Психологический анализ сказки Марии
1. Энергоинформационное поле сказки.Ощущения от сказки амбивалентные. С одной стороны, героиня справляется со своими страхам и, с другой стороны, от истории Марии остается тревожное «послевкусие». Вероятно, это является показателем актуализации глубинных процессов «самоисцеления» автора.
2. Основная тема.Основная тема сказки — преодоление девочкой собственных страхов и переживание ею потери родителей. Проанализируем основную идею сказки на четырех уровнях.
Уровень | Содержание информации |
Ценностный | Любовь к родителям как сила для роста, личностного развития |
Ментальный | Осознание потери родителей. Мысль о том, что родители всегда будут оберегать, выступать в роли хранителей |
Эмоциональный | Актуализированные многочисленные страхи, ощущение потери, тревога |
Витальный | Выражен недостаток эмоционального тепла, жизненной энергии. Основные витальные ресурсы используются для борьбы со страхами |
Сюжет сказки
Эта сказка является ярким примером самотерапии девушки. История описывает динамику проработки детских страхов темноты, пространства, потери родителей.
Аспекты сюжеты | Содержание | Комментарий | |
Оригинальность сюжета | Сюжет сказки Марии встречается в некоторых авторских историях. С народными сказками ассоциируется мотив потери родителей, сиротство и самостоятельное выживание | В сказке объединились мифологемы коллективного и личного бессознательного: сиротство преодолевается за счет обретения крова у родственников (или просто добрых людей). Это показатель актуализации мифологемы социализации, самостоятельного преодоления трудностей, выживания. Данное обстоятельство является ресурсом для психологической работы | |
Жанр сюжета | Смешение жанров: — интрапсихическое — история жизни | У девушки есть тенденция фокусировать внимание на внутренних процессах, склонность к рефлексии, интерес к собственному внутреннему миру. К тому же наблюдается тенденция к осмыслению событий собственной жизни | |
Последовательность событий | Потеря родителей — обретение крова у родственников — актуализация страхов — встреча с родителями в фантастической среде и счастливое исцеление — получение оберегов в реальной жизни | Данная последовательность событий может отражать неосознанное желание отрыва от родителей, стремление к самостоятельности, к преодолению страха и восстановлению с родителями связи на ином, более духовном уровне эмоционально близких, партнерских взаимоотношений | |
Линия главной героини
Образ себя, отношение к себе. Автор описывает героиню как умную и понятливую, любящую родителей, однако внутренне переполненную деструктивными чувствами. Несомненно, у автора имеются ресурсы и основания для принятия себя.
Образ цели. Героиня в конце сказки приходит к внутренней гармонии, переживанию защищенности и духовной связи с родителями. Вероятно, это и есть глубинное стремление автора.
Мотивы поступков. Актуализированные потребности героини — потребности в безопасности и защите, принадлежности и любви. Основной мотив поступков — преодоление страха, стремление приобрести ощущение защищенности.
Отношения с окружающим миром. Окружающий мир неосознанно воспринимается героиней как опасный. Она ощущает себя незащищенной. Разрушительных тенденций по отношению к окружающему миру героиня не проявляет. Основной объект разрушения — ее собственный внутренний мир.
Символическое поле сказки
Наиболее яркими образами в сказке Марии являются:
1. Числа, определяющие возраст героини: 5,6 и 12 лет;
2. Новый год;
3. Полночь;
4. Необычайно красивое место, где происходит встреча с умершими родителями;
5. Белая кошка, черный кот;
6. Порог.
Рассмотрим образы и их символическое значение подробнее.
Числа, определяющие возраст героини, связаны с судьбоносными событиями ее жизни. Мы встречаемся с героиней, когда ей пять лет. Обычно в этом возрасте у детей актуализируются тема жизни и смерти и сопутствующие ей страхи: страх темноты, потери родителей, замкнутых пространств, существ, живущих под кроватью, и пр. Неосознанно ребенок ищет способ преодоления собственных страхов, пробуя различные варианты: желает спать с включенным светом, не отпускает от себя родителей, проявляет интерес к сказкам-страшилкам и прочее.
В шесть лет героиня теряет родителей и переезжает к родственникам. Шесть-семь лет для многих детей — точка перехода в социум, который в реальной жизни представлен школой. В школьной среде ребенок вынужден самостоятельно строить взаимоотношения со сверстниками, отстаивать собственные права, проявлять свои способности. Другими словами, выживать, реализуя себя. В этом возрасте, пребывая большую часть времени в школьной среде (особенно если ребенок остается на продленный день), он во многом лишается поддержки и защиты родителей и вынужден справляться со своими проблемами сам. В это время активизируется процесс формирования психологической защиты, способности противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды.
В течение последующих лет школьной жизни у ребенка либо формируются навыки защиты и он чувствует себя достаточно уверенно; либо процесс формирования навыков резистентности затрудняется и ребенок ощущает себя уязвимым.
Неосознанная уязвимость порождает переживания страха, тревоги, потери, формирует стремление к самоизоляции в качестве защиты.
Двенадцать лет— вторая важная точка «перехода во взрослость». 12 лет — цикл планеты Юпитер. Астрологи связывают действие этой планеты с социальными аспектами жизни человека. Двенадцать лет — символический порог, разделяющий детство и взрослость. В детстве можно «позволить себе» испытывать страхи, отгораживаться от мира, в надежде на помощь взрослого. Начиная с 12 лет человек уже не может позволить себе такой роскоши, как взращивание и переживание внутренних страхов.
В сказке Марии несколько символических указаний на актуализацию мифологемы точки перехода из одного состояние в другое, это:
— 12 лет,
— Новый год,
— полночь,
— порог.
Подобный символизм — проявление ресурса, неосознанное стремление перейти в новое качество, победить собственные страхи и боль потери.
В полночь, в Новый год героиня оказывается в необычайно красивом месте. Данный образ символизирует переживание архетипа Рая, Эдемского сада, места, где обитают боги или души праведников. Именно в этом месте героиню отпускают страхи, в один момент, без целенаправленной психологической работы (!).
Актуализация архетипа Эдема в сказке Марии может отражать процесс сублимации, протекающий в ее внутреннем мире. С другой стороны, это может свидетельствовать о проявлении инфантильной тенденции — стремления освободиться от внутреннего напряжения при помощи высших сил.
Переместить духовное переживание Рая в реальность героине помогают кот и кошка, найденные на пороге. Кот, кошка являются мистическими животными, символизирующими свободу, независимость, интуицию. Белая кошка является символом чистоты и веры, посредником между человеком и светлыми силами. Черный кот символизирует оберег от темных сил. Согласно древним Представлениям, черный кот сам по себе является союзником дьявола, но в силу собственного свободолюбия может самостоятельно выбирать себе хозяина. Человек, не испугавшийся черного кота, нашедший с ним контакт, получает надежную защиту от разрушительных сил. Так героиня, находясь в символической «точке перехода», получает надежные обереги, уравновешивающие ее созидательную и теневую природу.
В общем смысле, символизм сказки Марии свидетельствует о неосознанном стремлении автора к переходу в качественно другое состояние, более зрелое и свободное от внутренних противоречий, а это является существенным ресурсом для психологической работы.
Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки
Конфликтное содержание сказки выражено в двух комплексах переживаний:
— переживание потери родителей, ч
— переживание страхов и противоречивых чувств одиночества и уязвимости.
Ресурсное содержание сказки проявляется в нескольких аспектах:
— интеллектуальных и духовных способностях героини, а следовательно, и автора сказки,
— неосознанном стремлении сопротивляться внутренним разрушительным тенденциям (страхам, тревогам), изменить свою жизнь,
— ощущении «точки перехода» из одного качества в другое,
— актуализации внутренних защитных ресурсов (в сказке — проявленных через образы белой кошки и чёрного кота),
— проживании в благоприятной среде (тетя и дядя героини хорошо к ней относятся и стараются создать «все условия»),
— сублимации образов отца и матери как духовных защитников, хранителей.