Психологический анализ третьей сказки Надежды
Энергоинформационное поле
Сказка трогает своим трепетом и чистотой. Однако автор балансирует между искушениями уговорить себя, запутать или действовать.
Основная тема
Автор постоянно пытается ответить на значимые для себя вопросы:
— Какая я?
— Правильно ли я поступаю?
Находясь в поиске, автор старается усилить собственную значимость, растить самоуважение.
Сюжет
В сюжете сказки еще прослеживаются инфантильные тенденции из первых двух историй. Однако обращение к волшебнице (персоналия психолога) существенно меняет положение.
Линия главного героя
Образ себя. Автор воспринимает себя как Красоту, что свидетельствует о пробуждающейся женственности.
Образ цели: положительное изменение себя и окружающего мира.
Мотивы поступков: остается стремление быть замеченной и оцененной.
Отношения с окружающим миром: героиня стремится к совершенствованию, созиданию окружающего мира.
Символическое поле сказки
— Красота;
— Небо;
— Роза;
— Заря;
— Волшебница;
— Крылья;
— Земля;
— Свет;
— Листья;
— Трава.
В третьей сказке Надежды проявилось яркое символическое содержание. Практически все образы имеют архетипическое значение, что указывает на актуализацию ресурсов коллективного женского бессознательного.
Небо повсеместно связывалось со сверхъестественными силами; это символ превосходства, властных полномочий, духовного просвещения и вознесения.
Роза — в западной традиции безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви. Роза была также эмблемой солнца и утренней зари; ее считали одним из атрибутов древнегреческого бога Диониса, богини Гекаты и Муз.
Крылья — скорость, подвижность, сильное желание, вдохновение. Лишь достойный человек может обладать крыльями.
Земля — материнство и защита: символ плодородия и хлеба насущного. Земля была представлена в мифологии в основном богинями материнства, такими как античная Гея.
Свет символизирует внутреннее просветление, явление космической силы, беспредельного добра и правды. Свет также символ бессмертия, вечности, чистоты, откровения, мудрости, величия, радости и самой жизни.
Лист — китайская эмблема счастья. Листья часто символизируют множественность человеческих жизней и их краткость.
Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки
Конфликтное содержание выражено в остаточных инфантильных тенденциях (стремление быть замеченной и положительно оцененной). Ресурсное содержание представлено богатым символическим рядом и стремлением к самосовершенствованию и созидательному изменению окружающего мира.
Перспективные задачи
На данный момент у Надежды достаточно ресурсов для поддержания самоуважения и конструктивной самореализации. Возможно сделать акцент на построении реалистической программы социальной самореализации.
Эпилог. Надежда рассталась с мужем и начала самостоятельную жизнь. Она счастлива, видит перспективу самореализации и новых конструктивных взаимоотношений с мужчиной. Можно быть уверенными, что ее этап взаимоотношений с мужчиной-хищником завершен.
Случай в войсках
Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. Психологи и педагоги относятся к этому методу чаще всего положительно. Представители более отдаленных от психологии специальностей — с улыбкой на лице и иронией в голосе. Они воспринимают сказкотерапию как некую несерьезную систему, и только узнав поближе, открывают поистине безграничные возможности метода.
Почему так происходит? Может быть, это связано с тем, что метод сказкотерапии мало известен людям, несмотря на то, что он является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались. Именно так передавались знания о духовном пути души и социальной реализации человека. Поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой.
После ознакомления с методом часто звучит вопрос: «Это метод для детей?» Да, и для детей тоже, однако диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Особенно непросто было использовать сказкотерапию в войсках. Военнослужащие должны быть реалистами и скептиками. Но когда в одной из воинских частей военного округа был предложен метод сказкотерапии для работы с военнослужащими и членами их семей, командование долго не совещалось. Люди, которые отвечали за быт, досуг, эмоциональное состояние военнослужащих, были заинтересованы данным предложением. Командир части, ознакомившись с литературой по сказкотерапии, сказал: «Что получится, конечно, неизвестно, но что вреда не принесет никому, так это точно».
Безусловно, в процессе внедрения сказкотерапии с военнослужащими пришлось преодолеть немало негативных реакций, связанных с психологическим сопротивлением. Сформировать перспективные задачи психологической работы помогала авторская сказка. Однако чтобы получить ее, необходимо было «разогреть» будущих авторов.
Эффективным средством для этого явилась песочница. Итак, после несения караульной службы личный состав отдыхал в комнате досуга. Там и находилась песочница с комплектом игрушек. Телевизор был выключен, а видеокассета спокойно лежала на столе. А в это время шестеро взрослых 20-летних мальчишек создавали песочную картину. Мир на песке менялся несколько раз. Кто-то из ребят раньше отошел от песочницы и стал наблюдать за происходящим со стороны. Наигравшись, они сказали:
«Я как бы растворился в этом песке, хотелось именно создавать, а не ломать».
«Я снова был ребенком, и мне было спокойно».
«Очень хотелось построить дом, где меня ждут».
«Напряженность ушла, ушла тяжесть от оружия, которая досаждала в последние два часа несения караульной службы».
Итак, солдаты были готовы к сочинению собственных сказок. Приведем пример одной из них.
А., 20 лет
Дорога домой
Сегодня к песочнице я прикоснулся.
Не помню, когда так было со мной
А далее сказка, она просто чудо.
Чудо, в котором дорога домой.
Дорога в цветах, солнца луч, берег моря.
Дом, самовар и волшебник седой.
Он обещал мне исполнить желание.
Желание простое — хочу я домой.
Но нужно условие выполнить прежде
от нечисти море и лес оградить.
Для этого нужно с домом, богатырь, пока погодить.
Ну что ж, я исполню условие это.
Я лес защищу, и море, и степь.
Потом же пойду дорогою к дому.
Где мама, любовь и свет.