Психологический анализ сказки Христины
1. Энергоинформационное поле сказки.Сказка оставляет романтическое «послевкусие», ощущение грусти и след от перенесенных переживаний. В последней фразе сказки есть ощущение перспективы, однако, это обстоятельство не стирает «след печали». Подобное энергоинформационное поле свидетельствует о том, что ощущение перспективы на данный момент воображаемо, актуальным же переживанием является тревога. Такая картина уже может быть показанием для психологической работы.
2. Сюжет сказки.Сюжет сказки содержит довольно распространенные мотивы: пуританское воспитание юной девицы в монастыре, одиночество, мечта о любви, кратковременное счастье возлюбленных, разлука, предательство близких, счастливое воссоединение. Данный сюжет отражает бессознательное представление автора о динамике взаимоотношений с партнером, является неким сценарием событий. Для нас важно разобраться, какие события в этом сценарии являются разрушительными, а какие способствуют развитию.
На первый взгляд, самое негативное событие — неожиданное расставание Жанны и Жюльена. Однако мотив расставания супругов и последующего их воссоединения является одним из важнейших сюжетов волшебных сказок. Вспомним Золушку и Принца, Психею и Амура, Царевну-лягушку и Ивана. В период разлуки героев происходит их автономный рост. Одним для этого требуются годы и масса испытаний, другим — несколько дней. Но независимо от времени, герои изменяются внутренне. Таким образом, в сюжете сказки Христины представлен архетип разлуки, который меняет героев: с одной стороны, они становятся самодостаточными и независимыми друг от друга; с другой стороны, именно благодаря этому глубже понимают ценность друг друга.
Поэтому не будем торопиться определять самый драматичный эпизод сказки как негативный, ведь если понять его глубинное значение, окажется, что он способствует росту. В сказке Христины описаны трагические переживания разлуки, но не раскрыт архетипический смысл данного события. Это естественно, ведь в жизненном опыте девушки еще недостаточно оснований для понимания и принятия глубинного; смысла расставания с любимым. Таким образом, можно определить одну из задач сказкотерапевтической работы с Христиной как обсуждение мотива расставания и воссоединения возлюбленных в различных сказках и мифах. Это поможет девушке глубже понять один из аспектов взаимоотношений с мужчиной.
Другим негативным событием в сюжете сказки Христины является предательство близких. Оказывается, похищение героя было организовано его родным братом и родителями его возлюбленной. То есть счастье героини разрушают ее самые близкие люди, родители; те, кому принято безоговорочно доверять. Есть ли аналог подобной ситуации в сказках? В романтических рассказах, легендах, где присутствует мотива вражды родов, родители сознательно разрушают счастье дочери. В сказках же предательницами-разрушительницами обычно выступают родные сестры главной героини или ее мачеха. В мифе об Амуре и Психее родные сестры сознательно подстрекают героиню к убийству супруга, объявляя его чудовищем. Они создают условия, чтобы Психея сама разрушила свое счастье. В «Сказке о царе Салтане» сестры сознательно искажают информацию таким образом, чтобы погубить героиню. Мотив предательства со стороны близких встречается в сказках разных народов.
Какой глубинный смысл стоит за темой предательства близких? Одна из гипотез заключается в следующем. В патриархальной культуре будущего супруга выбирали родители. Вероятно, поэтому в сказках, где героиня сама выбирает себе мужа, присутствует мотив противостояния со стороны родственников, проявляющийся, по сути, в предательстве дочери или сестры. Данный феномен можно определить как «битва женщины за свой выбор без поддержки рода». Действуя по велению сердца, женщина нарушает традиционный порядок выбора партнера и без поддержки рода проходит важное испытание на доверие своему возлюбленному, ответственность перед ним и верность ему.
Однако что стоит за эпизодом предательства близких у Кристины? Ощущение того, что родители не одобрят ее выбор, нанесут вред взаимоотношениям с любимым человеком или нечто иное? Чтобы это понять, необходимо поговорить с девушкой о том, как складываются ее взаимоотношения с родителями.
Из сказки же нам известно, что родители — «голубая кровь», «аристократы», «интеллигенты», не воспитывают дочь сами, а перепоручают это монастырю. Девушка воспринимает данное обстоятельство как заточение. Между тем родители приготовили дочери прекрасный подарок — белоснежную виллу на берегу Атлантического океана.
Похоже, родители больше заботятся не о душе героини, а о ее материальном благополучии. У них есть четкие представления о «правильном будущем» дочери, и они делают все возможное, чтобы все было так, как они считают нужным, из чего мы заключаем, что духовного единства в этой сказочной семье нет. Героиня напоминает сироту, чью судьбу берутся устраивать добрые люди по собственному усмотрению.
Если и в реальной семье Христины дела обстоят подобным образом, мы можем предполагать два сценария развития взаимоотношений дочери с родителями:
— либо она полностью передаст ответственность за свою судьбу в руки родителей,
— либо будет активно сопротивляться, отрицая «родительскую правду».
И тот и другой сценарий разрушительны для личности Христины. Первый лишает ее возможности осознавать собственные потребности и проявлять волю. Второй лишает ее возможности понять собственный путь и мотивирует на действия «вопреки родителям», а в таких случаях часто бывает, что «с водой выплескивают и ребенка»...
Образ воспитания вдали от дома (в данном случае, в монастыре) демонстрирует отсутствие близости с родителями. Подобное явление встречается не только у детей, не имеющих эмоционального и духовного родства с родителями, но и у тех, кто воспитывался в приемной семье или детском доме. В этом случае приписывание родителям разрушительных действий представляет собой следствие проявления скрытой агрессии по отношению к ним. В любом случае, психологу необходимо содействовать росту самоуважения девушки, научить ее осознавать свои потребности, конструктивно проявлять волю и принимать особенности родителей.
Линия главной героини
Образ себя, отношение к себе. Что мы знаем о главной героине? Зовут ее Жанна, происходит она из аристократической, финансово благополучной семьи, до совершеннолетия жила и воспитывалась в монастыре. Но главное, на чем делает акцент автор, это ее доброта, «у которой не хватало рук давать», доброта, «доведенная чуть ли не до порока». Подобный акцент на качестве героини подсказывает сказкотерапевту задачу: прояснить субъективный смысл доброты для Христины. «Что для вас доброта?» — вот один из вопросов, позволяющих узнать истину.
Поразмышляем о доброте. Казалось бы, она должна входить в семерку добродетелей, но ее нет в списке:
1. Милосердие — заботливая любовь.
2. Вера.
3. Стойкость.
4. Надежда.
5. Справедливость.
6. Благоразумие.
7. Умеренность.
Отметим, что все добродетели в христианском, западноевропейском искусстве изображались в женских образах.
Что же такое доброта и почему она может быть доведена до порока? Христина пишет о доброте так: «не хватало рук давать». Следовательно, для нее доброта связана с активным действием по отношению к кому-то. Встречаются люди, для которых чрезвычайно важно быть полезным кому-то, незаменимым, давать, чтобы быть замеченным, принятым, получить признание. Представьте себе ребенка, отвергаемого сверстниками. Для того чтобы стать членом коллектива, получить признание, он покупает для всех конфеты, «чупсы», приносит в школу редкие вещи, принадлежащие родителям, и дарит их; угощает друзей дорогостоящими деликатесами и пр. Благодаря таким действиям он может снискать славу «доброго человека», который в любое время легко отдает все, что у него есть. Потеря меры в добрых проявлениях может действительно превратиться в порок. Подобное поведение обычно связано с потребностью в принадлежности и любви. Не исключено, что героиня сказки, лишенная любви родителей в детстве, несет в себе эту боль и компенсирует ее в «безмерной и беспредельной доброте».
Образ цели. Образ цели несложно определить по финалу сказки. Жанна стремится быть любимой, находиться рядом с любимым человеком. «Так они и сидели у греющего камина, совсем не нужного им, так как у них была любовь, согревающая их впоследствии на протяжении долгих зимних вечеров еще много-много лет».
Мотивы поступков героини также продиктованы желанием быть любимой и быть вместе с возлюбленным. В сюжете сказки есть эпизод, когда у Жанны мог бы проснуться мотив мести, однако этого не произошло.
Отношения с окружающим миром. По отношению к окружающему миру героиня выступает как нейтральное лицо. Она ничего не созидает, но ничего и не разрушает. Образ окружающего мира для героини составляют:
— родители, как любящие, так и отвергающие, создавшие заговор против супруга;
— монастырь — место, заменившее семью;
— вилла, построенная специально для героини и подаренная ей родителями;
— море, дающее свободу после монастырского заточения, но, с другой стороны, отнимающее возлюбленного;
— семейство Висмутов, среди которых есть и возлюбленный и коварный интриган;
— нож, который должен был принести героине боль, впившись в ногу, но не сделал этого вследствие сильных чувств Жанны;
— греющий камин, который на самом деле не нужен двум влюбленным.
Нельзя сказать, что внешний мир агрессивен по отношению к героине. На первый взгляд, все желают ей добра. Но все же есть ощущение, что каждый мыслит «добро» по-своему, не сверяясь с пожеланиями самой Жанны. Похоже, перед нами героиня, желаниями которой пренебрегают, внутренние импульсы которой не интересны тем, с кем она близка. Она мечтает любить и быть любимой, но более энергичные родственники принимают решения за нее. Фактически в конце сказки мы имеем ситуацию конфликта героев с внешним миром. Здравый смысл подсказывает, что родители и брат возлюбленного героини повторят свои попытки изменить судьбу Жанны. Но у героини еще недостаточно сил, чтобы взглянуть в лицо реальности и творчески преобразовать ее. Ни она, ни ее возлюбленный не готовы к защите.
Символическое поле сказки
Вот наиболее яркие образы сказки:
— белоснежная вилла, предназначенная для девушки Жанны, построенная ее родителями на берегу Атлантического океана;
— монастырь, в котором воспитывалась Жанна до совершеннолетия;
— число «два» (через два месяца после знакомства Жанна и Жюльенпоженились, разлука героев продолжалась два дня);
— море — красивое, но разлучающее с возлюбленным;
— нож и кровь, не вызывающие у героини реальной боли;
— камин.
Символ дома представлен в сказке в двух ипостасях: это белоснежная вилла, построенная родителями, и монастырь, в котором воспитывалась и жила героиня.
Дом является чрезвычайно емким символом. В общем значении дом символизирует покоренное пространство, в котором человек находится в безопасности. Это убежище и источник силы одновременно. Б. Рыбаков, автор книги «Язычество Древней Руси», называет дом «пунктом, где начиналось и кончалось каждое языческое священнодействие». Древний дом обязательно содержал две вещи: очаг и алтарь. Таким образом, дом символизирует место физического и духовного пристанища. Строительство дома связано с личностным и социальным ростом. Иметь свой дом и в древности и сегодня означает «быть зрелым», достойным членом сообщества. По тому, как «организован дом», судят о внутреннем мире человека и его социальном статусе. Дом передается по наследству, поэтому является символом рода. Однако существуют и «ложные дома», не обладающие этим символизмом, например «желтый дом», «дом терпимости», «казенный дом».
Белоснежная вилла, построенная родителями и подаренная героине, символизирует ее связь с родом. Белый цвет символизирует свет, чистоту, совершенство, невинность души. Белый цвет ассоциируется с мистическим просветлением, цветом одежд Девы Марии, ангелов и священников для праздников Благовещения, Рождества и Пасхи, его можно расценивать как символ духовных и светоносных принципов. С другой стороны, белоснежная вилла на берегу моря является современным символом идеальной безоблачной жизни, воображаемого благополучия, мечты.
Монастырь — это место, где женщина отрекается от плотских желаний и посвящает себя служению Богу. Отправлять детей на воспитание в монастыре было модно среди аристократических семей в Западной Европе. Или вспомним знаменитых «смолянок», воспитанниц Института благородных девиц в Санкт-Петербурге. На протяжении долгого времени монастырское воспитание являлось эталонным для достойных девушек. Таким образом, воспитание в монастыре может символизировать следование аристократической традиции.
С другой стороны, монастырь — это место, где природная спонтанность, естественность, свобода, независимость максимально ограничены. То есть в монастыре здоровый инстинкт девушки не развивается, но повреждается, в результате чего она утрачивает природное чутье, позволяющее вовремя определить опасность и ее источник.
Итак, анализ символизма дома, проявленного в данной сказке в образах белоснежной виллы и монастыря, показывает нам героиню мечтательную, наивную, с поврежденным инстинктом и тесно связанную с родом. Она не имеет собственного дома (один подарен родителями, из другого она вырвалась), у нее нет чувства собственной территории. В ней еще не пробудилась инстинктивная женственность, но она по-детски желает быть любимой и грезит о принце. Чувства только пробуждаются в ней.
Число «два» символизирует двойственность мира: белое и черное, женское и мужское, активность и пассивность. «Два» это и число Луны, женского символа, связанного с изменчивостью, непостоянством. Акцент на «двойку» также может означать потребность в партнерстве, которую подтверждают и другие рассуждения.
Море во многих культурах является источником жизни, бесформенным, безграничным, неистощимым и полным неожиданностей. Согласно Д. Тресиддеру, «в месопотамском мифе жизнь — результат переливания Апсу пресных вод, в которых плавает земля, и соленых вод, персонифицированных богиней хаоса Тиамат, родившей все сущее. Из ее тела, после ее гибели, образовались Земля и Небо. Море — образ матери, даже более важный, чем земля, но, кроме того, символ превращения и возрождения. Оно также знак бесконечности познания, а в психологии — подсознания». Море является символом Жизни—Смерти. Море дает жизнь, но и забирает ее, если человек ведет себя неосторожно. Так как море наполнено водой, оно символизирует и женское начало, чувственность, интуицию, глубинные аспекты женской личности. В данной сказке море может символизировать пробуждающуюся женственность автора. Море отнимает у героини возлюбленного, и сильные чувства, испытанные ею, как бы инициируют ее внутренний мир, пробуждают от «духовной спячки».
Нож, с одной стороны, можно рассматривать как фаллический символ. В этом смысле нож и проступившая кровь могут символизировать дефлорацию. С другой стороны, нож являлся ритуальным инструментом жертвоприношения, обрезания и мученичества, разрушительным символом. Действительно, зачем героиня держала в руках нож? Не было ли у нее суицидальных мыслей? Нож является инструментом, благодаря которому человек может разорвать связь с материальным миром, а также нож — это оружие, пригодное для нападения и защиты.
Кровь является ритуальным символом жизненной силы. Считалось, что кровь содержит часть божественной энергии, дух личности. С другой стороны, женская менструальная кровь является свидетельством достижения девочкой половой зрелости. В некоторых архаических культурах было принято поливать менструальной кровью поля, для того чтобы после собрать богатый урожай. Также существовал обычай натирать стопы девушки менструальной кровью, символом ее инициации, взросления. Возможно, в сказке Христины имеются отголоски тех древних ритуалов, память о которых хранится в коллективном женском бессознательном.
Таким образом, нож, упавший на ногу героине, и проступившая кровь могут символизировать акт женской инициации, взросления.
Камин является источником тепла. Так же как и печь, символизирует духовное очищение. Огонь, источник духовной силы, в данном случае является дополнительным источником энергии.
Итак, символический анализ сказки позволил нам раскрыть глубинные ресурсы личностного развития ее автора. На символическом уровне героиня взрослеет, расстается с наивностью и некоторой ограниченностью. Пусть пока это происходит в большей степени неосознанно, но сказкотерапевт может использовать ресурс символов в медитативных сказках и других упражнениях.
5. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки.В сказке Христины прослеживается конфликт внешний и внутренний. Внешний конфликт связан с качеством взаимоотношений с родителями и другими людьми, с ситуациями давления и пренебрежения чувствами и внутренними процессами автора сказки. Христина еще недостаточно зрело строит взаимоотношения с внешним миром, что вполне допустимо в шестнадцать лет. Доброта без меры — вот одно из проявлений внешнего конфликта. Вероятно, девушка не всегда может строить отношения партнерства, равного обмена. Потребность в признании и любви может провоцировать излишнюю доверчивость, вследствие чего могут возникать ситуации, влекущие за собой разочарования, боль, обиду. Так проявляется поврежденный инстинкт.
Внутренний конфликт связан с нереализованной потребностью быть любимой, компенсированной фантазиями.
В сказке немало и ресурсов, проявленных через символы. Море, нож, нога, кровь, камин — все эти символы содержат ресурсы женской инициации, взросления, приобретения здоровой чувственности и ощущения реальности. Кроме того, в сказке Христины есть и самый верный ресурс — хороший конец. Он указывает на актуализацию процесса позитивного самопрограммирования на бессознательно-символическом уровне.
6. Определение перспективных задач психологической работы с Кристиной
В сказке Кристины есть указание на пробуждающиеся процессы самоактуализации, личностного роста. Поэтому основная задача сказкотерапевта — максимально содействовать этим позитивным процессам. Каким образом это может быть сделано?
Во-первых, Христине явно недостает психологической информации о динамике и закономерностях женской самореализации, поэтому необходимо, оттолкнувшись от ее сказки, поговорить об этом.
Во-вторых, Христина, имея выраженную потребность в любви и признании, может стремиться приобрести их различными способами. Поэтому сказкотерапевту необходимо развивать самоуважение девушки, обсуждая ее творческие возможности, созидательные способности и уникальные особенности личности. Содействовать тому, чтобы именно через реализацию своих способностей она получала заслуженное признание.
В-третьих, Христине не хватает опыта конструктивного поведения и противостояния конфликтным и другим разрушительным ситуациям, основанным на взаимодействии с людьми. Поэтому сказкотерапевту необходимо обсуждать сложные жизненные ситуации, анализируя с девушкой их глубинный и социальный смысл, и постепенно формировать эффективные модели поведения.
В-четвертых, отдельное внимание необходимо уделить обсуждению реальных взаимоотношений с родителями и партнером, понять их сценарий, смысл и урок на основании опыта предшествующей психологической работы.
Пример второй
Яна, 17 лет
Жизнь-игра
Жила-была девочка, она была маленькая и беззащитная. Как и у многих нормальных детей, у нее были мама и папа, старший брат. Она все время считала себя очень одинокой, никто ее не понимал, подруги не понимали ее идеи, рассказов, им было неинтересно общаться с ней. Ей было не с кем поделиться своими мечтами. Родители полностью отвергали ее нереальные представления о жизни. Она считала себя героиней одной вечной сказки под названием «жизнь». Ей было очень тяжело, она постепенно росла и становилась умней. Вскоре в своей сказке она могла контролировать сюжет, менять героев, управлять их мыслями, как марионетками. В итоге родители стали волноваться за ее странное изменчивое поведение. Когда девочка подросла и ей исполнилось 14 лет, она познакомилась с молодым человеком, который дополнил ее сказку «жизнь». Он был совершенно такой же, как и она. Когда они были вместе, она была будто в раю. Они полюбили друг друга. Она взлетала все выше и выше, не думая о том, что может упасть. Она уже перестала контролировать сюжет сказки, настолько ей было хорошо. Но как только она потеряла контроль, ее милый принц полюбил другую. Девочка узнала об этом, ее падение было настолько сильным, что, возможно, никого она не сможет больше полюбить. Уже прошло несколько лет, атак никто и не вошел к ней в доверие. Она совсем одинока, хоть этого никто не замечает. У нее есть друзья, подруги, но даже они никогда не ответят на вопрос: «что с ней?»
Она потеряна в этом мире, ей нечего ловить здесь. Она лишь мечтает и живет этим. Вся ее жизнь — сказочный сюжет: сказка была хорошей, но окончилась плохо. Конечно, она еще слишком молода и все еще впереди, но в настоящее время ей все хуже и хуже. Такое состояние может привести к замкнутости в себе, и о какой тогда лучшей жизни можно говорить.