Психологический анализ сказки Христины

1. Энергоинформационное поле сказки.Сказка оставляет роман­тическое «послевкусие», ощущение грусти и след от перенесенных пе­реживаний. В последней фразе сказки есть ощущение перспективы, однако, это обстоятельство не стирает «след печали». Подобное энерго­информационное поле свидетельствует о том, что ощущение перспекти­вы на данный момент воображаемо, актуальным же переживанием яв­ляется тревога. Такая картина уже может быть показанием для психо­логической работы.

2. Сюжет сказки.Сюжет сказки содержит довольно распространен­ные мотивы: пуританское воспитание юной девицы в монастыре, одино­чество, мечта о любви, кратковременное счастье возлюбленных, разлу­ка, предательство близких, счастливое воссоединение. Данный сюжет отражает бессознательное представление автора о динамике взаимоот­ношений с партнером, является неким сценарием событий. Для нас важ­но разобраться, какие события в этом сценарии являются разрушитель­ными, а какие способствуют развитию.

На первый взгляд, самое негативное событие — неожиданное рас­ставание Жанны и Жюльена. Однако мотив расставания супругов и по­следующего их воссоединения является одним из важнейших сюжетов волшебных сказок. Вспомним Золушку и Принца, Психею и Амура, Ца­ревну-лягушку и Ивана. В период разлуки героев происходит их авто­номный рост. Одним для этого требуются годы и масса испытаний, дру­гим — несколько дней. Но независимо от времени, герои изменяются внутренне. Таким образом, в сюжете сказки Христины представлен ар­хетип разлуки, который меняет героев: с одной стороны, они становятся самодостаточными и независимыми друг от друга; с другой стороны, именно благодаря этому глубже понимают ценность друг друга.

Поэтому не будем торопиться определять самый драматичный эпизод сказки как негативный, ведь если понять его глубинное значение, окажется, что он способствует росту. В сказке Христины описаны трагические переживания разлуки, но не раскрыт архетипический смысл данного события. Это естественно, ведь в жизненном опыте девушки еще недостаточно оснований для понимания и принятия глубинного; смысла расставания с любимым. Таким образом, можно определить одну из задач сказкотерапевтической работы с Христиной как обсуждение мотива расставания и воссоединения возлюбленных в различных сказ­ках и мифах. Это поможет девушке глубже понять один из аспектов вза­имоотношений с мужчиной.

Другим негативным событием в сюжете сказки Христины является предательство близких. Оказывается, похищение героя было организо­вано его родным братом и родителями его возлюбленной. То есть счас­тье героини разрушают ее самые близкие люди, родители; те, кому при­нято безоговорочно доверять. Есть ли аналог подобной ситуации в сказ­ках? В романтических рассказах, легендах, где присутствует мотива вражды родов, родители сознательно разрушают счастье дочери. В сказках же предательницами-разрушительницами обычно выступают род­ные сестры главной героини или ее мачеха. В мифе об Амуре и Психее родные сестры сознательно подстрекают героиню к убийству супруга, объявляя его чудовищем. Они создают условия, чтобы Психея сама раз­рушила свое счастье. В «Сказке о царе Салтане» сестры сознательно искажают информацию таким образом, чтобы погубить героиню. Мотив предательства со стороны близких встречается в сказках разных наро­дов.

Какой глубинный смысл стоит за темой предательства близких? Одна из гипотез заключается в следующем. В патриархальной культуре буду­щего супруга выбирали родители. Вероятно, поэтому в сказках, где ге­роиня сама выбирает себе мужа, присутствует мотив противостояния со стороны родственников, проявляющийся, по сути, в предательстве дочери или сестры. Данный феномен можно определить как «битва жен­щины за свой выбор без поддержки рода». Действуя по велению сердца, женщина нарушает традиционный порядок выбора партнера и без поддержки рода проходит важное испытание на доверие своему возлюблен­ному, ответственность перед ним и верность ему.

Однако что стоит за эпизодом предательства близких у Кристины? Ощущение того, что родители не одобрят ее выбор, нанесут вред взаи­моотношениям с любимым человеком или нечто иное? Чтобы это по­нять, необходимо поговорить с девушкой о том, как складываются ее взаимоотношения с родителями.

Из сказки же нам известно, что родители — «голубая кровь», «арис­тократы», «интеллигенты», не воспитывают дочь сами, а перепоручают это монастырю. Девушка воспринимает данное обстоятельство как за­точение. Между тем родители приготовили дочери прекрасный пода­рок — белоснежную виллу на берегу Атлантического океана.

Похоже, родители больше заботятся не о душе героини, а о ее мате­риальном благополучии. У них есть четкие представления о «правиль­ном будущем» дочери, и они делают все возможное, чтобы все было так, как они считают нужным, из чего мы заключаем, что духовного един­ства в этой сказочной семье нет. Героиня напоминает сироту, чью судь­бу берутся устраивать добрые люди по собственному усмотрению.

Если и в реальной семье Христины дела обстоят подобным образом, мы можем предполагать два сценария развития взаимоотношений доче­ри с родителями:

— либо она полностью передаст ответственность за свою судьбу в руки родителей,

— либо будет активно сопротивляться, отрицая «родительскую правду».

И тот и другой сценарий разрушительны для личности Христины. Первый лишает ее возможности осознавать собственные потребности и проявлять волю. Второй лишает ее возможности понять собственный путь и мотивирует на действия «вопреки родителям», а в таких случаях часто бывает, что «с водой выплескивают и ребенка»...

Образ воспитания вдали от дома (в данном случае, в монастыре) де­монстрирует отсутствие близости с родителями. Подобное явление встречается не только у детей, не имеющих эмоционального и духовно­го родства с родителями, но и у тех, кто воспитывался в приемной семье или детском доме. В этом случае приписывание родителям разрушитель­ных действий представляет собой следствие проявления скрытой агрес­сии по отношению к ним. В любом случае, психологу необходимо содей­ствовать росту самоуважения девушки, научить ее осознавать свои потребности, конструктивно проявлять волю и принимать особенности родителей.

Линия главной героини

Образ себя, отношение к себе. Что мы знаем о главной героине? Зовут ее Жанна, происходит она из аристократической, финансово бла­гополучной семьи, до совершеннолетия жила и воспитывалась в монас­тыре. Но главное, на чем делает акцент автор, это ее доброта, «у кото­рой не хватало рук давать», доброта, «доведенная чуть ли не до порока». Подобный акцент на качестве героини подсказывает сказкотерапевту задачу: прояснить субъективный смысл доброты для Христины. «Что для вас доброта?» — вот один из вопросов, позволяющих узнать истину.

Поразмышляем о доброте. Казалось бы, она должна входить в семер­ку добродетелей, но ее нет в списке:

1. Милосердие — заботливая любовь.

2. Вера.

3. Стойкость.

4. Надежда.

5. Справедливость.

6. Благоразумие.

7. Умеренность.

Отметим, что все добродетели в христианском, западноевропейском искусстве изображались в женских образах.

Что же такое доброта и почему она может быть доведена до порока? Христина пишет о доброте так: «не хватало рук давать». Следовательно, для нее доброта связана с активным действием по отношению к кому-то. Встречаются люди, для которых чрезвычайно важно быть полезным кому-то, незаменимым, давать, чтобы быть замеченным, принятым, по­лучить признание. Представьте себе ребенка, отвергаемого сверстника­ми. Для того чтобы стать членом коллектива, получить признание, он покупает для всех конфеты, «чупсы», приносит в школу редкие вещи, принадлежащие родителям, и дарит их; угощает друзей дорогостоящи­ми деликатесами и пр. Благодаря таким действиям он может снискать славу «доброго человека», который в любое время легко отдает все, что у него есть. Потеря меры в добрых проявлениях может действительно превратиться в порок. Подобное поведение обычно связано с потребностью в принадлежности и любви. Не исключено, что героиня сказки, лишенная любви родителей в детстве, несет в себе эту боль и компенси­рует ее в «безмерной и беспредельной доброте».

Образ цели. Образ цели несложно определить по финалу сказки. Жанна стремится быть любимой, находиться рядом с любимым челове­ком. «Так они и сидели у греющего камина, совсем не нужного им, так как у них была любовь, согревающая их впоследствии на протяжении долгих зимних вечеров еще много-много лет».

Мотивы поступков героини также продиктованы желанием быть любимой и быть вместе с возлюбленным. В сюжете сказки есть эпизод, когда у Жанны мог бы проснуться мотив мести, однако этого не произо­шло.

Отношения с окружающим миром. По отношению к окружающе­му миру героиня выступает как нейтральное лицо. Она ничего не сози­дает, но ничего и не разрушает. Образ окружающего мира для героини составляют:

— родители, как любящие, так и отвергающие, создавшие заговор против супруга;

— монастырь — место, заменившее семью;

— вилла, построенная специально для героини и подаренная ей ро­дителями;

— море, дающее свободу после монастырского заточения, но, с дру­гой стороны, отнимающее возлюбленного;

— семейство Висмутов, среди которых есть и возлюбленный и ко­варный интриган;

— нож, который должен был принести героине боль, впившись в ногу, но не сделал этого вследствие сильных чувств Жанны;

— греющий камин, который на самом деле не нужен двум влюблен­ным.

Нельзя сказать, что внешний мир агрессивен по отношению к герои­не. На первый взгляд, все желают ей добра. Но все же есть ощущение, что каждый мыслит «добро» по-своему, не сверяясь с пожеланиями са­мой Жанны. Похоже, перед нами героиня, желаниями которой прене­брегают, внутренние импульсы которой не интересны тем, с кем она близка. Она мечтает любить и быть любимой, но более энергичные род­ственники принимают решения за нее. Фактически в конце сказки мы имеем ситуацию конфликта героев с внешним миром. Здравый смысл подсказывает, что родители и брат возлюбленного героини повторят свои попытки изменить судьбу Жанны. Но у героини еще недостаточно сил, чтобы взглянуть в лицо реальности и творчески преобразовать ее. Ни она, ни ее возлюбленный не готовы к защите.

Символическое поле сказки

Вот наиболее яркие образы сказки:

— белоснежная вилла, предназначенная для девушки Жанны, по­строенная ее родителями на берегу Атлантического океана;

— монастырь, в котором воспитывалась Жанна до совершеннолетия;

— число «два» (через два месяца после знакомства Жанна и Жюльенпоженились, разлука героев продолжалась два дня);

— море — красивое, но разлучающее с возлюбленным;

— нож и кровь, не вызывающие у героини реальной боли;

— камин.

Символ дома представлен в сказке в двух ипостасях: это белоснеж­ная вилла, построенная родителями, и монастырь, в котором воспиты­валась и жила героиня.

Дом является чрезвычайно емким символом. В общем значении дом символизирует покоренное пространство, в котором человек находится в безопасности. Это убежище и источник силы одновременно. Б. Рыба­ков, автор книги «Язычество Древней Руси», называет дом «пунктом, где начиналось и кончалось каждое языческое священнодействие». Древний дом обязательно содержал две вещи: очаг и алтарь. Таким образом, дом символизирует место физического и духовного пристанища. Строи­тельство дома связано с личностным и социальным ростом. Иметь свой дом и в древности и сегодня означает «быть зрелым», достойным членом сообщества. По тому, как «организован дом», судят о внутреннем мире человека и его социальном статусе. Дом передается по наследству, по­этому является символом рода. Однако существуют и «ложные дома», не обладающие этим символизмом, например «желтый дом», «дом терпимости», «казенный дом».

Белоснежная вилла, построенная родителями и подаренная героине, символизирует ее связь с родом. Белый цвет символизирует свет, чистоту, совершенство, невинность души. Белый цвет ассоциируется с мистическим просветлением, цветом одежд Девы Марии, ангелов и свя­щенников для праздников Благовещения, Рождества и Пасхи, его можно расценивать как символ духовных и светоносных принципов. С дру­гой стороны, белоснежная вилла на берегу моря является современным символом идеальной безоблачной жизни, воображаемого благополучия, мечты.

Монастырь — это место, где женщина отрекается от плотских жела­ний и посвящает себя служению Богу. Отправлять детей на воспитание в монастыре было модно среди аристократических семей в Западной Европе. Или вспомним знаменитых «смолянок», воспитанниц Институ­та благородных девиц в Санкт-Петербурге. На протяжении долгого вре­мени монастырское воспитание являлось эталонным для достойных де­вушек. Таким образом, воспитание в монастыре может символизировать следование аристократической традиции.

С другой стороны, монастырь — это место, где природная спонтан­ность, естественность, свобода, независимость максимально ограниче­ны. То есть в монастыре здоровый инстинкт девушки не развивается, но повреждается, в результате чего она утрачивает природное чутье, по­зволяющее вовремя определить опасность и ее источник.

Итак, анализ символизма дома, проявленного в данной сказке в об­разах белоснежной виллы и монастыря, показывает нам героиню мечта­тельную, наивную, с поврежденным инстинктом и тесно связанную с родом. Она не имеет собственного дома (один подарен родителями, из другого она вырвалась), у нее нет чувства собственной территории. В ней еще не пробудилась инстинктивная женственность, но она по-дет­ски желает быть любимой и грезит о принце. Чувства только пробужда­ются в ней.

Число «два» символизирует двойственность мира: белое и черное, женское и мужское, активность и пассивность. «Два» это и число Луны, женского символа, связанного с изменчивостью, непостоянством. Ак­цент на «двойку» также может означать потребность в партнерстве, ко­торую подтверждают и другие рассуждения.

Море во многих культурах является источником жизни, бесформен­ным, безграничным, неистощимым и полным неожиданностей. Соглас­но Д. Тресиддеру, «в месопотамском мифе жизнь — результат перели­вания Апсу пресных вод, в которых плавает земля, и соленых вод, персо­нифицированных богиней хаоса Тиамат, родившей все сущее. Из ее тела, после ее гибели, образовались Земля и Небо. Море — образ матери, даже более важный, чем земля, но, кроме того, символ превращения и возрождения. Оно также знак бесконечности познания, а в психоло­гии — подсознания». Море является символом Жизни—Смерти. Море дает жизнь, но и забирает ее, если человек ведет себя неосторожно. Так как море наполнено водой, оно символизирует и женское начало, чувственность, интуицию, глубинные аспекты женской личности. В данной сказке море может символизировать пробуждающуюся жен­ственность автора. Море отнимает у героини возлюбленного, и сильные чувства, испытанные ею, как бы инициируют ее внутренний мир, про­буждают от «духовной спячки».

Нож, с одной стороны, можно рассматривать как фаллический сим­вол. В этом смысле нож и проступившая кровь могут символизировать дефлорацию. С другой стороны, нож являлся ритуальным инструмен­том жертвоприношения, обрезания и мученичества, разрушительным символом. Действительно, зачем героиня держала в руках нож? Не было ли у нее суицидальных мыслей? Нож является инструментом, благода­ря которому человек может разорвать связь с материальным миром, а также нож — это оружие, пригодное для нападения и защиты.

Кровь является ритуальным символом жизненной силы. Считалось, что кровь содержит часть божественной энергии, дух личности. С дру­гой стороны, женская менструальная кровь является свидетельством достижения девочкой половой зрелости. В некоторых архаических куль­турах было принято поливать менструальной кровью поля, для того что­бы после собрать богатый урожай. Также существовал обычай натирать стопы девушки менструальной кровью, символом ее инициации, взрос­ления. Возможно, в сказке Христины имеются отголоски тех древних ритуалов, память о которых хранится в коллективном женском бессо­знательном.

Таким образом, нож, упавший на ногу героине, и проступившая кровь могут символизировать акт женской инициации, взросления.

Камин является источником тепла. Так же как и печь, символизиру­ет духовное очищение. Огонь, источник духовной силы, в данном слу­чае является дополнительным источником энергии.

Итак, символический анализ сказки позволил нам раскрыть глубин­ные ресурсы личностного развития ее автора. На символическом уров­не героиня взрослеет, расстается с наивностью и некоторой ограниченностью. Пусть пока это происходит в большей степени неосознанно, но сказкотерапевт может использовать ресурс символов в медитативных сказках и других упражнениях.

5. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки.В сказке Христины прослеживается конфликт внешний и внутрен­ний. Внешний конфликт связан с качеством взаимоотношений с родите­лями и другими людьми, с ситуациями давления и пренебрежения чув­ствами и внутренними процессами автора сказки. Христина еще недо­статочно зрело строит взаимоотношения с внешним миром, что вполне допустимо в шестнадцать лет. Доброта без меры — вот одно из проявле­ний внешнего конфликта. Вероятно, девушка не всегда может строить отношения партнерства, равного обмена. Потребность в признании и любви может провоцировать излишнюю доверчивость, вследствие чего могут возникать ситуации, влекущие за собой разочарования, боль, оби­ду. Так проявляется поврежденный инстинкт.

Внутренний конфликт связан с нереализованной потребностью быть любимой, компенсированной фантазиями.

В сказке немало и ресурсов, проявленных через символы. Море, нож, нога, кровь, камин — все эти символы содержат ресурсы женской ини­циации, взросления, приобретения здоровой чувственности и ощуще­ния реальности. Кроме того, в сказке Христины есть и самый верный ресурс — хороший конец. Он указывает на актуализацию процесса по­зитивного самопрограммирования на бессознательно-символическом уровне.

6. Определение перспективных задач психологической рабо­ты с Кристиной

В сказке Кристины есть указание на пробуждающиеся процессы са­моактуализации, личностного роста. Поэтому основная задача сказкотерапевта — максимально содействовать этим позитивным процессам. Каким образом это может быть сделано?

Во-первых, Христине явно недостает психологической информации о динамике и закономерностях женской самореализации, поэтому необ­ходимо, оттолкнувшись от ее сказки, поговорить об этом.

Во-вторых, Христина, имея выраженную потребность в любви и при­знании, может стремиться приобрести их различными способами. По­этому сказкотерапевту необходимо развивать самоуважение девушки, обсуждая ее творческие возможности, созидательные способности и уникальные особенности личности. Содействовать тому, чтобы именно через реализацию своих способностей она получала заслуженное при­знание.

В-третьих, Христине не хватает опыта конструктивного поведения и противостояния конфликтным и другим разрушительным ситуациям, основанным на взаимодействии с людьми. Поэтому сказкотерапевту необходимо обсуждать сложные жизненные ситуации, анализируя с де­вушкой их глубинный и социальный смысл, и постепенно формировать эффективные модели поведения.

В-четвертых, отдельное внимание необходимо уделить обсуждению реальных взаимоотношений с родителями и партнером, понять их сце­нарий, смысл и урок на основании опыта предшествующей психологи­ческой работы.

Пример второй

Яна, 17 лет

Жизнь-игра

Жила-была девочка, она была маленькая и беззащитная. Как и у многих нормальных детей, у нее были мама и папа, старший брат. Она все время считала себя очень одинокой, никто ее не понимал, подруги не понимали ее идеи, рассказов, им было неинтересно общаться с ней. Ей было не с кем по­делиться своими мечтами. Родители полностью отвергали ее нереальные представления о жизни. Она считала себя героиней одной вечной сказки под названием «жизнь». Ей было очень тяжело, она постепенно росла и станови­лась умней. Вскоре в своей сказке она могла контролировать сюжет, менять героев, управлять их мыслями, как марионетками. В итоге родители стали волноваться за ее странное изменчивое поведение. Когда девочка подросла и ей исполнилось 14 лет, она познакомилась с молодым человеком, который дополнил ее сказку «жизнь». Он был совершенно такой же, как и она. Когда они были вместе, она была будто в раю. Они полюбили друг друга. Она взле­тала все выше и выше, не думая о том, что может упасть. Она уже перестала контролировать сюжет сказки, настолько ей было хорошо. Но как только она потеряла контроль, ее милый принц полюбил другую. Девочка узнала об этом, ее падение было настолько сильным, что, возможно, никого она не сможет больше полюбить. Уже прошло несколько лет, атак никто и не вошел к ней в доверие. Она совсем одинока, хоть этого никто не замечает. У нее есть друзья, подруги, но даже они никогда не ответят на вопрос: «что с ней?»

Она потеряна в этом мире, ей нечего ловить здесь. Она лишь мечтает и жи­вет этим. Вся ее жизнь — сказочный сюжет: сказка была хорошей, но окон­чилась плохо. Конечно, она еще слишком молода и все еще впереди, но в настоящее время ей все хуже и хуже. Такое состояние может привести к замкнутости в себе, и о какой тогда лучшей жизни можно говорить.

Наши рекомендации