Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль
Сказки такого рода свидетельствуют о процессах приобщения и чувственно-смыслового проживания автором основных общечеловеческих ценностей, существа пороков и добродетелей, и сублимации этих переживаний в некую формулу, полезную в жизненной практике. Данная тема сказок становится актуальной в среднем с 10-11 лет.
Написание человеком сказки такого рода является указанием на то, что у автора активно происходит формирование или реконструкция его «нравственного иммунитета». В каком направлении происходит этот процесс, расскажет нам сюжет сказки.
Рассматривая сказки такого рода, мы условно разделили их на пять групп:
1. Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни»;
2. Притчи о заботе о ближнем, с актуализированными альтруистическими чувствами;
3. Поучительные истории о наказании порока;
4. Сказки про лень;
5. Сказки о средствах борьбы с пороком.
Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни»
Илья, 10 лет
Кто умнее?
Однажды два друга Ваня и Петя шли мимо магазина и зашли. Мальчики переговаривались между собой, а продавец это слышал. Ваня сказал:
— Ой, Петь, а пошли через двор, там короче. Продавец сказал:
— Вы что, мальчики, там ведь пчелиный рой?!
— Да что мне пчелиный рой, — сказал Ваня. — Они меня ни разу не кусали.
Пошли они через двор, первым пошел Ваня, и его, конечно, искусали пчелы. Вот так Петя прошел через наставление, а Ваня через боль.
Комментарий к сказке Ильи. Сюжет этой истории имеет множество вариантов в притчах и баснях. Идея предупреждения об опасности и пренебрежения им лежит в основе разнообразных человеческих испытаний. У автора этой сказки активно идет процесс формирования отношения к предупредительным словам старших. Вероятно, внутри него есть противоречие между стремлением быть самостоятельным, приобретать опыт «на своих ошибках», с одной стороны, и здравым смыслом, который инициирует осторожность и гибкость, с другой. Важной психологической задачей в этом случае является формирование гибкости в принятии решений: есть ситуации, в которых необходима осторожность, но есть ситуации, в которых необходим риск. Обсуждение различных ситуаций может стать предметом беседы с автором.
Гюляр, 14 лет
Жила-была одна лягушка. Решила она сходить к своей подружке. А подружка жила на другой стороне рельсов.
Идет как-то лягушка по рельсам. Вдруг проезжает поезд и отрывает ей задние лапки. Отползла лягушка немножко вперед. Посмотрев назад, она увидела свои красивые лапки и говорит: «Да, красивые были лапки, пойду-ка я за ними!»
Поползла она опять на рельсы. Вдруг опять проезжает поезд и отрывает ей голову.
Суть: так давайте помнить, чтобы мы не теряли голову из-за красивых ног.
Комментарий к сказке Гюляр. Эта история напоминает хороший тост. Форма тостов, застольных речей с жизненной моралью также эффективна в сказкотерапии. В действительности, идея соотношения в женщине красоты и ума представляет собой существенную жизненную ценность. В 14 лет у девушки идет активный процесс самоосознания женской индивидуальности, вероятно, он может проявляться и в интересе к такого рода проблематике.
Вадим, 14 лет
Жил-был дед, который умел колдовать. Он знал много того, чего другие не знали.
Как-то ранним утром пришел к нему странник, который шел с далекого севера. Он хотел узнать, как стать таким же умным, как дед. На что мудрец ему сказал: «Иди назад, к себе домой, там найдешь ответ».
Придя к себе, он увидел на месте дома АЭС. Так как больше некуда ему было идти, ему предложили учиться на ученого.
В будущем он стал великим человеком, получившим Нобелевскую премию.
Не нужно никуда ходить.
Комментарий к сказке Вадима. Мораль этой сказки «Не нужно никуда ходить», является модификацией важнейшей жизненной ценности: «Человеку все дано изначально, все, что ему необходимо, находится рядом с ним». В этой истории также есть указание на ресурсы автора: способность реагировать сообразно ситуации и достигать социального успеха.
Марина, 15 лет
Жил-был дракон, его все боялись. Один раз мальчик по имени Ваня пошел гулять по лесу и заблудился. Настал вечер, и он набрел на пещеру. Мальчик решил там переночевать. Зайдя в пещеру, он увидел страшного дракона метрах в пяти от себя. Ваня испугался, но дракон его не стал трогать, даже улыбнулся и пригласил съесть пирожки с капустой, которые он недавно приготовил.
С тех пор Ваня каждый день приходил в гости к дракону.
Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец.
Смысл: суди не по внешности, а по поступкам.
Комментарий к сказке Марины. В этой истории также отражена важнейшая жизненная ценность, связанная с умением увидеть в другом его скрытую созидательную природу, под какие личины она бы ни была спрятана. Данная способность является условием гармоничной коммуникации.
Интересно, что в сказке девушки содержится архаический мужской сюжет: встреча героя с драконом. Возможно, таким образом проявилась созидательная ипостась Анимуса автора.
Анна, 15 лет
В одном далеком месте, где росли красивые и большие деревья, текли ручьи и бурные реки, пели птицы и жили прекрасные звери, было две деревни. Деревня дураков и деревня умных. В деревне дураков всегда светило солнце и была хорошая погода, потому что все жители любили друг друга и помогали. Они жили одной семьей, занимались одним делом, и у них всегда были общие темы для разговоров. Но в деревне умных, хоть и светило солнце, но также шли дожди и было холодно, потому что все жили по отдельности и думали о разном.
Но как-то раз пришло в эти две деревни чудище и сказало: «Решите мне задачу, и я вас не съем, а кто не решит, будет гореть в моем желудке».
Тогда сидели деревни днями и ночами и думали, как же решить эту задачу. Но в конце концов решили эту задачу жители деревни дураков, потому что они решали эту задачу вместе и помогали друг другу. А жители деревни умных были съедены, но не все. Чудище не съело только тех, кто был вместе и помогал кому-то. Поэтому большая часть деревни умных была спасена.
Вот видите, все-таки наше сплочение помогает нам!
Комментарий к сказке Анны. Эта история иллюстрирует ценность сотрудничества и может оказаться «рабочей» для сказкотерапевта. В сказке также отражена идея приоритета способности к совместным действиям по отношению к интеллектуальному статусу.