Энергоинформационное поле сказки
Соприкосновение с энергоинформационным полем сказки в первый момент вызвало оцепенение. Появилось ощущение тяжести. Все это яркие показатели выраженного внутреннего конфликта автора.
Основная тема
Это сказка о беспомощности, одиночестве и обреченности маленькой девочки, которая оказывается совершенно неприспособленной к самостоятельной жизни. Она не может строить адекватные взаимоотношения с другими, не может просить о помощи и сама ее оказывать и в результате погибает.
Уровень основной темы | Содержание информации |
Ценностный | Главные ценности сказки — самостоятельность, сотрудничество. К сожалению, чувственно-смысловое их проживание фрустриро-вано. Героине не удается конструктивно использовать собственную самостоятельность и построить с другими людьми взаимоотношения сотрудничества. Также в сказке есть указание на ценность смерти как избавления от ответственности за собственную жизнь и неудачи. В этом случае, понимание смерти также лишено духовной составляющей |
Ментальный | Основная мысль героини: «Кто-нибудь обратит на меня внимание? Поможет? Решит проблемы?» То есть автор имеет тенденцию перекладывать ответственность на других. Вероятно, она ожидала такого поведения и от мужа и, не получив ответа, встала на путь саморазрушения |
Эмоциональный | В сказке прослеживается потребность в эмоциональном тепле, заботе, внимании, с одной стороны, и переживания отвержения, безысходности, одиночества, с другой. Подобные чувства характерны для Эго-состояния инфантильного Ребенка |
Витальный | В сказке ощущается низкий уровень жизненной энергии, усталость, физический дискомфорт |
Сюжет сказки
Сюжет сказки нельзя назвать оригинальным. Подобные мотивы нередко встречаются в литературе XIX века. Сказка написана в реально-драматическом жанре, что свидетельствует о значимости для автора в данный момент жизни реальных взаимоотношений с конкретными людьми. То есть в психологической работе с автором можно использовать анализ ее взаимоотношений с другими для осознания ею собственных внутренних процессов, актуализированных в ситуации коммуникации.
Последовательность событий сказки можно представить в виде следующей схемы:
1. Маленькая девочка идет погулять. Может, для того, чтобы найти лучшее; или для того, чтобы узнать новое; или для того, чтобы прожить ситуацию самостоятельности.
2. На улице она оказывается дезориентированной, не справляется с ситуацией и теряет путь домой.
Эти события очень похожи на начало многих сказок, в которых маленькая девочка отправляется в лес и теряется. Лес в сказках всегда создает контекст для личностного роста. Героиня или герой, попадая в сложные ситуации, задействуют собственные способности и возможности выживания; постепенно они достигают зрелости благодаря активным действиям. Таким образом, героине сказки Надежды жизнь дает шанс проявить активность и самостоятельность.
Улица в этой сказке является символом социума. И «посыл» бессознательного автора можно прочитать так: «Я хотела быть самостоятельной, изведать новое, но в какой-то момент ощутила беспомощность, испугалась и потерялась в социуме. И назад дороги нет — детства не вернуть, а зрелые отношения строить не умею».
3. Далее, девочка не предпринимает попыток просить о помощи, так как окружающие кажутся ей опасными. У нее есть ощущение, что взрослые на улице должны ей помочь, должны сами.
4. В результате она выбирает смерть как уход от действительности. Сюжет этой сказки — символический сценарий действий автора.
Она ищет у окружающих поддержки, но не найдя ее, самоустраняется из ситуаций взаимодействия, обижается, то есть актуализирует процессы саморазрушения.
Однако в сюжете этой сказки есть и ресурсный момент, связанный с актом «выхода в социум». Это указывает на то, что первый шаг к символическому взрослению сделан, но пока других конструктивных действий не последовало.
По сюжету сказки можно сделать вывод о перспективной задаче работы с автором: главное — помочь Надежде научиться строить конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Линия главной героини
Образ себя: маленькая беззащитная девочка. Этот образ не имеет конструктивной динамики в течение сказки.
Образ цели: согласно финалу сказки — смерть. Это важное предупреждение психологу о том, что у автора сильно выражена тенденция к уходу от решений важных вопросов. В процессе консультирования может возникнуть ситуация, когда автор, демонстрируя позитивную динамику, вдруг возвращается в прежнее депрессивное состояние. Психологу необходимо построить работу таким образом, чтобы Надежда поняла данную свою особенность и научилась ее сознательно контролировать.
Мотивы поступков героини:
1. Желание погулять, выйти из дома, узнать новое;
2. Стремление быть замеченной окружающими;
3. Стремление найти безопасное состояние.
При наличии конструктивных в целом мотивов, героиня не имеет адекватных средств их реализации.
Отношения с окружающим миром. Окружающий мир воспринимается как агрессивный, опасный, вызывающий страх, беспомощность, безысходность. Героиня не делает попыток изменить данную ситуацию.
Символическое поле сказки
В сказке нет ярких образов, что свидетельствует об актуализации проблем «поврежденного Эго».
6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиКонфликтное содержание этой сказки заметно «невооруженным глазом». Основной внешний конфликт — конфликт с социумом. Основной внутренний конфликт — противоречие между тенденцией роста и тенденцией саморазрушения. Тенденция саморазрушения проявлена в инфантилизме, уходе от действительности, иллюзиях безопасности.
Кроме того, у автора есть склонность избегать ответственности за собственную жизнь. Возможно, в процессе консультирования она будет ожидать от психолога конкретных действий, советов, рекомендаций, снимающих с нее ответственность.
Ресурсное содержание сказки выражено слабо. В качестве ресурса может быть использован сам факт выхода из дома как символический шаг к взрослению. Психолог может использовать данное обстоятельство, постоянно делая акцент на том, что «первый шаг уже сделан — назад пути нет».