы и покончите с ним. За страстями и желаниями, за тщетно продуманными методами, которые мы любим обсуждать и оговаривать, есть простая дверь, которая ждет, чтобы мы вошли. За ней — то, что даст нам новые ноги. Идите туда, а если понадобится, ползите. Перестаньте болтать и изводить себя. Вперед!
Чтобы творить, необходимо уметь реагировать. Творческое начало — это способность реагировать на все, что происходит вокруг.
Если вы боитесь, боитесь неудачи, я говорю вам: начинайте и перетерпите неудачу, если это необходимо, соберитесь с силами и начните снова. Снова неудача — так что же? Начните еще раз. Нас удерживает неудача: это нежелание начинать сызнова приводит нас к застою. Вы боитесь — ну и что? Если вы боитесь, что что-то собирается на вас наброситься и укусить, то, бога ради, разделайтесь с ним наконец! Пусть ваш страх выпрыгнет и укусит вас, чтобы вы могли с ним покончить и идти дальше. Вы справитесь с ним. Страх пройдет. В этом случае лучше встретиться с ним лицом к лицу, прочувствовать его и покончить с ним. Если это необходимо, привяжите себя к мачте, к стулу, к письменному столу,.к дереву, к кактусу — к месту своего творчества. Очень важно, хотя, как правило, мучительно, уделять творчеству необходимое время, не увиливать от трудных задач, неизбежных в стремлении к мастерству. Истинно творческая жизнь может проявляться по-разному. Соберите свою энергию воедино. Строго соблюдайте равновесие между скучным исполнением долга и личной увлеченностью. Оберегайте душу. Ни на шаг не отступайте от полноценной творческой жизни.
Когда бы вы ни стали рассказывать сказку, сразу наступает ночь. В каком бы месте, в какой бы час, в какое бы время года это ни происходило, стоит начать сказку, как звездное небо и белая луна выглядывают из-за крыш и нависают над головами слушателей. Иногда к концу сказки в комнате наступает рассвет, а иной раз остается осколок звезды или лохматый клок грозового неба. И то, что остается, и есть сокровище, с которым предстоит работать, которое предстоит использовать в созидании души...
На мой взгляд, сказка в любом случае вырастает только из тяжкого труда — умственного, духовного, семейного, физического и совокупного. Она никогда не дается легко. Ее невозможно просто «подобрать» или изучить «в свободное время». Ее суть не может родиться или храниться в тепличных условиях, она не может достичь глубины в восторженном, но нерешительном уме, не может жить в общительном, но пустом окружении. Сказку нельзя «изучить». Ее можно усвоить методом ассимиляции, если жить рядом с теми, кто ее знает, кто ею живет и кто передает ее другим, причем, главным образом, в потоке обыденных повседневных задач, а не подчеркнуто ритуальных действий.
Целебное снадобье сказки существует не в вакууме. Оно не может существовать в отрыве от своего духовного источника. Его нельзя получить с наскока. Сказка приобретает целостность, если прожить в ней реальную жизнь. Сказка приобретает яркий свет, если вырасти в ней. (К. Эстес. «Бегущая с волками».)
Мы желаем вам, дорогие читатели, успехов в непростой работе с проективной психологической информацией. И, если у вас возникнут вопросы, замечания и пожелания, вы можете связаться с нами по электронной почте: [email protected]
Литература
Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. М., 1996. Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995 Демин В. Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа: М.: Гранд, 2001.
Демин В. Н. Заветными тропами славянских племен М.: Гранд, 2002.
Дикман X. Юнгианский анализ волшебных сказок СПб., 2000.
Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997.
Мифы народов мира. М.: Росткнига, 1999.
Орбелиани С. Мудрость вымысла. Тбилиси, 1959.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1969.
Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
Тресиддер Д. Словарь символов. М.: Гранд, 2002.
Франц фон M.-Л. Психология сказки. СПб.: БСК, 1998.
Шах И. Мудрость идиотов. М.: Гранд, 2002.
Черепанова И. Ю. Дом колдуньи. СПб., 1996.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид-Миф, 1999.
Эспгес К. Бегущая с волками. М.: София, 2001.