Психологический анализ сказки Яны

1. Энергоинформационное поле сказкипредставляется доволь­но тяжелым, что является прямым показанием для психологической ра­боты.

2. Сюжет сказки.Сюжет совсем не сказочный, а, напротив, очень реальный. Эта история больше похожа на исповедь, автобиографию. Перед нами девушка, являющаяся духовной и эмоциональной сиротой в полной семье. Начало сказки несколько напоминает «Гадкого утенка» Г.-Х. Андерсена.

Кларисса Эстес в своей монографии «Бегущая с волками» описывает подобную ситуацию как «синдром заблудившейся зиготы». Она даже придумала сказку, позволяющую понять источник такого явления: Фея Зигота разносила зиготы по семьям, но подул сильный ветер, корзинка с зиготами перевернулась, и они разлетелись по разным — не своим — семьям. Все, что нужно «заблудившейся зиготе», пишет К. Эстес, это любовь; все, что нужно родителям, — это покой.

Девушка, имеющая «синдром заблудившейся зиготы», страдает от непонимания со стороны близких, создает свой собственный мир и тем самым еще больше отдаляется от окружающих. Одиночество становит­ся ее верным спутником. Настолько верным, что ни одно событие, ни одно яркое переживание не должны иметь красочный счастливый фи­нал.

Отвергаемая родителями и сверстниками, она компенсируется через фантазии. И даже любовь, подарившая ее душе крылья, не может одо­леть это огромное чудовище по имени Одиночество-и-недоверие. Девуш­ке кажется, что источником недоверия и ощущения потерянности явля­ется травма из-за измены возлюбленного. Но это не так, ибо одиноче­ство, возможно, и спровоцировало, «притянуло» эту травму, опасаясь потерять власть над внутренним миром девушки.

Как видно, размышления сказкотерапевта над сюжетом сказки рож­дают новые метафоры и сюжеты для ответной истории.

Линия главной героини

Образ себя, отношение к себе. Яна описывает героиню как малень­кую и беззащитную девочку. Она одинока и никому не интересна. Ее творческие способности и воля проявляются только в ее фантазиях. И чем больше она живет, тем больше она теряет чувство реальности и самоуважения.

Образ цели. К чему стремится героиня? Как это ни странно, но из финала сказки явствует, что героиня стремится к саморазрушению, оди­ночеству, замкнутости, «смакованию» чувства отверженности. Эта цель слишком разрушительна, чтобы не нуждаться в коррекции. Более того, сама культура написания сказки предполагает более жизнерадостный конец.

Мотивы поступков. Героиня желает быть понятой, желает нахо­диться в безопасности, для этого создает «свою сказку» и населяет ее управляемыми героями. Она желает быть любимой, но, узнав об изме­не, делает ведущим мотив саморазрушения.

Отношения с окружающим миром. Отношения с окружающим ми­ром можно назвать дисгармоничными. Внешний мир воспринимается героиней как агрессивный, провоцирующий на проявление недоверия, пессимизма, пассивности.

Символическое поле сказки

В этой сказке нет глубинного символизма, это означает, что мы име­ем дело с поврежденным Эго автора. Инстинкт и душа — две важней­шие ипостаси женской души — в данной истории не затронуты. Про­блемная ситуация складывается только на уровне поврежденного Эго. Вспомним, что базовое стремление Эго — стремление к комфорту и бе­зопасности. Для того чтобы поддерживать «комфорт», поврежденному Эго необходимо контролировать ситуацию: «В своей сказке она могла контролировать сюжет, менять героев, управлять их мыслями, как марионетками». Судя по описанию жизни героини, Эго надежно «запира­ло» ключом одиночества возможные движения души девушки. Как это ни странно, стремясь сохранить внутренний комфорт, поврежденное Эго может даже продуцировать одиночество. Ведь у одиночества есть и другая сторона — гипертрофированное ощущение собственной уни­кальности. «Если меня никто не понимает, значит, я особенная» — та­кой сомнительной логикой может руководствоваться поврежденное Эго.

В сказке душе героине дается шанс вырваться из контролирующих оков поврежденного Эго. В 14 лет, в возрасте Джульетты, она влюбля­ется. «Она взлетала все выше и выше, не думая о том, что может упасть. Она уже перестала контролировать сюжет сказки, настолько ей было хорошо», — читаем мы. Образ полета, использованный Яной, символи­зирует развитие души, процессы личностного роста. Правда, иницииро­ваны они были не внутренней силой, а внешним впечатлением — юным принцем. И в этом — «ахиллесова пята» данного процесса: ушел вне­шний стимул — и развитие перешло в свою противоположность.

Измена позволила поврежденному Эго укрепить свои позиции. Эго, как назидательная мать, как бы говорит своей дочери (в данном случае душе и инстинкту): «Вот видите, нельзя вырываться, ни к чему хороше­му это не привело. Нельзя доверять людям, тем более мужчинам. Все они обманщики». И снова душа и инстинкт оказываются порабощенны­ми поврежденным Эго. Но теперь одиночество и ощущение отвержен­ности дополняются плохо скрываемой тоской по чувствам любви и по­лета. Теперь, когда душа познала любовь, она с еще большим страданием будет переживать оковы поврежденного Эго.

5. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиОсновной конфликт в этой сказке продуцирован поврежденным Эго.

Страх боли, отвержения, уязвимость блокируются чувством одиноче­ства, уже ставшим комфортным и привычным. Ощущение бессилия, от­чужденности, недостаток самоуважения компенсируются фантазиями о собственной уникальности и способностью создавать внутренние уп­равляемые сказки.

На первый взгляд, в этой сказке сложно найти ресурсное содержа­ние. Тем не менее в качестве ресурса можно использовать способность девушки к созданию собственных сказок и однажды пережитое ею ощу­щение полета и влюбленности.

6. Определение перспективных задач психологической рабо­ты с Яной

Главная задача работы с Яной — преодолеть оковы поврежденного Эго, освободить ее душу и инстинкт, а затем гармонизировать и Эго. Первый принцип работы с поврежденным Эго — это научить «больно­го» заботиться о ближнем. Она считает себя непонятой — пусть так, эту ситуацию уже не изменить. Но можно зайти с другой стороны — попробовать быть более внимательной к мыслям, чувствам, настроению других, наблюдать за другими, стараясь понять их внутренние импуль­сы. Другими словами, чтобы быть понятой, нужно научиться понимать и заботиться о других. В этом смысле терапевтической для Яны может стать сказка Анастасии. Приведем ее здесь.

Анастасия, 16 лет

Жили-были в одном королевстве две принцессы. Вот настало время вы­давать их замуж. Но одна из этих принцесс была некрасивая, а другая — кра­савица, на женихов не было отбоя. Она постоянно меняла поклонников, не могла остановиться на ком-то одном, ее ветреный характер и несобранность не позволяли ей собраться с мыслями и подумать о своем будущем. Так она и продолжала веселиться, пока не вышла замуж за одного богатого принца. Но они жили несчастливо и скоро развелись. И все из-за того, что принцесса была очень капризная, требовательная к своему мужу и ничего не хотела делать. Ее красоты надолго не хватило, и когда пришло время проявить себя хорошей хозяйкой и королевой, она ничего не смогла сделать.

Ее сестра была некрасивой, тихой и скромной, не гналась за поклонника­ми и все не находила себе жениха, потому что никто не хотел брать в жены такую некрасивую. Но вот однажды, когда принцесса пошла на рынок, кста­ти, она любила переодеваться в нищенку и ходить на рынок, наблюдая, как живут другие люди, так как ей наскучила жизнь при дворе, так вот она заме­тила, как один бедный мальчик взял яблоко с прилавка. Она, заметив это, отдала мальчику яблоко, заплатив торговцу. Ее поступок заметил один мо­лодой человек. Подошел к ней и попросил ее руки, несмотря на ее уродство. Он ей тоже понравился, и она согласилась. Молодой человек оказался пре­красным принцем. Он полюбил ее за доброе сердце и душевную красоту. Увез в далекое королевство, и там они жили счастливо. Принцесса оказа­лась умелой хозяйкой и прекрасно управлялась с большим государством. Вскоре она стала красавицей, но не утратила своей душевной наполненности.

Иногда лучше быть не красавицей, а духовно наполненной, и все-таки когда-нибудь найдется тот, кто оценит тебя по достоинству, тогда от счастья можно похорошеть на глазах.

А бывает так, что люди бывают красивыми, но это только внешняя обо­лочка, а внутри — пусто. Обычно такие люди ничего не добиваются в жизни, считая, что одной внешности хватит на всю жизнь. Тем более что красота внешняя увядает, внутренняя — никогда.

Развитие способности заботиться о ближнем, быть внимательной к мыслям и чувствам другого поможет разрешить коммуникативные труд­ности Яны.

Другая психологическая задача работы с Яной будет заключаться в обсуждении ситуации измены. Важно понять глубинный смысл этого феномена, то, какой урок он несет для развития Яны; показать ценность испытанных Яной чувств любви и полета, преодолев ее желание обесце­нить собственные позитивные переживания.

Феномен измены связан с проживанием дискретного варианта пер­вого этапа женской самореализации — встречи с хищником. Знаком­ство и обсуждение сценариев «Красной Шапочки» и «Синей Бороды» позволят Яне заново пережить ситуацию, осмыслить ее и освободиться от напряжения.

В контексте решения этих психологических задач сказкотерапевту также важно проработать тему самоуважения. Но главное — научить Эго девушки заботиться о ближнем, подключая ресурсы души, на осно­вании чего в дальнейшем можно будет перейти к формированию навы­ков эффективного общения.

Как видно, сказки о любви отражают немало внутренних противоре­чий автора и сопутствующих проблем с родителями и социумом. Иногда авторские сказки не требуют скрупулезного анализа, достаточно опре­делить конфликтное и ресурсное содержание сказки и на этом основа­нии сформулировать общие задачи работы с автором. Если же ситуация требует более кропотливого изучения внутреннего мира клиента, целе­сообразно провести более глубокий анализ его сказки.

Наши рекомендации